Хочу продолжить тему одной из предыдущих статей - архивные фото художников-фарфористов. Помимо снимков, где авторы предстают перед нами со своими творениями или в процессе работы над ними, в сегодняшнюю статью добавлю больше фотографий из личной жизни. Наша сегодняшняя героиня - Анна Адамовна Яцкевич (1904-1952), художник по фарфору, создатель знаменитой росписи “Кобальтовая сеточка”
Анна Яцкевич родилась в Санкт-Петербурге, в 1924 году закончила школу, на следующий год поступила в Государственный художественно-промышленный техникум. В 1930 году выпустилась с квалификацией художника по фарфору, книги и плаката. В годы обучения проходила производственные практики на заводах “Красный фарфорист”, “Коминтерн” и ЛФЗ, где с 15 января 1932 г. стала работать в художественной лаборатории, связав с предприятием всю свою недолгую жизнь
Фотографий с художницей я нашла не много, но по ним можно проследить некоторые этапы творческого пути. На снимке 1936 г., Анны Яцкевич запечатлена за работой над сервизом “Московское метро”. Автор формы “Крокус” - главный художник завода Николай Михайлович Суетин
Самая знаменитая роспись Анны Адамовны - “Кобальтовая сеточка”. Еще в январе 1941 г., Яцкевич начала обдумывать рисунок с использованием сетчатого орнамента - возможно в основе были мотивы сервиза Венской фарфоровой мануфактуры, хранившиеся в фондах заводского музея или сервиза “Собственный” Елизаветы Петровны середины 18 века - именно его рельефная золоченая сетка с пурпурными незабудками на пересечении линий, послужила прообразом для создания кобальтовой росписи
Оставаясь во время войны в Ленинграде, в мае-июне 1944 года, Анна Яцкевич расписала предметы сервиза “Тюльпан” сине-золотым орнаментом на белом фоне. Округлые дольчатые формы сервиза органично оплетались кружевным кобальтовым рисунком, дополненный золотыми “жучками”, стилизованными цветочными орнаментами и отводками. Первый сервиз был подарен директору завода И. М. Лейбману. С 1950 г. сервиз стал тиражироваться на заводе. Внедрение в производство и массовый выпуск потребовали технологической доработки. На формы сервиза нанесены желобки, которые помогают вести линии точно, что ускоряет процесс росписи
После окончания ВОВ, Анна Адамовна принимала участие в росписи монументальных подарочных ваз, таких например как "Победа"
Были вазы и поменьше размером, но никак не меньшей художественной ценности, вот еще одно документальное фото, где Анна Адамовна расписывает вазу "Взятие Берлина":
Кроме "Кобальтовой сеточки", ставшей символом ЛФЗ, Анна Яцкевич создала и другие оригинальные росписи сервизов: “Золотая сеточка” с букетами розовых цветов, “Клеточка”, “Ситцевый”, "Синие букетики", “Летний” и многих других
Анна Яцкевич была решительной, энергичной. Летние отпуска обычно проводила на Кавказе в Новом Афоне. В октябре 1951 г. А. А. Яцкевич уйдя в очередной отпуск поехала в Сочи, по возвращению заболела. 13 мая 1952 г. на 48-м году жизни скончалась
Мне очень нравится рассматривать документальные фото с нашими художниками-фарфористами. На снимках не только предметы, созданные их руками, но и мода, макияж, окружающая обстановка, а иногда и внутренний мир... А как Вам такие фото истории?
Понравилась статья?! Ставьте лайк и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ чтобы не пропустить новые публикации, они виды только подписчикам! Все самое интересное впереди!