Найти в Дзене

Дети Замолксиса. Часть 5.3 Время героев

Эту карту мы уже видели в предыдущем посте, но следует отметить, что относительно границ на Балканах Лисимаху ее создатели сильно льстят. Владения царя во Фракии были раза в два меньше, судя по всему.
Эту карту мы уже видели в предыдущем посте, но следует отметить, что относительно границ на Балканах Лисимаху ее создатели сильно льстят. Владения царя во Фракии были раза в два меньше, судя по всему.

С подробностями этого похода у нас не очень все хорошо. Ясно только, что геты опять победили, в плен теперь попадает сам Лисимах, Дромихет вновь проявляет мудрость и отпускает Лисимаха, заключив с ним окончательный мир. Одна из стратегем Полиэна (VII, 25) позволяет сделать вывод, что геты победили хитростью: стратег гетского царя Севт (имя одрисское и царское!) перешел на сторону Лисимаха, доказал свою верность и вызвался быть проводником, заманив македонское войско в местность, где оно обессилило от голода и жажды. Подтверждает такую тактику гетов и Диодор, который приводит следующий эпизод: «12. Когда армия Лисимаха жестоко страдала от голода, и его друзья настойчиво советовали ему спасать себя как он сможет, а не надеяться на безопасность в лагере, он ответил им, что не благородно обеспечить позорное спасение себе, отказавшись от своей армии и своих друзей» (Diod. XXI, fr. 12). Тяжелые условия, в которые попал Лисимах, очень напоминают те, в которые скифы заманили войско персов в 513 г. до н.э. Но, о переправе через Дунай ни один источник не сообщает. Правда Страбон явно отождествляет «гетов Дромихета» с «пустыней гетов», что объясняется реалиями его времени, когда задунайские геты становятся чрезвычайно могущественными. Павсаний же сообщает, что Лисимах по договору вынужден был уступить какие-то свои владения «за Истром». Что это такое, не очень понятно, но задунайские владения у Лисимаха могли появиться только после разгрома скифов в 313 г. до н.э. Окружить македонян в заслушливых областях геты могли и в Добрудже. Наконец, никто не говорит, что это была именно именно степь. Готы в 251 г. н.э. точно также загнали римское войско в болото при Абритте.

Примерные границы "царства Дромихета" по мнению болгарских археологов
Примерные границы "царства Дромихета" по мнению болгарских археологов

У меня есть некоторые сомнения относительно первой войны с Дромихетом. Павсаний (I. IX. 6) указывает на то, что одни считали, что в плен попал Лисимах, а другие, что Агафокл. В таком случае, можно предположить, что Лисимах, стыдясь своего поражения просто стал распространять слухи, что пленили не его, а его сына. Победа Дромихета стала сенсацией в античном мире и быстро превратилась в притчу о превосходстве простого варварского быта над эллинистической роскошью Притчу для нас сохранил Диодор: «(2) Дромихет, царь фракийцев, оказывал царю Лисимаху всякие знаки гостеприимства, поцеловал его, и даже называл его "отец", а затем привел его и его детей в город, называемый Гелис (Helis).
(3) Захватив армию Лисимаха, фракийцы собравшись, в запальчивости кричали, что пленный царь должен понести наказание среди них. Это было бы справедливо, кричали они, что множество тех, кто делил опасности битвы, должно обсудить и решить, что же делать с пленными. Дромихет выступил против наказания царя и указал солдатам на преимущества сохранения ему жизни. Если бы тот быть казнен, говорил он, другие цари, возможно, и более опасные, чем их предшественник, взяли себе власть Лисимаха. Если, с другой стороны, его жизни будет спасена, он бы отплатил благодарностью фракийцам, и без опасности для себя, они бы вернули крепости, которые ранее были фракийскими. (4) Когда толпа выразила свое одобрение такой политике, Дромихет разыскал среди пленных друзей Лисимаха тех, кто обычно постоянно находился при нем, и привел их пленному монарху. Затем, принеся жертву, он пригласил Лисимаха и его друзей на пир вместе с наиболее подходящими фракийцами. Он подготовил два набора лож, используя для общества Лисимаха царскую обстановку, которая являлась частью добычи, но для себя и своих друзей - простые подстилки из соломы. (5) Подобным же образом, он приготовил два различных кушанья, и поставил перед своими иностранными гостями щедрый ряд всякого вида яств, сервированных на серебряных приборах, а перед фракийцами были поставлены скромные кушанья, приготовленные из трав и мяса, им еда подавалась на дешевом столе. Наконец, свои гостям он наливал вино в золотые и серебряные кубки, но а своим соотечественникам, как это было в обычае гетов, в чашах из рога или дерева. После того как они пили какое-то время, он заполнил большой питьевой рог, и обращаясь к Лисимаху, назвав его "Отец", спросил его, какой пир кажется более подходящим для царей, македонский или фракийский. Лисимах ответил: "македонский". (6) "Почему же тогда", спросил он: "оставив такой образ действий, великолепный образ жизни, а также наиболее славное царство, ты желаешь пребывать среди людей, являющимися варварами и ведущими звериное существование, и суровую землю, лишенную выращиваемого зерна и плодов? Почему ты стараешься идти против природы, приведя армии в такое место, как это, где ни одно иноземное войско не сможет выжить в открытом месте?" В ответ Лисимах сказал, что в отношении этого похода он действовал слепо; но в будущем он постарается помогать ему как друг, и отплатит по возвращении добротой за доброту. Дромихет выслушал эти слова любезно, получил назад районы, захваченные Лисимахом, возложил диадему на его голову, и отпустил его своим путем».
Как бы там ни было, между гетами и Лисимахом было достигнуто взаимопонимание. Лисимах уступил какие-то земли «за Истром», был заключен союз, скрепленный браком Дромихета на дочери Лисимаха. Полагаю, что урегулированию конфликта должна была способствовать и международная обстановка. Уже в 298 г. до н.э. во Фракию впервые вторгаются кельты. Иллирийцы испытывали их давление уже давно. В этих условиях мир был важнее. Впрочем, Лисимах не оставил стремления расширить свое царство за счет соседей. В 288 г. до н.э. он участвует в разделе Македонии с эпирским царем Пирром, а затем изгоняет союзника. В руках престарелого Лисимаха оказалась вся Македония. Где-то между 286-284 гг. он коварно оккупирует Пеонию, откуда изгоняет законного царя Аристона. Под старость он совсем лишился рассудка, казнив своего наследника Агафокла из-за интриг своей молодой жены – дочери египетского царя Птолемея. Его внуки, собственные дети и друзья Агафокла бежали к Селевку, который воспользовался возможностью разделаться со своим старым товарищем. В 281 г. до н.э. на равнине Курупедион в Малой Азии два последних диадоха встретились в бою. Удача была на стороне Селевка, который ненадолго пережил Лисимаха- Селевка убил Птолемей Керавн, другой сын египетского царя Птолемея.
Балкано-малоазийская держава Лисимаха развалилась. В азиатской части появилось государство Пергам. В Македонии после смуты, длившейся несколько лет, закрепятся потомки Антигона Одноглазого. Пеония вернет себе независимость. Фракийские владения распадутся на множество племенных царств и независимых полисов. В 280 г. до н.э. Балканы подвергнуться вторжению кельтских орд, которые разорят Македонию, Пеонию, дойдут в Элладе до Дельф, пройдут огнем и мечом по Фракии и переправятся в Малую Азию, которую будут терроризировать не одно десятилетие. Ок. 276 г. до н.э. один из вождей кельтов Комонторий основал свое «царство» в Юго-Восточной Фракии. Его центр – городище Арковна – находился к югу от Гетского царства Дромихета, но сами геты, кажется не сильно пострадали от кельтского вторжения. Резиденция гетских царей в Сборяново (вероятный Гелис) продолжает существовать до середины III в. до н.э. и гибнет в результате землетрясения, а не нападения врагов. После этого гетские цари просто переехали на новое место. Дромихет мог и не дожить до кельтского вторжения. Примерно 281 г. до н.э. датируется начало чеканки царя Спаратессы. Но, это уже другая история.
С уходом диадохов, Севта III, Дромихета и других их современников ушло удивительное поколение создателей государств. Не все из этих государств пережили своих создателей. В первую очередь это относится к фракийским царствам. Но, история гетов на этом не заканчивается, более того, она находится лишь в начале.