Найти тему
Андрей Филинов

Белорусский национальный художественный музей. Случайная выборка. (Часть первая - русское искусство).

Оглавление

Национальный  художественный музей Республики Беларуссия
Национальный художественный музей Республики Беларуссия

Коллекция русской живописи в Национальном художественном музее Белоруссии богата и разнообразна. Она куда значительней и зарубежной, и национальной. (Всего в музейных фондах более тридцати тысяч произведений). В статье, как водится, случайная выборка полотен, за которые зацепился взгляд автора. Правда их десятков восемь. Не знаю, как смогу... Ну, в путь!

ЛОСЕНКО (1737-1773)

 А.П.Лосенко. Смерть Адониса. 1764
А.П.Лосенко. Смерть Адониса. 1764

Ветреный цветок

Уроженец украинского города Глухова Антон Павлович Лосенко стал основателем исторической живописи в русском изобразительном искусстве. Одаренному мальчику-сироте из крестьянской семьи удалось (это к слову о "тюрьме народов") закончить Академию художеств (она открылась в Петербурге в 1757 году и стала первым в России учебным заведением, где готовили архитекторов, живописцев, скульпторов и гравёров) и съездить на стажировку во Францию и Италию. Как лучший из учеников он посетил Париж. Там молодой художник и написал картину «Смерть Адониса». Возлюбленный Афродиты Адонис, сын Кинира, был смертельно ранен на охоте диким кабаном. Читаем "Метаморфозы" Овидия:

Тут из берлоги как раз, обнаружив добычу по следу,
Вепря выгнали псы, и готового из лесу выйти
Зверя ударом косым уязвил сын юный Кинира.
Вепрь охотничий дрот с клыка стряхает кривого,
Красный от крови его. Бегущего в страхе - спастись бы! -
Гонит свирепый кабан. И всадил целиком ему бивни
В пах и на желтый песок простер обреченного смерти!

Но на картине изображен не этот мифический эпизод, а более поздние события. Оплакивание. Пьета. (Иные философы, сторонники мифологической школы отождествляют античного героя и Иисуса Христа). Вот как у Овидия Афродита стенает:

... Но не все подчиняется в мире
 Вашим правам, - говорит, - останется памятник вечный
 Слез, Адонис, моих; твоей повторенье кончины
 Изобразит, что ни год, мой плач над тобой неутешный!
 Кровь же твоя обратится в цветок.

Так оно и вышло.

Не минуло полного часа, -
А уж из крови возник и цветок кровавого цвета.
<...>цветет же короткое время,
 Слабо держась на стебле, лепестки их алеют недолго,
Их отряхают легко названье им давшие ветры.

Цветок этот нам известен и называется "анемон" или "ветреница". Уверен, что многие из нас знакомы с творчеством Лосенко - хрестоматийный портрет основателя первого русского театра в Ярославле Федора Волкова тоже принадлежит его кисти.

ВИШНЯКОВ (1699-1761)

 И.Я.Вишняков. Портрет И.Н.Коцарева. 1757-59
И.Я.Вишняков. Портрет И.Н.Коцарева. 1757-59

Вотчинных дел советник

Иван Яковлевич Вишняков - искусствоведы называют его «загадочным мастером XVIII в.» - русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из мастеров светского портрета в стиле рококо. Но немало сил отдал реставрации старых и сооружению новых пышных построек: Зимнего, Летнего и Аничкового дворцов, Триумфальных ворот в Москве, Петропавловского собора, Петергофского и Царскосельского дворцов. А портретному мастерству - портреты в сущности все, что осталось от его творческого наследия - учился у французского художника Луи Каравака.

Иван Николаевич Коцарев (1715 - 1759), подвизался при дворе будущего Императора Российского Петра Третьего в качестве правителя комнатной конторы, в бытность последнего еще великим князем. Был он также вотчинных дел Шлезвигголштинским военным советником - что это значит, я так и не выяснил. Википедия этого тоже не знает. Впрочем, этот ресурс на своей странице выдает портрет кисти Вишнякова за самого Вишнякова.

ЩУКИН (1763−1828)

 С.С.Щукин Портрет Павла Первого. После 1798
С.С.Щукин Портрет Павла Первого. После 1798

Орден дорисуем

Степан Семенович Щукин - современник Ф.С.Рокотова и В.Л.Боровиковского, учился в той же Петербургской Академии художеств у Д.Г.Левицкого, и считался одним из самых одаренных его учеников.

Аналогичный портрет Его Величества 1797 года мы найдем в Третьяковке, на котором пытливый взгляд не найдет мальтийского ордена. Звание его великого магистра император принял 10 декабря 1798 года - отсюда и датировка минского полотна.

АНТРОПОВ (1716−1795)

Внучок и бабушка

Алексей Петрович Антропов – один из первых российских художников, начавших писать светские портреты. Как и Вишняков, он учился у упомянутого здесь Луи Каравака. У Щукина мы видели Государя Императора - здесь юного великого князя. Ну и, конечно, портрет его венценосной двоюродной бабки Елизаветы Петровны вашему вниманию. Даму в чепце не опознал...

ЛЕВИЦКИЙ (1735−1822)

"Хитрый и добродушный украинец"

Дмитрий Григорьевич Левицкий живописец известный, имя его на слуху. Придворный художник, мастер парадного портрета и чуть ли не лучший по мнению искусствоведов портретист своего века. Он, как и Лосенко, малороссиянин, но выходец уже из дворянско-поповского рода. Его отец, священник Григорий Кириллович, перебравшись из-под Полтавы в Киев сменил свою гоголевскую фамилию Нос на благозвучную Левицкий. (А то как бы потом художника с такой смешной фамилией приняли в массонскую ложу? К слову "вольными каменщиками" были и Рокотов, и Боровиковский, о которых ниже). Известный нам по лучшему портрету Пушкина Орест Кипренский был его учеником. Константин Паустовский в своем очерке о нем дал блестящую характеристику Левицкому:

... Левицкий - хитрый и добродушный украинец, создавший гениальные портреты кавалеров и дам екатерининской эпохи. Все пытались подражать золотистому теплому тону его картин. Этот тон молодые художники ловили и изучали всюду - в пыльных классах Академии, когда закатное солнце бросало косые лучи на паркет, в отблесках куполов и игре бронзовых шандалов, в зрачках красавиц, позлащенных пламенем свечей. На последних картинах Левицкого золотистый тон исчез. Он сменился фиолетовым и малиновым - холодным и старческим тоном.

Но писал живописец не только придворных. По предположению научного сотрудника музея М.А. Щербаковой, на приведенном портрете изображен Джованни  Паэзиелло, приглашенный Екатериной Второй на службу в России в качестве придворного капельмейстера. В Петербурге работал с 1776-го по 1783-й.  Сочинял комические оперы. К примеру, "Севильского цирюльника" по комедии Бомарше, до того, как этим сюжетом заинтересовались Моцарт и Россини, на которых, как утверждают, композитор оказал влияние.

А со вторым портретом наоборот. Известно, что на полотне Татьяна Петровна Рознатовская, а вот кто она такая - выяснить не удалось.

РОКОТОВ (1735−1808)

Ф.С.Рокотов Портрет А.П.Кутайсовой 1780-е
Ф.С.Рокотов Портрет А.П.Кутайсовой 1780-е

Резвая и турчонок

Федор Степанович Рокотов, как пишут искусствоведы, - мастер погрудного камерного портрета. О происхождении его ходят романтические легенды, что де был он внебрачным сыном генерал-аншефа Петра Репнина, которому многим обязан. Моделями его полотен были персоны знатные: Петр Третий,, Екатерина Вторая и сыновья (законный Павел Романов и незаконный Алексей Бобринский), поэты Майков и Сумароков. Но обширна в его творческом наследии и галерея куда менее известных, а то и вовсе неизвестных персонажей.

Если же говорить о приведенном портрете, он погрузит нас в замечательные истории, какие возможны только в нашем богоспасаемом Отечестве.

Сама Анна Петровна Кутайсова (1760-1848) была дочерью Петра Терентьевича Резвого, представителя известного и богатого петербургского купеческого рода, основатель которого торговал рыбой и получил свою игривую фамилию от самой Елизаветы Петровны, поскольку быстро исполнял ее указания и живо поставлял ко двору живых стерлядей.

Супруг же ее, граф Иван Павлович Кутайсов, был личностью неординарной. В 1770 году при штурме Бендер десятилетний турецкий мальчик был взят в плен и послан генералом Репниным в подарок матушке императрице. Так и вырос при дворе ее внука и наследника Павла Петровича, став его любимцем и штатным парикмахером. Есть легенда, что Павел Первый остался бы жив, если бы Кутайсов не поленился накануне заговора вскрыть полученную им анонимку о готовящемся перевороте.

В браке с ним Анна Петровна родила пятерых детей. Сын Александр героически пал на Бородинском поле.

И, если верить этому источнику, у нас есть удивительная возможность сравнить, портрет 20-ти летней женщины, еще не ведающей о своей судьбе, и ее же фотографию в возрасте 88-ми лет.

ХРИСТИНЕК (1732-1794)

К.Л.Христинек. Девочки.1772
К.Л.Христинек. Девочки.1772

"Зайку бросила хозяйка..."

Разбавим рассказ о портретистах русского происхождения короткой справкой о Карле Людвиге Иоганне Христинеке (или проще -Логине Захаровиче). Немец по происхождению, но уже рожденный в России, он писал портреты внебрачного сына Екатерины Великой и ее фаворита Григория Орлова, готовил картон к знаменитой ломоносовской мозаике "Полтавская баталия". А мое скромное внимание привлекли эти трогательные девочки, так небрежно забросившие своих кукол под кресло... Деталь!

БОРОВИКОВСКИЙ (1757−1825)

Бабушка русской демократии

Этот портрет был написан Владимиром Лукичом незадолго до смерти, когда слава главного светского портретиста уже закатилась, перехваченная новым поколением живописцев. Замеченный еще Екатериной Великой в 1787 году во время путешествия Императрицы в Крым, уроженец Миргорода, сын богомаза Луки Боровика (прослеживается четкая малоросская линия в истории русского портрета) вскоре перебрался в столицу. И после написания портрета самодержицы российской на прогулке в Царском селе в 1794, кто ему только не позировал: он писал великих княжон, дочерей Павла, супругу Марию Фёдоровну, самого императора, Лопухиных, Гагариных, Куракиных и прочая.

Екатерина Владимировна Родзянко (урожденная Квашнина-Самарина, 1794-1877), рано лишившись матери, несмотря на свой шестилетний возраст, обнаруживала недетскую рассудительность и благоразумие и поражала этими качествами всех своих близких. Сосед по имению Квашниных-Самариных генералиссимус Суворов, часто навещавший их, был очень привязан к маленькой Самариной и любил забавлять ее, навешивая на нее свои ордена. Десяти лет от роду девочку определили в Смольный институт. И, как водится среди его выпускниц, в свое время она была пожалована во фрейлины к Императрице Марии Федоровне. На 24-м году своей жизни, Екатерина Владимировна была помолвлена с полковником лейб-гвардии Гусарского полка Михаилом Петровичем Родзянко. Овдовев после 10-ти лет супружеской жизни, фрейлина осталась с тремя малолетними детьми: сыновьями Владимиром, 8 лет (впоследствии генерал-лейтенант) и Михаилом, 7 лет (впоследствии полковник Кавалергардского полка) и дочерью Екатериной, 5 лет (впоследствии тоже фрейлина). В 1835 Императрица Александра Федоровна предложила ей принять на себя обязанности начальницы Училища ордена св. Екатерины. На этом поприще они и прославилась более всего. Помимо забот об Институте, последние годы жизни Екатерины Владимировны были посвящены воспитанию своих внуков, тоже рано лишившихся матери. Назвать ли это воспитание успешным - не знаю. Ее внук, председатель Третьей и Четвертой Государственных дум М.В. Родзянко стал одним из лидеров Февральской революции, свергнувшей монархию, которой Екатерина Родзянко столь преданно служила.

На самом деле портрет двойной: за левым плечом мы видим изображение ее годовалого сына. И снова у нас есть прекрасная возможность увидеть фотоснимок фрейлины уже на склоне лет.

АРГУНОВ (1771−1829)

 Н.И.Аргунов Портрет Е.С.Жукова 1815
Н.И.Аргунов Портрет Е.С.Жукова 1815

Ополченец

Этот портрет Николай Иванович Аргунов написал уже не будучи крепостным человеком - Шереметьевы написали ему вольную в 1816 году. Отец его- тоже художник, и тоже из шереметьевских.

Его высокоблагородие Ефим Степанович Жуков (1776-1843) на этом портрете еще в чине коллежского советника. В это время он исполнял должность судьи дворянского Совестного суда Московской губернии. На груди соответствующий чину орден Святого Владимира 4-й степени. Источники говорят, что он был награжден этой наградой с бантом, что свидетельствовало о его боевых заслугах - костромской дворянин Жуков принимал участие в Московском ополчении 1807 и 1812 годов. Далее на его мундире орден Святой Анны 2-й степени и (трудно разглядеть) на владимирской ленте скорее всего бронзовая медаль «В память Отечественной войны 1812 года». В 1824 году Жуков получил чин статского советника и должность в Московской губернской гражданской палате.

ВЕНЕЦИАНОВ (1780−1847)

А.Г.Венецианов Портрет Арсения Путятина.1815
А.Г.Венецианов Портрет Арсения Путятина.1815

Княжич

Александр Гаврилович известен нам более своими картинами русского крестьянского быта (даром что происходил из греков переселившихся в Россию в 18-веке и получивших прозвище Венециано). Увлечение русским жанром началось у него как раз после 1815 года, когда был написан этот портрет, после женитьбы и отъезда в имение супруги в Тверской губернии. Там он познакомился с семейством князей Путятиных (из Рюриковичей, на минуточку!), со Степаном Васильевичем, отцом десятилетнего мальчика Арсения. И написал его портрет. Что стало с княжичем далее?

Князь Арсений Степанович Путятин дожил до 1882 года, окончил сухопутный шляхтский кадетский корпус, в разные годы был комендантом мирового посредника Вышневолоцкого уезда и предводителем дворянства. Был избран в числе крупнейших помещиков государства в Комиссию по ликвидации крепостного права и выработке документов по освобождению крестьян. Получил Орден Святой Анны. На его средства в 1872 году был основан и благоустроен женский Казанский монастырь в Вышнем Волочке, где его и похоронили. В браке с Марией Мельницкой у него родился сын Павел, ставший известным русским антропологом, этнографом, археологом и коллекционером. Это под его влиянием Рерих увлекся эзотерикой и прочими восточными учениями. Вот здесь можно увидеть Церковь Святого Духа в Талашкине с мозаикой Николая Рериха

ТРОПИНИН (1776−1857)

Портреты и судьбы

Василий Андреевич тоже из ряда крепостных художников. Он долго жил с семьёй графа Моркова на Украине. Вольную получил только в 47 лет, но успел стать известным и очень востребованным портретистом в Белокаменной. Его называли "халатным портретистом", но вовсе не за небрежность в работе, а за особую, "домашнюю" манеру - не парадные портреты с регалиями, а теплые, естественные и близкие образы. О московском музее Тропинина, где мы найдем и полотна вышеперечисленных портретистов, я уже писал. Кто же изображен на минских полотнах?

Портрет Варвары Ивановны Ершовой,

урожденной Барышниковой , с дочерью Екатериной Гаврииловной - известное и почитаемое полотно. Тропинин выполнял занказ отца Варвары Ивановны – Ивана Ивановича Барышникова , титулярного советника и богатого помещика, владевшего обширными землями в Вяземском и Дорогобужском уездах Смоленской губернии. Портрет старшей дочери с внучкой – один из пяти, которые художник должен был написать для фамильной галереи Барышниковых в имении в Алексине. "Портрет В.И. Ершовой с дочерью” исследователи творчества Тропинина считают лучшим из того, что было создано в конце 1820 – начале 1830-х гг.

Лидия Николаевна Кожина, (1805– 1881)

персона весьма интересная. Она была дочерью отставного полковника Николая Всеволожского (в последствие Тверского губернатора, основателя московской типографии, историка, библиофила, писателя). И родилась от матери-француженки вне брака. Рано вышла замуж за полковника Кожина, много старше ее и быстро овдовела. Во втором браке с 4 февраля 1835 года замужем за французским легитимистом, писателем и путешественником графом Полем де Жюльвекуром (ум. 1845). Вот что пишет о нем князь Александр Васильевич Мещерский в своих “Воспоминаниях”:

Граф Жювелькур, сделавшийся русофилом, был одним из числа первых и редких в то время французов, искренне возмущенных несправедливыми толками, распространенными на западе о России... Он первый задался целью исправить эту несправедливость ... изменить общественное мнение во Франции в пользу России и способствовать сближению этих народов. Он в этом смысле помещал статьи в разных французских журналах и будучи сам поэтом издал в стихах перевод наших народных песен в сборнике под название "Балалайка".

А вот его оценка самой Лидии Николаевны:

Трудно было встретить более кроткую и приветливую личность. Она под самою скромною наружностью скрывала всестороннее образование и редкие в женщине солидные познания.

Почему-то ее называют в некоторых источниках писательницей. В воспоминаниях Мещерский, уделившей близкой подруги своей матери довольно значительное место, ни словом об этом не обмолвился. Может быть, поскольку ее тетки по отцу Анна Голицына и Софья Мещерская не брезговали писательским трудом, тень их упала и на племянницу.

Портрет Н.И. Бера с женой Н.М.Бер.

Николай Иванович Бер — русский врач и балтийский немец по происхождению - родился в 1803 году в Кашире. Окончив Московскую губернскую гимназию, поступил на медицинский факультет Московского университета, по окончании которого, начал службу в Москве в военном госпитале, затем уездным врачом в Козьмодемьянске. (Там к слову открыта блестящая картинная галерея)... Не будем дальше погружаться в биографию Николая Ивановича. Лучше обратимся к романтической и легендарной, скорее всего, истории изображенной на портрете семьи:

Будучи врачом лейб-гвардии Гусарского полка, он встретил Надежду Михайловну, богатую и интересную девушку из старой родовитой семьи <Протасьевых>. Молодые люди понравились друг другу, и Николай Иванович сделал ей предложение. Но её родители не согласились, чтобы их дочь стала женой доктора, которые в то время считались разночинцами. С помощью товарищей, офицеров полка, Николай Иванович увёз Надежду Михайловну из дома. Тройка умчала влюбленных и они обвенчались. Сначала молодые поселились в имении Мешково, принадлежавшем Берам (в Саратовской губернии). Через некоторое время родители простили дочь и дали ей своё благословение. (Из мемуаров Ольги Шеншиной. Архив семьи Бер)

И вновь у нас есть возможность увидеть семейную пару двадцать лет спустя уже на фотоснимках.

БАСИН (1793−1877)

П.В. Басин Портрет С.С.Бибиковой. 1839
П.В. Басин Портрет С.С.Бибиковой. 1839

Лучшие фамилии

Сын чиновника Петр Васильевич Басин родился в Петербурге. В 1811 году поступил вольнослушателем в Академию художеств. Картина "Христос изгоняет из Иерусалимского храма торгующих" принесла художнику известность и академический пенсион для поездки за границу в Италию. Так началась его карьера яркого представителя классической русской школы первой половины XIX века, автора множества исторических картин и портретов. Замечательны его росписи в Казанском и Исакиевском соборе.

Софья Сергеевна Бибикова, (1807-1882),

дочь действительного тайного советника, сенатора и члена Государственного Совета, петербургского губернатора Сергея Сергеевича Кушникова. Внучатая племянница Н.М. Карамзина. Супруга генерала от инфантерии, члена Государственного совета, министра внутренних дел Российской империи, участника русско-турецкой и Отечественной войны 1812 года (под Бородино ему ядром оторвало левую руку), киевского генерал-губернатора, масона и тайного советника.

ТУЛОВ (1792-1855)

Ф.А.Тулов. Портрет Е.М.Шаховской. 1810-е
Ф.А.Тулов. Портрет Е.М.Шаховской. 1810-е

Дважды свояченица декабриста Муравьева

Федор Андреевич известен, как живописец, график, портретист, иконописец. В литературе неоднократно высказывалась версия о крепостном происхождении художника, однако документы, подтверждающие ее, до сих пор не найдены. В 1810-х работал в имении князей Шаховских Белая Колпь Волоколамского уезда Московской губернии, где создал целую галерею портретов представителей этого семейства.

Изображенная на портрете княжна Елизавета Михайловна Шаховская (1797 – 1877) в замужестве носила фамилию Цорн. Дочь князя Михаила Александровича Шаховского и Елизаветы Сергеевны урожденной Головиной. Ее старшая сестра Прасковья (а всего девиц у Шаховских было восемь - говорят Елизавета Сергеевна стала прототипом княгини Тугоуховский из "Горя от ума"), или как ее звали в семье Полина, была первой женой декабриста А.Н. Муравьева. А второй женой Александра Николаевича была другая ее сестра, Марфа.

УГРЮМОВ (1764-1823)

Г.И.Угрюмов. Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года (не позднее 1800)
Г.И.Угрюмов. Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года (не позднее 1800)

От Едигер-Магмета к Симеону Касаевичу

Григорий Иванович Угрюмов для современников был "отцом исторической живописи", едва ли не создателем этого жанра, и слава его затмила славу Лосенко. Наиболее известные полотна - "Испытание силы Яна Усмаря", "Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года", "Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями", "Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года".

Какое выражение силы в Печенежском единоборце! Какое достоинство в Победителе Казани! Какая торжественность в Священном избрании младого Михаила! Живописец, наполненный любви Отечества, он достоин предавать бессмертию славу Российских героев. (М.Н.Муравьев , почетный любитель Императорской Академии художеств).

Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года

из минской галереи авторское повторение. Этот же сюжет мы найдем в Русском музее. Строительство Михайловского замка для императора Павла I потребовало участия лучших художественных сил. Это картина была предназначена для Воскресенского зала дворца. На холсте изображена встреча царя Ивана Грозного с побежденным царем Едигером. Едигер-Магмет - последний казанский царь. Он геройски оборонял Казань, и даже когда русские ворвались в город, с отборным отрядом защищался в своем дворе, пока соратники не выдали своего царя Грозному. Иоанн IV крестил пленного - стал он называться Симеоном Касаевичем. И женил на Марии Андреевне Кутузовой. Свадьба была отпразднована очень весело, причем соблюден был до мелочи московский свадебный обряд. Государь пожаловал молодожену двор и "учинил у него в боярское место Ивана Петровича Заболоцкого и всех чиновников по чину по государскому". Был у Едигера в уделе и Звенигород. Симеон Касаевич остался верен царю и участвовал в его завоевательных походах.

ШЕБУЕВ (1777−1855)

В.К.Шебуев. Смерть Камиллы сестры Горация. 1821
В.К.Шебуев. Смерть Камиллы сестры Горация. 1821

"There are more things in heaven and earth, Horatio..."

Василий Кузьмич Шебуев был учеником Угрюмова. Расписывал Казанский и Исакиевский соборы в Питере. Имел титул придворного живописца. Современники называли его "русским Пуссеном, превзошедшим этого художника".

Сюжет картины заимствован из истории древнего Рима. Это предание о единоборстве между римлянами братьями Горациями и Куриациями, воинами враждебного Риму города Альба-Лонги. Одержавший победу Гораций с триумфом возвращается в Рим. Читаем Тита Ливия:

Первым шел Гора­ций, неся трой­ной доспех <троих Куриациев уложил!>, перед Капен­ски­ми ворота­ми его встре­ти­ла сест­ра-деви­ца, кото­рая была про­сва­та­на за одно­го из Кури­а­ци­ев; узнав на пле­чах бра­та жени­хов плащ, выткан­ный ею самою, она рас­пус­ка­ет воло­сы и, пла­ча, окли­ка­ет жени­ха по име­ни. Сви­ре­пую душу юно­ши воз­му­ти­ли сест­ри­ны вопли, омра­чав­шие его победу и вели­кую радость все­го наро­да. Выхва­тив меч, он зако­лол девуш­ку, вос­клик­нув при этом: «Отправ­ляй­ся к жени­ху с тво­ею не в пору при­шед­шей любо­вью! Ты забы­ла о бра­тьях — о мерт­вых и о живом, — забы­ла об оте­че­стве. Так да погибнет вся­кая рим­лян­ка, что станет опла­ки­вать непри­я­те­ля!"

За это преступление сограждане хотели было казнить героя. Но за него вступился с пламенной речью его отец (не он ли изображен за спиной победителя?):

«Неуже­ли, кви­ри­ты, того же, кого толь­ко что виде­ли всту­паю­щим в город в почет­ном убран­стве, тор­же­ст­ву­ю­щим победу, вы смо­же­те видеть с колод­кой на шее, свя­зан­ным, меж плетьми и рас­пя­ти­ем? ... Сту­пай, лик­тор, свя­жи руки, кото­рые совсем недав­но, воору­жен­ные, при­нес­ли рим­ско­му наро­ду гос­под­ство. Обмотай голо­ву осво­бо­ди­те­лю наше­го горо­да; под­весь его к зло­ве­ще­му дере­ву; секи его, хоть внут­ри город­ской чер­ты — но непре­мен­но меж эти­ми копья­ми и вра­же­ски­ми доспе­ха­ми, хоть вне город­ской чер­ты — но непре­мен­но меж могил Кури­а­ци­ев. Куда ни уведе­те вы это­го юно­шу, повсюду почет­ные отли­чия будут защи­щать его от позо­ра каз­ни!»

Как тут было не пощадить героя!

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК

Неизвестный художник В комнатах 1840-е
Неизвестный художник В комнатах 1840-е

"Изображу ль в картине верной уединенный кабинет..."

Просто неизвестный художник, просто интерьер (с фр. interieur - внутренний). И особенно радует, что названа картина не по-французски, а тепло и по-нашенски: "в комнатах". Покажи мне свой "интерьер", и я скажу тебе, кто ты. Поэтому и заказывали художникам для своих интерьеров изображение интерьера, ибо что лучше расскажет о твоих финансовых возможностях и образе жизни, чем место твоего обитания.

И что же мы видим? Скорее всего неизвестный изобразил свои собственные комнаты, ибо у окна (там светлее) за мольбертом стоит сам художник. Пишет то ли скульптуру, то ли портрет персонажа, ноги которого видны из-за двери, то ли то и другое одновременно. На полу следующее поколение рисует с натуры свою куклу. В соседней комнате то ли супруга, то ли бабушка работает с документами. Как-то холодно в комнатах - даже красивая печь не спасает. Свисающая драпировка наводит на мысль о театральных декорациях, а птичья клетка под потолком (как туда корм доставляют?), вероятно, символизирует подневольную жизнь художника. Как-то так...

БРЮЛЛОВ (1799−1852)

Восточная рубаха и графский халат

Карл Павлович Брюллов - действительно известный, пожалуй, каждому русский художник (живописец, монументалист, акварелист, мастер портрета и прочая). Но кого ни спроси, - скажут: "Последний день Помпеи" (Сам вдохновлялся...)

Я же зацепился взглядом за две картины.

По установлению Аллаха раз в год меняется рубаха - полотно в модном в то время стиле ориентализм. (Это когда восток - дело тонкое). И этот сюжет он повторил не один раз.

В исламе рубаха представляет собой символическую одежду, которая является своеобразным обозначением духовных изменений и обновлений. Ее смена являет форму преданности и служения Всевышнему. Из священных мусульманских книг:

Носите чистую одежду, она укрепляет веру, она приятна Аллаху, она украшает лицо человека и приносит ему великое удовольствие...
О, сыны Адама! Облекитесь в ваших местах поклонения, и одевайтесь красиво, и ешьте и пейте, но не расточайте впустую. Воистину, Аллах не любит тех, кто расточает.
Часто носите белое тканье, ибо оно лучше вашей одежды, и очищайтесь им

Но кажется мне, что установления Корана для Карла Павловича лишь повод еще раз восхититься красотой того, что под рубахой...

Портрет М.Ю.Виельгорского - изображение музыканта, виолончелиста, скажете вы. Как бы не так! Да, но не только. Их сиятельство граф Матвей Юрьевич руководил департаментом Министерства иностранных дел, а до этого воевал с Наполеоном, сражался в Битве народов под Лейпцигом. Вошел в Париж. Ордена на халат не вешают, и будь граф в мундире царедворца, мы бы увидели и Орден Святой Анны, и три Святого Владимир, один из которых 4-й степени с бантом. Но музыкантом был, действительно, профессиональным и в руках у него на абы какой инструмент, а виолончель от самого Страдивари.

КРАМСКОЙ (1837−1887)

От агронома до пророка.

Иван Николаевич Крамской более всего известен своей "Неизвестной". Но нешироко известно, что начинал он как ретушер фотоснимков - фотография в середине века бурно развивалась. Так и говорили о нем: "бог ретуши". Или, что фактически он организовал бунт художников против академии. Прославился портретами, но писать их не любил. Словом, противоречивая натура. Умер он за мольбертом, причем писал портрет известного врача. Неоконченный, его можно увидеть в Русском музее.

Художник Верещагин в своих заметках, впрочем, весьма критических по отношению к Крамскому, очень высоко оценивал его способности портретиста:

Портреты очень хороши, не красками, по большей части фиолетовыми и как-то аптечно разноцветными, а сходством, действительно иногда поразительным. Я не знаю у нас другого художника, который так схватывал бы характер лица. Даже портреты Репина, много превосходя силою красок, пожалуй, уступают силою передачи выражения индивидуальности.

***

Своего коллегу, Марка Матвеевича Антокольского художник писал не раз - его поясной портрет есть в Русском музее. Еврейский мальчик из Вильно, окончив Академию, где научился не только изобразительному искусству, но и русскому языку - в семье говорили на идише, стал известным скульптором, профессором, кавалером французского ордена Почетного легиона.

Антокольский явился с таким необычайным почином, который есть следствие не одного только крупного таланта, но, гораздо еще более, выражение крупной души и своеобразнейшей мысли (В.Стасов)

Нестор Летописец и иван Грозный, Христос и Мефистофель, Петр Первый и Сократ вышли из-под его резца.

***

Агроном Вьюнников тоже фактически портрет неизвестного, поскольку в галерее моделей Крамского (Ивана Шишкина, Павла Третьякова, Льва Толстого, Тараса Шевченко, Салтыкова-Щедрина и доктора Боткина, Императора и Императрицы) выделиться трудно. Но Крамской был демократом и с видимым удовольствием написал портрет просто своего приятеля, не отягощенного славой и титулами.

***

Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море, - мельком прочитав этикетку, я вознегодовал: какое еще Черное море! Моисей раздвинул воды моря Красного! А потом вчитался: Чермное - и есть Красное. Прочтем из Библии, 15-й главы Исхода, как там пророк молился:

Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Господь муж брани, Иегова имя Ему.

Строго говоря, портретист Крамской и здесь написал групповой портрет. Будем считать, что одно колено преклонила сестра Аарона пророчица Мириам. Сейчас присоединятся к ней все женщины с тимпанами и воспоют

....Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море.

За спиной Моисея, видимо и сам Аарон, брат его. Справа по кадру молитвенно сложил руки, пусть будет, Иисус Навин, потому как на нем, похоже, доспех, и предстоит ему Ханаан воевать. (Кто ниц склонился, предположить не могу...)

Этому сюжету отдали должное и столпы западно-европейского изобразительного искусства - Филиппо Липпи, Никола Пуссен.

СЕМИРАДСКИЙ (1843−1902)

Г.И.Семирадский. Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу. 1870
Г.И.Семирадский. Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу. 1870

"Лучше умереть от преступления другого, чем от собственного страха..."

Генрих Ипполитович Семирадский происходил из поляков. И чем хорошо было учиться в Академии художеств в те времена: проявил свои таланты - поезжай за казенный счет учиться в Европу. Семирадский проявил. И очень скоро стал в Европе популярным. На родине его критиковали за академизм, а Третьяков принципиально не покупал картины для своего собрания. Излюбленными темами Семирадского были сюжеты античной истории и раннего христианства.

Картина Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу как раз победила в академическом конкурсе и Семирадский получил шестилетний пансион для Европы. Этот эпизод из жизни великого завоевателя описан две тысячи лет назад в книге "История Александра Македонского" Руфа Курция, когда в походе против персидского царя тот простудился и тяжело заболел. Среди знаменитых врачей, следовавших за Александром из Македонии, был акарнянин Филипп, особенно преданный царю. Он обещал дать лекарство. (Другие лечить отказались - не дай Бог помрет, суровые диадохи не пощадят). В это время царь получил от самого верного из своих царедворцев Пармениона, письмо с предупреждением не доверять своего здоровья Филиппу, которого якобы подкупил Дарий тысячей талантов и обещанием выдать за него свою сестру.

"Решиться ли мне принять лекарство? Ведь если в него положен яд, то окажется, что я заслужил случившееся. Заподозрить ли преданность врача? Допустить ли, чтобы я был убит в своей палатке? Все же лучше умереть от преступления другого, чем от собственного страха".

Отважно, выпив лекарство, он дал Филиппу прочесть письмо, и стал наблюдать реакцию врача.

"О царь, <...> обвинение в убийстве, направленное против меня, будет опровергнуто твоим выздоровлением, спасенный мною, ты дашь мне жизнь. Прошу и заклинаю тебя, отбрось свой страх, позволь лекарству проникнуть в твои вены, облегчи на некоторое время душу, которую твои друзья, несомненно преданные, но слишком осторожные, смущают неуместной заботливостью".

Короче, через три дни Александр Македонский выздоровел.

НЕВРЕВ (1830−1904)

Н.В.Неврев. Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III. 1875
Н.В.Неврев. Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III. 1875

"А ты, буй Романе..."

Выходец из купеческой семьи Николай Васильевич Неврев известен как мастер бытового жанра, предшественник и характерный представитель искусства "передвижников". Любимый его жанр - жанр. Судите сами по названиям: "Протодьякон, провозглашающий многолетие на купеческих именинах", "Купец-кутила", "Торг. Из недавнего прошлого", "Семейные расчеты". Здесь представлена работа в духе романтического историзма.

Роман Мстиславич из Рюриковичей к 1199 г. объединил Галич и Волынь в одно княжество, а в 1204 г. присоединил Киевские земли. Папа Римский Иннокентий III предложил Роману королевскую корону с условием, что тот примет католичество. Но князь отказался предавать православную веру. Усилим эмоциональное воздействие картины исторической балладой Алексея Толстого (который Константинович):

К Роману Мстиславичу в Галич послом
Прислал папа римский легата.
И вот над Днестром, среди светлых хором,
В венце из царьградского злата,
Князь слушает, сидя, посольскую речь,
Глаза опустив, опершися на меч.
И молвит легат: «Далеко ты,
О княже, прославлен за доблесть свою!
Ты в русском краю
Как солнце на всех изливаешь щедроты,
Врагам ты в бою
Являешься божиим громом;
Могучей рукой ты Царьград поддержал,
В земле половецкой не раз испивал
От синего Дона шеломом.
Ты храбр, аки тур, и сердит, аки рысь, -
Но ждет тебя большая слава,
Лишь римскому папе душой покорись,
Святое признай его право:
Он может по воле решить и вязать,
На дом он на твой призовет благодать,
На недругов — божье проклятье.
Прими ж от него королевскую власть,
К стопам его пасть
Спеши — и тебе он отверзет объятья
И, сыном коль будешь его нареком,
Тебя опояшет духовным мечом!»
Замолк. И, лукавую выслушав речь,
Роман на свой меч
Взглянул — и его вполовину
Он выдвинул вон из нарядных ножон:
«Скажи своему господину:
Когда так духовным мечом он силен,
То он и хвалить его волен,
Но пусть он владеет по-прежнему им,
А я вот и этим, железным своим,
Доволен.
А впрочем, за ласку к Червонной Руси
Поклон ему наш отнеси!»

РЕПИН (1844−1930)

Из множества оценок творчества Ильи Ефимовича, приведу слова Михаила Нестерова, написанные сразу после смерти Репина:

Художник огромного диапазона, Илья Ефимович живо откликался на все вибрации жизни, он отражал в своем творчестве как красоту, так и уродливости окружавшей его жизни. Он был, быть может, самым убедительным повествователем современности, иногда возвышавшимся до Толстого.

Три женских портрета

Лидия Павловна Штейнгель (на портрете ей 26), урожденная Самойлова, первым браком была замужем за И.Р.Штейнгелем (бароном, сыном известного инженера путей сообщения). Овдовела в 1908.

Романтическая Лунная ночь написана в имении белорусском Здравнёво, которое художник приобрел в 1892 году на средства, полученные от императора Александра III за картину «Запорожцы». Лунную дорожку на водах Западной Двины созерцает вторая дочь художника Надежда (на картине ей 22)

Мариия Клавдиевна Тенишева — русская дворянка, общественный деятель, художник, преподаватель, меценат и коллекционер. Основательница художественной студии в Петербурге, рисовальной школы и ремесленного училища, сельскохозяйственной школы в ее имении Усадьба в Талашкине.

ГЕ (1831−1894)

Н.Н.Ге. Ахиллес,оплакивающй Патрокла.1855
Н.Н.Ге. Ахиллес,оплакивающй Патрокла.1855

Своей лаконичной фамилией Николай Николаевич был обязан прадеду – французскому дворянину Matieu de Gay, бежавшему в Россию из страха перед Великой французской революцией. Изначально его отец направил по математической линии, но потом юноша круто повернул и поступил в Академию художеств.

В этой работе Ге изобразил мифологический сюжет из "Илиады" Гомера. Тот самый момент, когда нимфа Фетида, мать сраженного горем Ахиллеса, потерявшего павшего в битве с Гектором друга своего Патрокла, вернулась от Гефеста с новыми доспехами. Старые, ставшие причиной гибели юного героя, остались у троянцев. Вот что пишет великий слепой:

В платье шафранном Заря поднялася из струй Океана,
Чтобы свой свет принести бессмертным и смертным. Фетида,
Дар от бога неся, корабельного стана достигла.
Там она сына нашла. Над патрокловым телом простершись,
Громко рыдал он. Вокруг и товарищи, стоя у тела,
Плакали. Стала меж ними богиня богинь, Ахиллеса
За руку нежно взяла, называла и так говорила:
"Этого, сын мой, оставим его мы лежать, как бы ни было горько
Нашему сердцу: по воле богов всемогущих погиб он.
Ты ж поднимись и прими гефестов доспех достославный,
Дивный, какой никогда не сиял на плечах человека".

Рядом с Ахиллесом, вероятно, сидит его друг Антилох, быстроногий герой, который первым накануне доставил в лагерь мирмидонцев печальную весть:

В миг, как подобными думами дух волновал он <Ахиллес> и разум,
Нестора славного сын, проливая горячие слезы,
Близко к нему подошел и известие передал злое:
"Горе, Пелея отважного сын! От меня ты услышишь
Страшные вести, каким никогда не должно бы свершиться!
Пал Патрокл, и кипит над убитым кровавая битва, -
Голым уже! А доспех его снял шлемоблещущий Гектор".

Мирмидонский воин в шлеме прячет лицо - негоже плакать.

БРОННИКОВ (1827−1902)

Ф.А.Бронников. На приеме у Папы Римского. 1868
Ф.А.Бронников. На приеме у Папы Римского. 1868

Ждем папу, балуемся табачком...

Федор Андреевич учился у отца иконописца А.И.Бронникова, затем в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге . Став пенсионером оной, шесть лет провел в Германии, Франции и Италии. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Отдавал предпочтение исторической живописи. Судите сами по названиям его наиболее известных полотен: "Гораций читает свои сатиры Меценату", "Мозаисты перед судом Перса, в Венеции", "Алкивиад и Аспазия перед архонтами", "Гимн пифагорейцев восходящему солнцу", "Император Август, играющий со своими детьми", "Мученик на арене амфитеатра", "Квестор читает смертный приговор Тразею Пету", "Campo scelerato — рабы, распятые на крестах" и прочая.

Картина На приеме у Папы Римского написана в Риме, где художник жил практически постоянно. Действие происходит в Соборе Святого Петра, в самом центре базилики - видны колонны знаменитого бронзового Балдахино скульптора Бернини и созданная Арнольфо ди Камбио бронзовая же статуя Святого Петра. К его ступням, начищенным до блеска, и ныне прикладывается каждый посетитель базилики. Многочисленные римляне вместе с детьми и собаками ждут возможности обратиться к Пию IX, к слову, последнему понтифику, обладавшему полноценной светской властью. Потому и пришли на аудиенцию. Две фигуры на первом плане - вероятно, это папские чиновники. Один, в фиолетовом камзоле, видимо, прелат епископского достоинства; другой, в мундире с галунами светское лицо - готовится нюхнуть табачку. Уже и платок достал, перед тем, как чихнуть. "Физиономия, прошу заметить, глумливая". Такие вот социальные контрасты.

МАКОВСКИЙ (старший) (1839−1915)

Даже имератор рыдал...

Константин Егорович Маковский был самым дорогим живописцем своего времени в России. Даже Павел Третьяков редко приобретал его картины, считая цены на них завышенными. Портретов написал множество, особенно женских.

Лучшие красавицы наперебой позировали мне... Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей...

Посмотрим на эти женские портреты и персонажи. Кто на первом - точно сказать не смогу. Поиски в сети не привели к результатам, но подтвердили, что женских портретов, действительно, художник оставил неимоверное множество. Могу только дилетантски предположить, что женщина очень похожа на вторую жену художника, (а их у него было три) Юлию Павловну Леткову, (похожа?) Там киношная история: страстная влюбленность в шестнадцатилетнюю барышню, разница в двадцать лет, венчание, дети, неожиданная болезнь Юлии Павловны, лечение заграницей, измена и рождение у художника внебрачного сына, развод.

Картина Болгарские мученицы была написана Маковским по возвращении его из поездки на Балканы, где летом 1877 делал зарисовки, двигаясь вслед за наступающей русской армией по Сербии и Болгарии. Его впечатлили рассказы очевидцев о жестоком подавлении турецкими властями народного восстания, вспыхнувшего в Болгарии в 1876 году, о зверствах башибузуков против мирного населения. Белорусский искусствовед, ведущий научный сотрудник музея Дмитрий Солодкий рассказывает:

Когда Маковский выставил картину в 1877-м в Петербурге, она произвела потрясение. Все плакали, и император Александр II в том числе. Художники часто писали работы на военную тематику, но чтобы солдаты насиловали женщин... Показывать такое было не принято. Изображенное на картине вызвало негодование. Люди требовали немедленно вмешаться и прекратить насилие. Маковский сработал практически как фоторепортер. Только здесь мы, конечно, имеем дело с журналистикой художественно переосмысленной.

Вырученные от продажи картины деньги художник перечислил в Красный Крест для оказания помощи южным славянам.

Башибузуки (в вольном переводе на совремепнный русский "безбашенные") - турецкие наемники из Албании и Малой Азии. На картине их трое: черкес в папахе, африканец и албанец. Зверства происходит в православном храме: мы видим вырванные Царские врата, престол, сломанную свечу, растерзанное Евангелие. Согласиться ли со специалистом, не знаю, но он утверждает, что женщину с ребенком художник писал со своей молодой жены Юлии Летковой и годовалого сына Сережи. А моделью жертвы, распростертой на полу, стала свояченица художника Екатерина Леткова. Портретное сходство есть.

МАКОВСКИЙ (младший) (1846−1920)

Братское трио

Чуть не опростоволосился - хотел семейный портрет и эту боярыню приписать не Владимиру Егоровичу, а его старшему брату Константину. И то сказать, последний тоже писал барышень в национальных уборах. А еще у его отца, Егора Ивановича Маковского, бухгалтера, но почётного члена Московского художественного общества и коллекционера, был сын Николай и тоже живописец и передвижник. Как тут не запутаться!

Сведений о семье Орловских я не нашел. Вдруг они имеют отношение к живописцу, речь о котором ниже ...

ОРЛОВСКИЙ (1842−1914)

В.Д.Орловский. Летом. Вторая половина1870 начало1880
В.Д.Орловский. Летом. Вторая половина1870 начало1880

Забытый корифей русского пейзажа

Владимир Донатович Орловский – русский художник-пейзажист, выпускник Санкт-Петербургской Императорской Академии Художеств, был широко известен в 1870- 1890-х годах.

Орловский писал равно прекрасно неаполитанские и крымские, среднерусские и севернорусские пейзажи, лес и берег морской, парк и покос, болото и деревню, кавказские ручьи и малороссийские хуторки; к сожалению, его картины стали в последнее время слишком многочисленны, а это иногда наносит ущерб искренности и поэтичности впечатления, оконченности работы. (В.Стасов)

В дальнейшем его творчество подзабыли, как и многих других художников так называемого академического направления.

«Я убедился, что по настоящее время художники-пейзажисты постоянно делились на две категории: одни увлекались всегда идеей, мотивом, а другие пробовали и пробуют фотографически передать натуру. Думаю, что всякая из этих категорий — крайность… Задача художника изображением предметов и эффектов, существующих в природе, — передать свою мысль, свое настроение. Иначе же он становится чем-то вроде фотографического объектива — не более» (В.Д.Орловский)

АЙВАЗОВСКИЙ (1817−1900)

"Будь живописец, будь поэт - что пользы!..."

Работ Ивана Константиновича хватит, чтобы раздать всем художественным галереям страны (его наследие – около шести тысяч живописных полотен) - он самый известный русский художник-маринист. Я специально посчитал: если брать с момента первого представления публике его картины «Этюд воздуха над морем» в 1835 году, он должен был выдавать по полотну каждые четыре дня до самой смерти.

Картина со столь длинным названием была написана художником по воспоминаниям его пенсионерской поездки в Италию. Амальфи, это городок на берегу Тирренского моря чуть южнее Неаполитанского залива. Сальваторе Роза - итальянский художник, поэт, музыкант, уроженец этих мест - жил веком ранее Айвазовского. В возрасте восемнадцати лет он отправился в путешествие, попал в руки местных разбойников и некоторое время жил среди них, изучая их типы и нравы. Есть у него картина «Нападение разбойников в горах». Его авантюрные приключения привлекали творцов эпохи европейского романтизма. (Попутно: его картина "Искушение Святого Антония" - чистый Дали, тоже Сальвадор). Сам же он вот так оценивал место художника в мире:

И я... я - живописец!.. да!
На всё смеющиеся краски 
Я навожу и никогда -
От счастия не вижу ласки...             
Будь живописец, будь поэт, -             
Что пользы? В век наш развращенный             
Счастлив лишь тот, в ком смысла нет,             
В ком огнь не теплится священный.

ПЕРОВ (1833−1882)

В.Г.Перов. Очередь у бассенйна. 1865
В.Г.Перов. Очередь у бассенйна. 1865

Потому что без воды...

Василий Григорьевич Перов, предпочитая исторический жанр, выбирал для своих картин сюжеты из окружающей жизни, со всеми ее оттенками и контрастами. Будучи незаконнорожденным сыном барона Криденера, он по крови принадлежал к аристократии, по статусу - к третьему сословию. Вот и в своих живописных историях иллюстрировал жизнь тех и других: первых - обличал, вторым - сочувствовал. Его полотна очень кинематографичны - хоть короткометражки снимай.

О Перове говорили, славили его и величали, любили и ненавидели его, ломали зубы «критики», и было то, что бывает, когда родился, живет и действует среди людей самобытный, большой талант. (М.Нестеров)

Картина "Очередь у бассейна" написана Перовым для конкурса "Императорского общества поощрения художников". Полотно получило золотую медаль. В середине XIX века в Москве водопровода не было Как, впрочем, и в веке 20-м многие жители страны пользовались водоразборными колонками. Вот такими большими колонками-распределителями были городские бассейны. Но брать воду оттуда можно было только за плату. Была услуга доставки к дому и даже на этаж, но уже по усиленным тарифам. А ночью никто процесс водоразбора не контролировал, и набрать воды для своих бытовых нужд горожане могли бесплатно. И те, кто победней, по воду ходили глубокой ночью, и в дождь, и в стужу выстраиваясь в очереди.

У меня, когда я смотрел на эту картину, возникла ассоциация с лобным местом на Красной площади - может быть, потому, что на заднем плане угадываются очертания храма Василия Блаженного.

САВРАСОВ (1830−1897)

"Какое томное волненье..."

Любимый жанр Алексея Кондратьевича - лирический пейзаж. У художника была непростая судьба, но глядя на его полотна мы сочувственно восхищаемся правдивой и непреукрашенной красотой русской природы. А весну он любил особенно трепетно, потому что весна - надежда, пусть и не все надежды художника оправдались. Вот как о своем учителе вспоминает Константин Коровин:

Алексей Кондратьевич был огромного роста и богатырского сложения. Большое лицо его носило следы оспы. Карие глаза выражали беспредельную доброту и ум. Человек он был совершенно особенной кротости. Никогда не сердился и не спорил. Он жил в каком-то другом мире и говорил застенчиво и робко, как-то не сразу, чмокая, стесняясь:
— Да, да. Уж в Сокольниках фиалки цветут. Да, да. Стволы дубов в Останкине высохли. Весна. Какой мох! Уж распустился дуб. Ступайте в природу, — говорит он нам. — Там — красота неизъяснимая. Весна. Надо у природы учиться. Видеть надо красоту, понять, любить. Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо.

СОЛОМАТКИН (1837−1883)

Л.И. Соломаткин  Крестный ход. 1882
Л.И. Соломаткин Крестный ход. 1882

Курянин Леонид Иванович был крестьянским сыном. Одаренный от природы, он написал галерею полотен, в котором изобразил социально близких: «У питейного дома» , «Постоялый двор» , «Пирушка», «За пенсией» «Именины дьячка», «В погребке», «На клиросе», «Странствующие музыканты», «Свадьба». Продолжал перовскую линию. Но благоденствия не сыскал и окончил свои дни в Петербургской больнице для бедных.

Крестный ход - одна из последних работ Соломаткина. И выбивается из этого обличительного и ироничного ряда.

ЖУРАВЛЕВ (1836−1901)

Возвращается муж из командировки...

Фирс Сергеевич родился в Саратове в семье портного. Но надежд отца на продолжение семейного промысла не оправдал и в 19-ти летнем возрасте отправился в Петербург, поступать в Академию Художеств. Он влился в когорту русских художников второй половины 19-го века, чье творчество несло серьезный публицистический заряд (см. заметки выше). герои его бытового жанра - униженные и оскорбленные, сироты, вдовы, нищие дети и жертвы неравного брака.

В 1862 году Журавлев получил малую золотую медаль за картину Кредитор описывает имущество вдовы. Мы описывать картину не будем. Приведем оценку и полотна, и автора выдающимся русским критиком В.В.Стасовым, из его статьи "Двадцать пять лет русского искусства":

Художник, с сильным и правдивым драматическим элементом, но уже в пределах одного домашнего быта - это Журавлев. Уже и первая его значительная картина "Кредиторы описывают имущество вдовы" , где вся квартира наполнена ужасом казенной расправы, а из-за двери виднеются ноги покойника на его бедном смертном одре, была полна хватающего за сердце трагизма. (В.Стасов. Двадцать пять лет русского искусства)

За картину «Приезд извозчика домой», представленную на академической выставке 1868 года, Журавлев получил звание классного художника первой степени.

Позже его "Приезд извозчика домой" (1868), сцена, где муж, вошедший в избу после долгого отсутствия, находит беременную жену, стоящую перед ним у стенки как преступница, ждущая казни. (В.Стасов. Двадцать пять лет русского искусства)

МАКСИМОВ (1844−1911)

В.М.Максимов. Все в прошлом.
В.М.Максимов. Все в прошлом.

40 клонов

Родившись в семье крестьян деревни Лопино под Петербургом Василий Максимович всю свою жизнь рисовал русскую деревню, крестьянский быт и усадебный уклад, их традиции, предавал особый аромат глубинной отечественной жизни.

Приобретенная Третьяковым с выставки картина Все в прошлом настолько полюбилось публике, что художнику пришлось исполнить более 40 авторских живописных и графических его повторений. Одно из них в Минске. Это самая известная жанровая картина художника. Ее можно долго разглядывать и каждая деталь опрокидывает нас в прошлое: запущенный главный дом усадьбы, где молодая барыня в туфельках скользила в танце по паркету - теперь на ней старушечьи тапочки; в руках безвольно опущенный лорнет - не тот ли "разочарованный лорнет", который она, вслед литературному герою, устремляла на молодых людей в соседних ложах театра; из изящной фарфоровой чашки не с ними ли она пивала чаи за куртуазными беседами. А теперь что ж? - разбитое корыто...

ПУКИРЕВ (1832−1890)

 В.В.Пукирев. Неравный брак. Вариант картины 1875
В.В.Пукирев. Неравный брак. Вариант картины 1875

Василий Владимирович тоже выходец из крестьянской семьи села Лужники, Каширского уезда, Тульской губернии. Писал заказные портреты, создавал жанровые произведения, интересовался разными темами - это и крестьянский быт, и купеческая жизнь, и исторические сюжеты.

Неравный брак - самая известная картина живописца. Есть и другие: "Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда" (1868), "Игрок" (1855), "Приданное" (1873). Научный сотрудник Национальной галереи Белоруссии Дмитрий Солодкий считает:

Есть музыканты, прославившиеся благодаря одной песне, а есть художники, которых мы знаем по одной картине. К их числу относится Пукирев. Он широко известен только одной своей работой — «Неравным браком», за которую сразу же получил звание профессора живописи в Академии художеств.

Ссылаясь на источники, эксперт сообщает нам, что Невеста - это Прасковья, — возлюбленная художника, которая стала супругой некоего обеспеченного старика; Задумчивый мужчина, стоящий за спиной жениха, - это ремесленник Гребенский, пообещавший Пукиреву сделать для картины необычайно красивую раму; Бородач со скрещенными руками - это автопортрет самого Пукирева; Мужчина слева от Пукирева - друг автора, художник Петр Шмельков; сам же Жених - фигура сборная

В.Стасов, утверждая, что "Неравный брак" - "одна из самых капитальных, но вместе и самых трагичных картин русской школы", очень эмоциаонально описывает полотно:

Какая героическая решимость должна была создаться в этом бледном золотушном созданьице! Это говорят ее опухшие от долгих слез глаза, и упавшая с венчальной свечой рука, и поникшая под свадебным вуалем головка, рядом с беззубым, разрушающимся, но распомаженным на последних своих сединах генералом. Подобострастный священник, учтиво и галантерейно совершающий обряд в тяжелой кованой своей ризе, молодой прежний жених, в отчаянии сложивший руки и молча гложущий свою любовь, исподлобья серьезно поглядывающая сваха -- это все необыкновенно жизненные и правдивые типы. Все русское общество горячо схватилось за эту картину и сразу глубоко полюбило ее.

Попутно критик прошелся по академикам:

И, однако, никто раньше Пукирева не запечатлел <это> на веки веков на полотне: так все заняты были греческими героями и христианскими мучениками, точно будто бы и тут не герои и не мученики. Неужели горя и страшных мук меньше оттого, что они произошли не две и три тысячи лет назад, а вчера или сегодня, и не в парадных местах и не в парадных тогах, а в самых ординарных углах и во фраках и накрахмаленных юбках?

ШИШКИН (1832-1898)

"Мишка косолапый"

- нет в стране такого человека, который не ел этих замечательных конфет, фантики которых украшены репродукцией самой знаменитой картины художника"Утро в сосновом лесу".

К <...> эпохе 60-х и 70-х годов относятся лучшие создания <Шишкина> , главный объект которого - лес, в бесчисленных его видах, сценах и проявлениях. "Лес на острове Валааме" (1860), "Окрестности Москвы" (1872), "Березовый лес" (1872), "Сосновый бор" (1872), чудесная его "Лесная глушь" (1872), "Еловый лес" (1876), "Горелый лес" (1878), "Дубовый лес" (1877) и множество других превосходных пейзажей появлялись постоянно на выставках Товарищества передвижных выставок. (В.Стасов)

ВЕРЕЩАГИН (1842−1904)

В.В.Вверещагин. Дервиш. Этюд. перв. пол. 1870-х гг.
В.В.Вверещагин. Дервиш. Этюд. перв. пол. 1870-х гг.

Восток- дело тонкое...

Василий Васильевич Верещагин - русский художник-баталист, путешественник и военный, родился в родовитой дворянской семье. Гордые родители не желали столбовому дворянину судьбы художника. Но он таки попал с корабля военно-морской службы на бал художественной жизни столицы.

Дервиш - мусульманский нищенствующий аскет. Художник сделал немало рисунков и эскизов с этими персонажами во время путешествий по Туркестанскому краю – в 1867–1868 и 1869–1870 годах среди прочих картин и этюдов с натуры. Интересно читать о дервишах в его путевых заметках:

За этими верными идет толпа народа, избравшего себе благую часть -- отделываться в общем покаянии одним трауром ... толпится около этих изуверов: "Вот они, наши праведные, опоры нашего благочестия..." Один дервиш, в абе и в остроконечной шапке с священными надписями, навесил себе на шею цепей и веревку с огромным камнем, совсем согнувшим его спину; женщины, следующие за процессиею, наперерыв прорываются к нему, чтобы хоть одним глазком взглянуть на праведника. Впрочем, дервиши, по большей части, избирают себе в эти дни более спокойное занятие: они расстилают коврики по дороге, раскладывают на них четки, камешки и прочие безделушки из Кербелаи и других св. мест, а сами, рассевшись около, вопят, размахивают руками и просто требуют у проходящих милостыни божьим людям.

Его азиатские картины были высоко оценены критикой:

Верещагин написал также целую коллекцию картин, где главными действующими лицами являлись азиаты. Конечно, он повсюду представлял их дикость и варварство, их страшные подземные "зинданы" (клоповники), где люди ходят в полумраке, как тени, ожидая мучительной смерти, их монументы - пирамиды черепов в степи. <...> Он писал во всем блеске высокохудожественную красоту их дворцов, живописность мечетей, площадей, наконец - без всякой карикатуры и ненависти - толпы среднеазиатов, которых муллы фанатизируют к войне против ненавистных пришельцев, в виду высоких столбов, на верху которых победно водружены головы побитых недругов, -- все это с талантом и блеском необычайным. (В.Стасов)

СУРИКОВ (1848−1916)

Василий Иванович Суриков, родившийся в Красноярске, как настоящий сибиряк гордился своим казачьим происхождением. Как и сегодня красноярцы гордятся своим знаменитым земляком - в городе открыт прекрасный музей живописца. Он известен, как непревзойденный мастер русской исторической живописи. О чем и свидетельствуют эти женские портреты-этюды и его современники:

Суриков поведал людям страшные были прошлого, показал героев минувшего, представил человечеству в своих образах трагическую, загадочную душу своего народа. Как прекрасны эти образы! Как близки они нашему сердцу своей многогранностью, своими страстными порывами! У Сурикова душа нашего народа падает до самых мрачных низин; у него же душа народная поднимается в горние вершины — к солнцу, свету. Суриков и Достоевский — два великих национальных таланта, родственных в их трагическом пафосе. Оба они прошли свой земной путь, как великий подвиг. Прими наш низкий поклон, великий русский художник. (М.Нестеров)

ЛЕВИТАН (1860-1900)

И.И.Левитан. Натюрморт с медным кувшином. 1880
И.И.Левитан. Натюрморт с медным кувшином. 1880


Исаак Ильич - всемирно признанный мастер русского пейзажа. Один из самых знаменитых -
"Владимирка". Здесь же у нас есть возможность увидеть одну из ранних картин художника в жанре натюрморта. Вот как о Левитане того периода пишет Михаил Нестеров:

Я узнал Левитана юношей, каким тогда был и сам. На редкость красивый, изящный мальчик еврей был похож на тех мальчиков итальянцев, кои, бывало, с алым цветком в кудрявых волосах встречали «форестьери» на старой Санта Лючия Неаполя или на площадях Флоренции, где-нибудь у Санта Мария Новелла. Юный Левитан обращал на себя внимание и тем, что тогда уже слыл в школе за «талант».

ПОЛЕНОВ (1844−1927)

Василия Дмитриевича называют создателем «интимного пейзажа», «лирического пейзажа», «пейзажа настроения», первым в русской живописи представившим пленэрный этюд как самостоятельное произведение искусства. Но немало внимания он уделял исторической и жанровой живописи.

На евангельскую тему живописец написал несколько картин. В минской галерее этюд к картине "Мечты".

Вообще-то одалиска в переводе с турецкого "комнатная девушка", прислужница в гареме. В европейских романах из восточной жизни (вследствие неправильного понимания турецкого слова) — это обитательница гарема. Восточные мотивы - ориентализм - были весьма популярны среди европейских художников XIX века. Поленов дополняет свою работу пестрым ковром — символом власти и богатства. Одалисок изображали, как правило, в виде лежащей на боку, обнаженной восточной женщины. Поленов отходит от этой традиции и создает портрет.

Очень хорошо сохранилась усадьба в Тульской области на берегу Оки - сегодня это прекрасный музей.

КУИНДЖИ (1842−1910)

Выставка одной картины...

впервые в истории отечественного изобразительного искусства состоялась в Петербурге в 1880 году. И к ней выстроилась очередь. И этой картиной была Лунная ночь на Днепре. Полотно хранится в Русском музее. В Минске - авторская копия.

От всех этих пейзажистов совершенным особняком стоит Куинджи. Он не отличается ни глубиной, ни шириной постижения; изображение разнообразных составных форм пейзажей: деревьев, земли, воды,-- не всегда у него непогрешимо, но световые эффекты солнца и луны почувствованы и передаются им с такой оригинальностью, правдой, поэтичностью и новизной, которые для всех остальных пейзажистов почти вполне недоступны. Если бы он написал только свой "Вид Финляндии" (1873), "Забытую деревню" (1874), "Степь" (1875), "Чумацкий тракт" (1876),-- он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько. Но после "Лунной ночи в Украине" (1878), "Леса" (1878), "Березовой рощи" (1879), "Ночи на Днепре" (1880) он отделился от всех прочих товарищей своих и пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге. Успех его в публике был громаден. Каковы бы ни были недочеты в таланте Куинджи, -- несомненно, что он внес новую ноту в искусство, и его "открытия" должны непременно сделаться достоянием всех школ и всех пейзажистов. (В.Стасов)

ТУРЖАНСКИЙ (1875 - 1945)

Л.В.Туржанский. Лес.
Л.В.Туржанский. Лес.

Леонард Викторович проходит у искусствоведов по номинации русский-советский импрессионист. Писал он в основном пейзажи, часто населяя их домашними животными. Картину с лошадьми в его узнаваемой манере можно увидеть в замечательной галерее волжского города Козьмодемьянска.

КОРОВИН (1861−1939)

К.А.Коровин. Крым. Гурзуф, 1914
К.А.Коровин. Крым. Гурзуф, 1914

Первый русский импрессионист...

так называют специалисты Константина Алексеевича, причем, импрессионистом он стал до того, как узнал, что таковые существуют. Об этом Коровин пишет сам в своих воспоминаниях об учителе В.Поленове. Тот спросил у него:

— Вы импрессионист? Вы знаете их?
— Нет, — ответил я. — Не знаю ни одного.

Надо сказать, что к этому живописному направлению в то время образованная российская публика относилась весьма негативно. Коровин вспоминает об одной вечернике у князя Голицына:

За большим круглым столом расположились гости за чаем.
— Теперь такая живопись пошла, — говорила одна дама. — Ужас! Все мазками и мазками, понять ничего нельзя. Ужасно. Я видела недавно в Петербурге выставку. Говорили, это импрессионисты. Нарисован стог сена, и, представьте, синий... Невозможно, ужасно. У нас сено, и, я думаю, везде — зеленое, не правда ли? А у него синее! И мазками, мазками... Знаменитый, говорят, художник-импрессионист, француз. Это ужас что такое! Вы вот хорошо, что не импрессионист, надеюсь, у нас их нет, и слава богу.

ШЕМЯКИН (1875−1944)

М.Ф.Шемякин. Натуршица. 1905
М.Ф.Шемякин. Натуршица. 1905

Михаил Фёдорович был учеником Серова и Коровина. Портретист Шемякин писал многих известных личностей своего времени - офтальмолога Владимира Филатова и академика Климента Тимирязева. Но чаще всего - музыкантов: певиц, скрипачей, пианистов. Грабарь иронизировал: «художник для музыкантов». А Владимир Маяковский оценивал его в своей парадоксальной манере: «Вы – реалист-импрессионист-кубист!»

СЕРОВ (1865−1911)

Кузина девочки с персиками

Валентин Александрович - художник знатный! На недавние выставки его работ в столице выстраивались километровые очереди. Был он, как утверждают его современники, человеком строгим, мрачноватым и немногословным. Из воспоминаний Петрова-Водкина:

Маленького роста, коренастый, сутулый, шмыгая огромными ботами по тротуару Невскою проспекта, Валентин Александрович, по обычаю отрывисто и резко (даже в ласковости у него был резкий, ворчливый тон), заговорил...

И в своих портретах Серов был чрезвычайно искренним - натру не приукрашивал. Но, тем не менее, оставался портретистом модным и востребованным. Портреты его кисти действительно очень выразительны.

Артистка Ольга Фёдоровна Томара была двоюродной сестрой знаменитой серовской "Девочки с персиками", Веры Мамонтовой, дочери мецената Саввы Ивановича. Ее отец Федор Мамонтов, владел усадьбой Киреево в Химках, где и был написан этот портрет. Была она женой Михаила Львовича Томары, востоковеда, титулярного советника, чиновника особых поручений в департаменте торговли и мануфактур Министерства финансов, члена правления и одного из учредителей общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов. В 1936 году он был арестован и дальнейшая судьба его неизвестна.

ГРАБАРЬ (1871−1960)

И.Э.Грабарь. Февральская лазурь.1904
И.Э.Грабарь. Февральская лазурь.1904

В природе творилось нечто необычайное

Российский и советский художник, реставратор, искусствовед, энциклопедически реализовавший себя в живописной, музейной, реставрационной и научной деятельност, Игорь Эммануилович, вообще-то родился в Будапеште, в семье депутата Венгерского парламента, который и поныне заседает в одном из самых красивых зданий Европы. Но учился в Москве, в Академии, путешествовал по Европе, свел знакомства с широким кругом творческой интеллигенции того времени.

Снег и зиму он писал часто и с упоением. Не буду утверждать, что ниже приведенные слова худождника из его воспоминаний относятся именно к этому полотну, но что перекликаются с ним - совершенно точно:

Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное, казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. "Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и то это будет бесподобно", - подумал я.

СУДЕЙКИН (1882-1946)

 С.Ю.Судейкин. Пантомима. 1914
С.Ю.Судейкин. Пантомима. 1914

Сергей Юрьевич - живописец, график, книжный иллюстратор, театральный художник. После революции 1917 г. эмигрировал. В Париже в начале 1920-х гг. для балетной труппы А.П.Павловой оформил «Спящую красавицу» П.И.Чайковского и «Фею кукол» И.Байера. Наиболее известные постановки американского периода осуществились в «Метрополитен-опера»: костюмы и декорации к балетам И.Ф.Стравинского «Петрушка», «Соловей», операм «Садко» Н.А.Римского-Корсакова, «Летучий голландец» Р.Вагнера. В работах Судейкина модернистские тенденции сочетались с принципами традиционного театра.

ПЕТРОВ-ВОДКИН (1878−1939)

К.С.Петров-Водкин. Автопортрет. 1926
К.С.Петров-Водкин. Автопортрет. 1926

Древнерусская икона, итальянское возрождение, кубизм, фовизм, постимпрессионизм - все эти "измы" Кузьма Сергеевич творчески переварил и воплотил в своей неповторимой худождественной манере. Он сам вспоминает:

Четыре года высидел среди напряженной художественной жизни Европы. Дикарем уединившись в мастерской на Монпарнасе, переоценил я и многое отбросил из полученного мною в русской школе. С ученической старательностью проделал сотни этюдов по академиям Парижа и зарисовок, заново устанавливая мое отношение к натуре и изображению. Я был полон впечатлений от Чимабуэ, Леонардо луврских - до Сезанна и Ван Гога; конкурирующая со мной молодежь стекалась туда из-за всех далей земного шара, мало-мальски затронутая европейской цивилизацией.

Вот здесь можно рассмотреть в деталях его работы из Новой Третьяковки

МАШКОВ (1881−1944)

Илья Иванович - яркая фигура русского авангарда. Активный участник и один из основателей сообщества «Бубновый валет», участник объединения «Мир искусства», в советское время член Общества московских художников, Заслуженный деятель искусств РСФСР. Сегодня в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь находятся 10 произведений Ильи Машкова. Шедевром считается «Натюрморт с дынями и тыквами». Вот как описывает Игорь Грабарь один из натюрмортов кисти Машкова того периода:

Зимой 1914—15 гг. в Деловом Дворе в Москве — нынеш­ нем здании ВСНХ — была организована выставка «Худож­ники—товарищам-воинам». На ней была одна вещь, меня прямо очаровавшая: блестяще написанный этюд овощей — тыква, баклажаны, перец — подписанный мало говорившей широкой публике фамилией Машкова, нам, художникам, тогда уже хорошо знакомой. Этюд был написан с таким свер­кающим мастерством, что он невольно вызывал в памяти каких-то больших старых мастеров <...> Машковский этюд, соединил в себе в одно и то же время пора­зительное техническое совершенство и последнее слово живописных исканий тогдашнего дня.

Вероятно, «Натюрморт с дынями и тыквами» — самая дорогая картина в основных фондах музея. У полотна непростая судьба — впервые его выставляли в витебской галерее по рекомендации Марка Шагала, а во время войны похитили нацисты. Шедевр вернулся домой только в конце 1950-х годов, и, по утверждению одного из источников, стартовая аукционная цена работы может составлять 4 млн долларов.

ВРУБЕЛЬ (1856−1910)

Картина удалась

Михаил Александрович, известный нам всем своими "Демонами" был человеком демонической судьбы и таланта.

Вот как Константин Коровин писал о своем друге:

Чем более жили мы с Врубелем, тем более я убеждался, что он нездешний жилец, что он пришел к нам откуда-то, издалека, и что вся бездна глубины души его нездешняя, что он пришелец, мимоходом проходящий по путям нашей жизни.

Ему вторит Александр Блок:

Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным. Он — вестник; весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова — символы наших времен: "ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет".

У картины же особая история.

В 1895-ом московский театр "Русская частная опера" выехал на гастроли в Петербург. Готовилась премьера оперы Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель» по мотивам сказки братьев Гримм. Партию мальчика Гензеля исполняла меццо-сопрано Татьяна Любатович, а девочки Гретель — обладательница лирико-колоратурного сопрано Надежда Забела. Врубель был очарован ею. И предложил написать двойной портрет в сценических костюмах. Забела пошутила: если картина удастся, я выйду за Вас. Картина удалась. (Во всяком случае портретное сходство -см. фото в галерее - несомненно).

Для обоих это был поздний брак. И до первой госпитализации художника с симптомами острого психического расстройства оставалось семь лет. «Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов…» — напишет он супруге из психиатрической больницы...

СЕРЕБРЯКОВА (1884−1967)

"Девочка" за шесть миллионов и "племянник" Троцкого

Художественная манера Зинаиды Евгеньевны легко узнаваема и глубоко индивидуальна. В бурные времена буйного цветения всяческих новомодных художественных течений ей удалось сохранить изящную простоту и ясность. Но судьба ей выпала непростая: социальные бури катком прошлись по ее судьбе. В одночасье счастливая жизнь в лоне интеллигентной, творческой семьи рухнула: арест и смерть мужа, скитания, эмиграция. Дети - Александр и Екатерина с ней, во Франции. Евгения и Татьяну вывезти из Советской России не удалось. А детей она так любила и так любила их писать.

Совершенно восхитительная Катя с натюрмортом (нехитрой продуктовой корзиной революционного Петрограда) написана, когда Серебрякова жила в квартире на улице Глинки. Младшая дочь, здесь ей 10 лет, ей позировала чаще всего. Самая знаменитая картина с ней - "Спящая девочка на красном одеяле" (в 2015-м продана в Лондоне с аукциона за 5,9 млн. долларов). Екатерина Борисовна стала художницей и умерла в Париже в 2014-м, на 101 году жизни.

Евгению Золотаревскому, будущему художнику-декоратору на картине 14 лет. Он сын скульптора Исидора Самойловича Золотаревского (автора знаменитой посмертной маски Есенина) и Фани Соломоновны Бронштейн (не исключено, что Женя - троюродный племянник Льва Давидовича Троцкого.

РЕРИХ (1874−1947)

Н.К.Рерих. Пейзаж с часовней. 1915
Н.К.Рерих. Пейзаж с часовней. 1915

Николай Константинович - русский художник, философ, писатель, сценограф, археолог, путешественник - фигура культовая. Жизнь его тоже разделилась на две части: русская и индусская. Двенадцать лет прожил он в Индии, где создал более 2000 полотен. И писал в своих дневниках о России:

Русский народ, искатель блага, строит новую жизнь. Смерти он не страшится, да и что она, смерть? И в ней жизнь, и в ней познавания и достижения. Благо, если и среди тяжких испытаний русский народ будет помнить о Культуре, будет чтить все великое сокровище, внесенное русскими людьми в Мировую Культуру. (24 Декабря 1941 г.)

НЕСТЕРОВ (1862−1942)

 М.В.Нестеров. Две сестры. 1932
М.В.Нестеров. Две сестры. 1932
В тихий весенний вечер 19 мая 1862 года в Уфе в купеческой семье Нестеровых произошло событие: появился на свет божий новый член семьи. Этим новым членом нестеровской семьи и был я. Меня назвали Михаилом в честь деда Михаила Михайловича Ростовцева.

Вот так начинает свои воспоминания русский и советский художник, иконописец, портретист, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства. Академик живописи (1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941) Михаил Васильевич Нестеров.

Когда юного Мишу решили отдать таки в художественное, а не в техническое училище, он был рад чрезвычайно, хотя и...:

...не знал тогда, каких трудов, какой затраты сил, времени потребуется с моей стороны, чтобы преодолеть все преграды и стать спустя много времени в ряды избранников. Я не знал, чего стоило отцу согласиться <...> отдать меня в училище на Мясницкой, чего стоило отцу проститься с мыслью видеть меня инженером-механиком или чем-то вообще солидным. Каково было именитому уфимскому купцу Василию Ивановичу Нестерову перенести этот «удар судьбы»! Сын его — «живописец»…

БРОДСКИЙ (1884−1939)

 И.И.Бродский. Поздние дачники. 1910
И.И.Бродский. Поздние дачники. 1910

Исаак Израилевич известен нам прежде всего своей ленинианой и тем самым "Лениным в Смольном", который висел в каждом райкоме КПСС.

Но не только. Читаем на сайте Академии художеств:

Бродскому, унаследовавшему педагогические традиции Репина, суждено было возродить Академию, которую он возглавил в 1932 году, как школу высокого реалистического искусства. Так же, как и его учитель, Бродский придавал большое значение развитию индивидуальных способностей каждого из учеников и решительно возражал, если кто-нибудь из них начинал подражать его творческой манере. «Я никогда не стремился подражать своему учителю и никогда от вас этого требовать не буду. Подражать учителю — это художественный подхалимаж»

Уф-фф! Неужели это случилось, и я добрался до конца этой, оказавшейся такой протяженной, череды картин. Низкий поклон тем, кто тоже сумел все вышеизложенное посмотреть и прочитать. Не знаю, как вам, а мне было довольно любопытно и познавательно писать все это.

Среди прочих источников и первоисточников автор использовал этот замечательный ресурс, который рекомендует всем интересующимся.

Спасибо за внимание!