Вы спросите, кому это сейчас интересно? Какая разница, где они находились, как назывались, ведь их уже не осталось, зачем о них вспоминать. Ведь сейчас нас окружают современные, модные залы с удобными креслами, барами, даже закусками, напитками. Но я все-таки решил покопаться в материалах и написать статью о том, какие же были эти кинотеатры, как они назывались и какое влияние оказали на развитие российского кинематографа в целом.
А появились первые залы для просмотра фильмов в нашей стране задолго до появления самой индустрии производства кино. Все ленты были заграничного происхождения, а названия кинотеатров поражали экзотикой – «Монплезир», «Гранд-электро» и др. В них демонстрировали короткие фильмы, длительностью всего в несколько минут, но именно их первые зрители воспринимали чудом движущихся картинок на экране. С этого момента новый аттракцион прочно вошел в столичную жизнь. Именно аттракцион, поражающий воображение и щекочущий нервы. Искусством кино стало намного позже, когда на смену дельцам, в него пришли настоящие романтики, поэты, фантазеры, преданно положившие свои жизни на алтарь творчества.
Первый стационарный кинотеатр открылся в Москве 1 января 1903 года. Назывался он «Новый электрический театр». Реклама прошла во многих газетах, зазывные тексты приглашали жителей столицы посетить театр и насладиться невиданным ранее зрелищем при помощи технического аппарата биографа. В репертуаре анонсировали – феерии, оперы со сцен всего мира, комические сюжеты, новости и пр. Этот кинотеатр находился рядом с нынешним «Детским миром» в большом 4-х этажном здании, прямо в центре города. Стоимость билетов начиналась с 30 копеек и доходила до 1 рубля.
Демонстрировались в основном картины, снятые на первых мировых студиях под руководством Люмьера и Мельеса (Франция), Эдисона (США).
Такого явления, как прокат, тогда еще не было, поэтому приходилось покупать только копии. Сколько копий кинотеатр покупал, столько и мог показывать, что было крайне неудобно. Если у владельца было два кинотеатра, то приходилось покупать две копии одного и того же фильма.
Первыми фильмами, которые увидели москвичи на экранах, были легендарные ленты, завоевавшие популярность во всем мире: «Путешествие на луну» и «Гулливер» (реж. Жорж Мельес). Но спрос стал настолько велик, что на экраны вслед за игровыми картинами хлынули бытовые зарисовки, которые очень понравились зрителям. Среди них самой популярной стала хроника «Последнее пребывание Их Императорских Величеств во Франции на маневрах».
С этого момента в Москве прочно утвердился формат стационарных кинотеатров, расположенных в отдельных зданиях. Ведь раньше в качестве аттракциона-фокуса фильмы показывали на ярмарках, в балаганах и цирковых шатрах. В новый кинотеатр потянулась публика побогаче и посолиднее. Владельцы, стараясь угодить придирчивым посетителям, делала их пребывание в кинотеатрах, как можно комфортнее.
Вскоре открылся второй кинотеатр, который назывался не менее помпезно - «Электро-космографический театр». Тогда еще не было понятия «проекционный киноаппарат», поэтому зрителей завлекали самыми фантастическими техническими названиями, в данном случае: космографом.
В то время приобрели популярность снятые на пленку спектакли и балеты. Сняты они были с одного ракурса общим планом, но тогдашнего зрителя это не смущало, понятие монтаж только входило в обиход, а деление на средние и крупные планы и вовсе не существовало.
7taky5KFdFoPRxc967obHP
А кто же были те люди, которые стали первыми владельцами кинотеатров? О первом история умалчивает, а вот второго она нам оставила на память – им стал некий М.А. Аксюк, бывший военный. Что это был за человек и как он попал в кинематограф неизвестно, но абсолютно понятно, что его дело стало очень важной вехой в распространении нового вида искусства не только в массы, но и в производство. Ведь многие из его первых зрителей решили связать свою жизнь с этим невероятно притягательным явлением и впоследствии стали видными деятелями российского кинематографа.
Как такового производства кинофильмов не было и в Европе и в Америке. Картины оставались штучным товаром, поэтому репертуар очень долгое время оставался одним и тем же. Причем в обоих кинотеатрах. Это были фильмы братьев Люмьер, Жоржа Мельеса, фирмы Пате, которая была основана в 1896 году и остается действующей до сих пор.
Далее кинотеатры стали появляться на улицах столицы регулярно, их названия менялись, появлялись новые, но большинство из нас смогут назвать лишь несколько известных старинных кинотеатров.
«Художественный», расположенный на Арбатской площади, открыт в 1909 году и «Дом Ханжонкова» на Триумфальной площади, открыт немного позже, в 1913 году и это совсем другая история.
7taky5KFdFoPRxc967obHP