Ребенок не любит находится в своей комнате, играет везде только не в ней и не хочет оставаться даже не на долго, плохо спит и приходит к вам ночью, не может сосредоточиться, когда делает уроки?…
Причиной такому поведению, как не странно это звучит, порой бывает интерьер детской комнаты, который по каким-то причинам не нравится ребенку, давит на него, а ребенок конечно же этого не понимает и не может объяснить родителям.
Давайте попробуем разобраться хотя бы в части таких причин.
Первая это конечно же цвет.
Дети спокойно реагируют на яркие цвета и в отличии от взрослых они их не раздражают, и даже наоборот стимулируют физическую и умственную активность. Ученые говорят, что яркие цвета для детей - это своего рода «цветовые витамины».
Ребенка в первые два-три года жизни, как советуют психологи, стоит окружать спокойными цветами: бежевый, пастельно-желтый, светлые оттенки голубого, зеленого или розового. Такие цвета создают ощущение уюта и защищенности. А вот игрушки должны быть ярких насыщенных цветов.
Так как ребенок в этот период жизни различает только 3-4 цвета цветовое решение интерьера своей комнаты он не может оценить в полной мере и цветовая палитра детской создается исключительно для психологического комфорта мамы, ведь ребенок очень остро чувствует ее настроение и состояние, ментальная пуповина еще не отрезана.
В связи с тем, что ребенок с возрастом различает все больше и больше цветов, интерьер комнаты к 3 годам можно сделать в более насыщенных цветах. Перед сменой интерьера в детской стоит понаблюдать за ребенком или в процессе игры выяснить какие цвета его больше привлекают и нравятся. К выбору цветового решения детской комнаты нужно отнестись ответственно, ведь правильный выбор может обеспечить психологический комфорт для развития роста, отдыха и игр малыша.
Вторая причина - это зонирование детской с соблюдением эргономики пространства.
Детская комната чаще всего бывает небольших размеров и поэтому важно грамотно организовать пространство, условно разделить помещение детской на зоны для игры, занятий и сна. Чтобы разделить эти три зоны можно использовать перегородки, но только не объемные, например, из деревянных реек или установить легкий стеллаж с небольшими полками и закрепить его к стене, полу и потолку для безопасности. Также разделить пространство визуально можно при помощи цвета – окрасить стены зон в разные цвета или оттенки.
Зону сна лучше располагать подальше от окна и батарей, ближе к входной двери. Кровать для ребенка – это место, где он может уединиться, поэтому ее можно сделать в виде домика или установить за легкой перегородкой.
Если детская для двоих детей, то использовать двухъярусную кровать стоит только когда в комнате места совсем мало и при условии, что детям более трех лет. Дети любят такие кровати, но они не безопасны - высота верхнего яруса, как правило, от полутора метров, вероятность того, что ребенок упадет конечно очень мала, но все же есть. А главное если в вашей квартире или доме не установлена система приточно-вытяжной вентиляции, то на втором ярусе всегда будет душно, особенно в отопительный сезон. Ни для кого не секрет, что сон в душном помещении отрицательно влияет на здоровье. Главные предметы мебели для этой зоны, конечно же стол и стул. Стул должен быть с регулировкой по высоте и с удобной ортопедической спинкой.
Располагать стол лучше ближе к окну. Лучший вариант на первый взгляд – это напротив окна, однако если ваш ребенок рассеянный и ему тяжело концентрироваться, такое расположение стола будет мешать ему сосредоточиться, он в прямом и переносном смысле будет считать ворон за окном.
Стол можно поставить боком к окну, так чтобы ребенок сидел лицом к стене, а свет из окна падал с права или слева в зависимости от того правша он или левша. Для физической активности ребенка в комнате можно установить «шведскую стенку» с дополнительными навесами, кольцами или канатом. Ребенку необходимо периодически сбрасывать лишнюю энергию и стенка для этого самый практичный вариант. Для школьников тоже полезно периодически повисеть на стенке, оторваться от земли. По наблюдениям психологов, после таких зависаний, у ребенка увеличивается концентрация внимания и скорость выполнения домашнего задания. Для того, чтобы спортивный комплекс не превратился в вешалку для одежды и ребенок им пользовался, важное значение имеет расположение комплекса. Лучшее место как показывает практика – это у входа, при таком расположении ребенок точно не пройдет мимо.
Игровая зона, как правило, бывает по всей комнате и как-то это ограничить не получится, но обозначить можно, например, постелить ковер и рядом установить полку или тумбу с ящиками для игрушек. Еще важно предусмотреть место, где может удобно расположиться родитель или няня – это кресло или небольшой диванчик. Дети очень любят уединяться и играть в замкнутых маленьких пространствах. Каждый в детстве наверно строил себе домик из стола или стульев и покрывал. Сейчас мастерить домик из подручных материалов не обязательно, в продаже большой выбор вигвамов, которые не тяжелые, легко складываются и раскладываются, разных размеров и расцветок. Для вещей лучше установить вместительный шкаф с продуманным, рациональным наполнением, можно встроенный. Полки и вешала располагать так, чтобы ребенок с трех лет мог самостоятельно доставать вещи, которыми пользуется ежедневно. Если в комнате не так много места, ящики с игрушками можно расположить в нижней части шкафа. Для школьников необходимы тумбы для учебных принадлежностей и навесные полки у стола. Используйте всевозможные органайзеры, чтобы на столе ребенку было проще поддерживать порядок и быстро находить необходимое. Мест для хранения в детской комнате много не бывает, главное, чтобы позволяла площадь, излишне загромождать детскую комнату тоже не стоит, ребенку необходимо пространство для активных игр и движения.
И третья – освещение.
Освещение в детской комнате важно тщательно продумать, ведь оно влияет и на зрение, и на психику ребенка. Для детской выбирайте самую светлую комнату и лучше без балкона, он затеняет помещение. Лучший вариант для направления окон детской – это юго-восток.
В детской комнате в качестве искусственного освещения, будет недостаточно одной потолочной люстры и настольной лампы. Совместно с общим освещением, необходимо использовать и освещение отдельных зон детской комнаты. Общее освещение должно быть ярким и равномерным.
На правильное развитие зрения ребенка влияют уровень освещенности и цветовая температура ламп. Более того освещение влияет не только на зрение, но и на общее самочувствие ребенка. Например, яркий дневной свет способствует бодрствованию и настраивает на рабочий лад. Приглушенный свет теплых желтоватых оттенков помогает расслабиться и настраивает на отдых и сон.
Равномерное общее освещение дают большие потолочные светильники с абажурами из полупрозрачного материала. Еще один из вариантов - использовать поворотные трековые светильники, которые можно отрегулировать так, что будет освещаться все пространство комнаты.
Лампы с холодным свечением 5800-6000 К категорически не рекомендуется использовать в детских комнатах, они раздражают зрение и угнетают психику ребенка.
Настольную лампу лучше выбирать с диммером, с помощью которого ребенок сможет регулировать яркость лампы в зависимости общей освещенности комнаты и рода занятий. Считается, что для занятий лучше выбирать световую температуру 4000-4200 °К (нейтральный белый свет с желтоватым оттенком).
Обязательно надо установить светильник у кровати с теплым желтым светом, с цветовой температурой 2800-3000К. Он поможет вам без проблем проверить ребенка, когда он спит, а малыш сможет без страха заснуть (если у него есть боязнь темноты).
Если вы хотите основательно подойти к организации детской комнаты или возникли какие-то проблемы уже с существующей детской комнатой, обращайтесь специалистам, которые профессионально занимаются этим вопросом и помогут Вам.
Автор: Русакова Кристина, основатель федеральной сети студий интерьерного дизайна ДКТОМ, мама дочери Евы.