17 октября - iatochka.news, 17:39. Ученые говорят, что мы состоим из того, что едим и пьем. Судя по качеству воды, жители Ленобласти превращаются в металлических роботов. А ситуация с качеством H2О все ухудшается. «Точка» разбирается, можно ли спасти ситуацию, и кто должен выступать в качестве Аркадия Паровозова.
А воз и ныне там
В октябре Леноблводоканал и Водоканал Санкт-Петербурга подписали соглашение о сотрудничестве. Взаимодействие будет заключаться в обмене передовыми технологиями и опытом при эксплуатации централизованных систем водоснабжения (и водоотведения тоже, но уже другая история). Так же совместно будет идти поиск эффективных решений в области онлайн мониторинга качества воды в поверхностных источниках.
Звучит, словно подобная работа вообще не велась, хотя это очевидно не так. Водопровод из деревянных труб к своему дворцу подвел еще Александр Меншиков. А «Акционерное общество Санкт-Петербургских водопроводов» основали аж в 1858 году.
Возникает резонный вопрос: неужели в наш информационный век обмен технологиями требует заключение каких-то соглашений? Все-таки Невский край - это по сути одна территория со сходными проблемами. И нормативы у нас одинаковые, ведь предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ не зависят от прописки граждан.
Люди бьют тревогу
Казалось бы, тема водоснабжения у нас имеет древнюю и славную историю. Но, судя по комментариям в Telegram-канале Александра Дрозденко, ситуация далека от благополучия.
«Добавлю еще о качестве воды - краны забиваются известью, воду используем только для бытовых целей», - пишет Ирина Трошкина под сообщениями о проблемах в поселке Коммунар Гатчинского района.
«Вот такая вода течет из крана в г. Ивангород!!!!!! Как мыться в такой воде господа руководители?!!!!!» - вопрошает Андрей Корольков, сопровождая гневное восклицание фотографией коричневой жидкости в раковине.
«Обратите внимание на Выборг. На протяжении трех недель в городе из кранов ХВ в квартирах льется вода желтого цвета. Жители не могут готовить пищу, принимать ванну, стирать вещи», - призывает Ольга Геннадьевна.
Водоканал «успокаивает»
И хотя недовольство граждан может иметь разные причины, комментарии специальных служб намекают, что, мол, не все в человеческих силах.
«За последние дни ситуация ухудшилась из-за большого количества осадков, которые повлияли на повышение уровня цветности и мутности исходной воды. Ситуация временная - рассчитываем, что в течении двух - трех дней будет нормализована. В целом вода безопасна для потребления», - в ответ на обращения по поводу пугающего граждан странного цвета сообщает пресс-служба Леноблводоканала.
То есть, для начала следует разобраться, что понимается под указанным словосочетанием.
Дитя ландшафта
То, чем мы умываемся и пьем, есть продукт местности, в которой осуществляется водозабор. Физико-химический состав H2О зависит от характера горных пород по которым (или внутри них) вода протекает. Важными факторами влияниями являются характер растительных сообществ на поверхности: бежит ли река через болото или по скалам Карельского перешейка. И, конечно же, все сильнее оказывает влияние уровень антропогенного воздействия.
При этом в местности, которая, казалось бы, не затронута промышленным производством могут выходить в виде родника загрязненные в другом месте грунтовые воды. И наоборот.
Различия наблюдаются даже в пределах одного района. Например, водичка добываемая из скважин во Всеволожском районе при залегании до 100 метров, как правило, содержит большую примесь железа. Если пробуриться глубже ста метром, то к «ферруму» прибавляются фтор и общая минерализация.
В Гатчинском, Волосовском, Ломоносовском районах, то есть там, где близко залегают известняки, «продукция» водоканала будет известковой, обеспечивая соответствующий налет на чайнике.
Реки же и озера порой таят в себе не меньший спектр сюрпризов: нитраты, пестициды, гербициды, нефтепродукты, тяжелые металлы и СПАВ (это вещества появившиеся в природной среде благодаря использованию людьми стиральных порошков и моющих средств).
Скважина или река
В целом подземные воды имеют большую жесткость, обогащены железом, марганцем. Таким образом, главная река Санкт-Петербурга, Ладожское озеро и чистые реки востока региона все-таки являются лучшим вариантом для водоснабжения по многим параметрам. Пуская их во многом питают родники, но формирующая водосбор дождевая влага потенциально самая чистая.
Естественные и рукотворные источники несут людям разную по качеству воду. Поэтому надо не забывать про технические аспекты. Родником не напоишь большой город. А обеспечивать работу водопровода, питаясь от болота, затруднительно. За поставляемым в квартиру конечным продуктом стоят постоянные хлопоты и много технических решений: контроль за качеством, очистка, водоотведение, прогноз запасов на будущее.
Можно очистить любую воду
Современные технологии позволяют очистить практически любую жидкость. Адсорбция, обратный осмос, электростатическое осаждение и ионный обмен - все эти способы на вооружении современной науки. Вопрос только в цене вопроса.
Но очищать воду до состояния «родниковой» нет необходимости, так как на прием внутрь идет меньшая часть потребления. Не говоря уже о том, что дистиллят H2О вреден для человека. Его постоянное употребление ведет к вымыванию солей из организма. Мойка посуды, себя любимого и санузел составляют основной внутриквартирный расход.
В результате совмещения экономической целесообразности с биологическими потребностями были выработаны оптимальные технологии для водоочистки. И на настоящий момент задача профильных служб в поддерживании того, что течет по водопроводу, параметров качества, закрепленных нормативными документами.
Нужно решение
В теории все возможно и достижимо. Но на деле регион постоянно сталкивается с ухудшением качества исходного материала, авариями и иными форс-мажорными обстоятельствами. Именно для минимизации такого рода рисков и было заключено упомянутое соглашение между водоканалами.
То о чем мы говорили - это объяснение, почему качество воды неудовлетворительное. Но людей интересуют не сложности, с которыми сталкиваются специалисты, а конечный продукт заливаемый в чайник.
«Будьте добры решите эту проблему, иначе будем вынуждены идти с этой проблемой до Москвы», - пишет Андрей о ситуации с водоснабжением Выборга.
«Леноблводоканал вероятно не представляет, что его ожидает в случае эпидемии в Выборге от поставляемой жидкости под названием «вода», - пишет пользователь под ником mmm.
Придется ли вмешиваться Москве
Как вы уже поняли, при нынешнем уровне развития научной мысли проблема водоснабжения носит скорее не научный, а финансовый характер. При должном выделении средств обеспечение надлежащего качества воды вполне реально. Эту проблему необходимо решить на региональном уровне. Надо поскрести по сусекам, а не ждать Аркадия Паровозова. Это лучше, чем признаваться перед Москвой, что мы не в состоянии удовлетворить базовые потребности граждан.
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.
Источник: https://iatochka.news/