Найти тему
historia brittonum

Главная английская пропаганда XVI века. Авторы тюдоровского мифа. Часть 2.

Эта статья прямое продолжение предыдущей статьи. Поэтому рекомендую сначала ознакомиться с ней:

Статья является продолжением цикла "Тюдоровский миф. Главная английская пропаганда XVI века." С другими частями цикла можно ознакомиться переходя по ссылкам в конце статьи.

Следующим автором, который сыграл значительную роль в создании тюдоровского мифа стал Эдуард (или в другом переводе – Эдвард) Холл. Его труд «Союз благородных и прославленных домов Ланкастеров и Йорков» стал одним из важнейших этапов эволюции т. н. тюдоровского мифа.

Вообще для русскоязычного пользователя Холл остаётся довольно неизвестным персонажем. Несмотря на то, что зарубежные историки активно обращались к творчеству Холла, отечественные историки XIX и XX века не особо обращали внимание на него, а вышеназванный труд до сих пор не был переведён на русский язык.

Эдуард Холл родился в 1498 г., подобно значительной части английских историков и хронистов, он был сыном процветающего горожанина – лондонского торговца бакалеей. Он получил образование на юридическом факультет Кембриджа (сначала в Итоне, затем в Куинс-колледже), избрал судебную карьеру, в которой весьма преуспел. Холл дважды становился депутатом парламента (в 1529 и 1542 гг.), а также участвовал в городском самоуправлении – был сержантом (1533), а затем помощником лондонского шерифа (1535). Холл интересовался историей в течение всей жизни. Его главный труд «Союз благородных и могущественных семейств Ланкастеров и Йорков», по всей видимости, был написан в промежутке между 1534 и 1547 гг. Источниками для написания своего труда служили уже известные нам «История Ричарда III» Томаса Мора «История Англии» Полидора Вергилия, а также другие хроники и произведения XVI века.

Обложка "Союза..." Эдуарда Холла
Обложка "Союза..." Эдуарда Холла

Произведение Холла охватывает события начиная с 1399 года и заканчивая смертью Генриха VIII. В «Союзе» одним из «главных злодеев» становится Маргарита Анжуйская, в результате которой, по мнению Холла, началась междоусобица в Англии.

Маргарита Анжуйская. Кадр из сериала "Белая королева".
Маргарита Анжуйская. Кадр из сериала "Белая королева".

Примечательно, что до этого Маргарита если и описывалась хронистами и историками, то в достаточно нейтральном статусе. Конечно, Холл не мог не пройтись по личности Ричарда III, которого он, наряду с другими уже знакомыми для нас авторами, обвинил его в серии убийств и захвату власти. Приход к власти Тюдоров, по мнению Холла, изображается не просто династическим слиянием двух королевских домов, но органичным политическим компромиссом, положившим конец многолетнему кровопролитию. У Холла еще достаточно много интересных моментов, описываемых в «Союзе». Я не буду тратить время на полный разбор его произведения, но советую почитать статьи русского историка Е.Д. Браун на эту тему.

«Союз» Холла стал одним из главных источников для создания исторических пьес известного английского драматурга Уильяма Шекспира.

Этого красавца знают все.
Этого красавца знают все.

Про биографию Шекспира, думаю, нет смысла рассказывать, все мы проходили в школе его и его произведения. Остановимся подробнее на его пьесах. Можно сказать, что "исторические хроники" Шекспира стали апогеем и логическим концом формирования тюдоровского мифа. Неизвестно, чем руководствовался Шекспир при создании своих произведений, однако я встречал мнение, что, создавая «политически верные» пьесы, он надеялся, что правящая династия обратит на него внимания, тем самым прославив драматурга. Но это стоит отдельного обсуждения. Многие отмечают, что Шекспир не пытался создать исторически верные произведения, ему, как драматургу, интереснее было преподнести события с более драматической точки зрения. Поэтому в его "хрониках" (хотя хрониками-то по сути они и не являлись) достаточно исторических огрехов и отступлений.

События Войн Роз описываются у Шекспира в известных для всех пьесах "Генрих VI" и "Ричард III". Шекспировская версия конфликта облекла представления о Войнах Роз в предельно драматическую, эмоционально напряженную форму. Все короли из домов Ланкастеров и Йорков, за исключением Ричарда III, объявлялись достойными государями. Вина за развязывание конфликта возлагалась на окружение Генриха VI (прежде всего на его супругу Маргариту Анжуйскую, а также на королевских фаворитов – графа Саффолка и герцога Сомерсета). Наконец, эпоха борьбы за власть (1450-е – 1483 гг.) провозглашалась самым жутким и кровавым временем в истории Англии. Стоит отметить, что в трагедиях Шекспира характеристики действующих лиц были доведены до логического завершения – Ричард III превратился в монстра и тирана, Маргарита Анжуйская – в злобную фурию, Генрих VI – в святого.

Продолжение следует...