Самое главное в жизни ребёнка – это семья. И неважно, сколько этому ребёнку лет – 8 или 18. Мама и папа всегда поддержат и протянут руку помощи, родные они или приёмные. Но кроме родителей совершеннолетние ребята из семей Детских деревень SOS могут рассчитывать на помощь юристов, психологов и наставников. В организации «Детские деревни SOS» создана целая программа полунезависимого проживания, благодаря которой ребята легче адаптируются во взрослой жизни.
«В ночь совершеннолетия ничего особенного не происходит»
«Программа полунезависимого проживания возникла в нашей организации (в рамках направления по работе с молодёжью) с появлением первых совершеннолетних ребят непосредственно в самих Детских деревнях SOS. Как только юноше или девушке исполняется 18, формальная опека – родительская или со стороны Детской деревни SOS – перестаёт действовать. Они самостоятельные граждане, но готовы ли вчерашние дети к взрослой жизни? Мы все понимаем, что в ночь, когда человеку исполняется 18 лет, ничего особенного не происходит. А значит, ребятам может понадобиться помощь в решении сложностей взрослой жизни – от выбора карьерного пути до получения квартиры», - считает Татьяна Смирнова, советник по молодёжным программам «Детских деревень SOS».
Поэтому и действует программа полунезависимого проживания, в рамках которой с молодёжью от 18 до 24 лет будет контактировать наставник. Участие в ней – добровольное: если поддержка специалистов не требуется, молодые люди не вступают в программу и справляются с вызовами взрослой жизни самостоятельно или при помощи родителей, воспитавших их. Тем не менее, практика показывает, что большинство ребят всё же обращаются за поддержкой в организацию «Детские деревни SOS» – и наставники становятся дополнительной неоценимой помощью приёмным мамам и папам в подготовке ребят ко взрослой жизни и первичном сопровождении.
В настоящее время более 80% совершеннолетних молодых людей из семей шести Детских деревень SOS состоят в программе полунезависимого проживания. Здесь им помогают решить те вопросы, ответы на которые родители не всегда могут найти.
Как отличить добросовестного работодателя от мошенника и о чём говорить на собеседовании? Как безопасно снять квартиру и как ускорить процесс получения собственного жилья? Как рассчитать свой бюджет, чтобы хватило на всё необходимое? И как справляться с волнением и страхом перед новыми задачами?
Наставник – роль, а не должность
«Сопровождение ребят обычно осуществляет координатор программ по работе с молодёжью. Это специалист, который становится наставником для совершеннолетних девушек и юношей. В каждой локации есть минимум один наставник, в Домах молодёжи SOS их больше (в организации «Детские деревни SOS» таких два – в Санкт-Петербурге и Мурманске). Общение происходит любым способом, эффективным для решения конкретной задачи – ребята приходят к наставнику в офис или общаются с ним по телефону и онлайн, через мессенджеры, либо наставник может просто приехать в гости и обсудить текущие вопросы за чашкой чая», - рассказывает Татьяна Смирнова.
Роль наставника: деликатно выявить проблему и помочь с её разрешением, привлекая дополнительных специалистов. Трудности у молодых людей могут возникать во время поступления или учёбы, в процессе получения жилья, в момент трудоустройства и рождения детей. По каждому из этих маршрутов ведётся работа с привлечением психологов, юристов, карьерного консультанта.
История Ани
Аня всегда тянулась к творчеству, любила рисовать. Однако поступить девушка смогла только на специальность столяра и, конечно, разочаровалась в результате. Учёба давалась с трудом, начались прогулы, плохие отметки. Какое вдохновение среди древесной стружки и точных чертежей? Наверное, она бы бросила училище, если бы не познакомилась на очередной встрече Молодёжного клуба с карьерным консультантом.
«Мне не интересно учиться», - призналась она во время группового тренинга. «А ты не думала о профессии реставратора мебели? Навык работы с деревом в этом деле очень бы пригодился», - посоветовал специалист. Уже через десять минут Аня отыскала на одном из сайтов фотографии отреставрированных дизайнерами мебели тумб и комодов. «Я, наверное, так бы смогла. Мне это нравится», - загорелась она. Сейчас девушка заканчивает училище и планирует идти на курсы реставраторов, чтобы в будущем зарабатывать себе на жизнь любимым делом.
«Образовательный маршрут и трудоустройство – важное направление нашей работы. Дело в том, что наши ребята часто поступают не туда, куда бы они хотели, а туда, куда хватает проходного балла. Работа с молодыми людьми начинается задолго до их совершеннолетия. Если в 14-16 лет важно проработать вопросы профориентации, провести диагностику возможностей, интересов и талантов, заранее скорректировать образовательный процесс, то позже к карьерному консультанту могут подойти совсем с другими проблемами: выбранная профессия не нравится, возникают проблемы при трудоустройстве, нужны тренинги по самопрезентации», - рассказывает Татьяна Смирнова.
История Марины
Марина выросла во внешней приёмной семье (семья, сопровождаемая благотворительной организацией «Детские деревни SOS», проживающая не в самой Детской деревне SOS, а в своём жилье). Её воспитали дедушка и бабушка. Девушка успешно закончила сельскую школу, занималась дополнительно с репетиторами и надеялась поступить в вуз. Только приёмная семья ничего не могла ей посоветовать и уж тем более помочь. Тогда Марина обратилась за помощью к наставнику. Вместе они подали документы в несколько вузов. Марина прошла отбор везде, но выбрала московский университет, факультет нано инженерии. Сейчас она учится на втором курсе и регулярно встречается с наставником, когда та приезжает по делам в столицу.
Сим-сим, откройся!
Другая важная проблема, с разрешением которой активно помогают наставники, – получение собственного жилья. Чаще всего решение жилищного вопроса у ребят из семей Детских деревень SOS происходит через суд. Необходимо собрать пакет документов, добиться признания жилья, доставшегося от биологических родителей, непригодным для проживания и т.д. Поэтому ещё одно из важных направлений работы наставников – организация поддержки с привлечением профильного юриста.
Даже с решением суда на руках ожидание собственной квартиры затягивается. В это время надо где-то жить, рассчитывать доходы и расходы, учиться справляться с бытовыми проблемами.
История Лизы
Лиза всегда была не по годам самостоятельной и серьёзной девушкой. Поэтому сложно сказать, за какой именно помощью она обратилась к наставнику – юридической или психологической. Чтобы получить квартиру, Лизе необходимо было собрать огромный пакет документов, много раз возвращаться в одни и те же инстанции, заполнять разнообразные заявления – а девушка чувствовала себя неуверенно и искренне боялась даже постучать в дверь нужного кабинета. Чтобы помочь Лизе справиться с волнением и получить опыт обращения в учреждения, наставник вместе с юристом решили рискнуть и устроили челлендж.
Специалисты программы помогали Лизе заполнить очередную бумагу, а её задачей было самостоятельно её заверить. После посещения очередного госучреждения она должна была делать селфи и отправлять его своему наставнику.
Сейчас Лиза живёт в собственной квартире и до сих пор на встречах Молодёжного клуба говорит: «Было страшно, но мы справились, потому что были вместе».
Дверь на первом этаже
Когда Ольга Шерстюк начала работать в «Детских деревнях SOS» (сначала в Мурманске, а потом в Пскове), она не знала, что станет наставником сразу шести молодых мам, а ещё будет помогать ребятам получать квартиры, положенные государством.
Официально Ольга – руководитель программ по работе с молодёжью «Детских деревень SOS» в Пскове. Неофициально – один из первых взрослых, к которому молодые люди придут со своей проблемой. Чтобы быть наставником, надо иметь устойчивый контакт с ребятами – только так тебе доверят самое важное.
«Ребята понимают: есть взрослый, который может тебя выслушать без лишних родительских эмоций. Поэтому обращаются по любым вопросам. Моя задача – не увязнуть в назиданиях. Важно сохранить доверительные отношения, даже если ребята тысячу раз неправы. Я всегда им говорю: мой кабинет на первом этаже, и его дверь всегда открыта для вас», - говорит Ольга.
«Мы не заменяем приёмных родителей, а сотрудничаем с ними»
Всегда и всем ли необходимо сопровождение наставника? Специалисты по работе с молодёжью уверены, что не всем.
«Мы стараемся работать над укреплением семейных связей. В 18 лет никто не прекращает быть ребёнком своих родителей, и если ребята не нуждаются в нашем сопровождении, потому что необходимую поддержку им оказывает семья – мы считаем это большим успехом. А когда для решения вопроса родительского тепла и участия недостаточно, и требуется привлечение профильных специалистов – наши наставники всегда на связи», – уверена Татьяна Смирнова.
История Миши
Став взрослым и уехав из Детской деревни SOS в Ленинградскую область, Миша устроился на работу на крупное производство, попытался начать самостоятельную жизнь, а потом понял, что у него не получается: не хватает денег, не на кого опереться в чужом городе. Он вернулся в Псков и попросил разрешения пожить какое-то время в доме Детской деревни SOS, где в это время жила его семья. «Поработаю, накоплю денег и сниму квартиру», – пообещал он. После рабочего дня Миша помогает и семье, и организации: присматривает за младшими братьями и сёстрами, участвует в благоустройстве территории. А ещё он с удовольствием делится опытом своего трудоустройства с другими ребятами, помогая им избежать ошибок.
Такая история – пример слаженной работы приёмных родителей и специалистов программ по работе с молодёжью.
«Мы негласно делим сферы влияния на наших детей. Мама всегда встретит и согреет материнским теплом - это про заботу и любовь, в которых нуждаются даже выросшие дети. Но не всегда мама найдёт ответы на все вопросы, и тут как раз помогут специалисты», - рассказывает наставник Детской деревни SOS Псков Ольга Шерстюк.
Иногда на помощь приходят и биологические родственники – в случае, если они ресурсны, и с ними удалось выстроить конструктивные отношения. Это один из важных для нас принципов работы – поддержка связей с кровными близкими детей там, где это возможно и безопасно для самого ребёнка.
Эффективность программы по работе с молодёжью с поддержкой ребят в формате полунезависимого проживания подтверждается статистикой. Большинство ребят – 90% - трудоустроены, воспитывают своих детей самостоятельно и поддерживают теплые контакты не только с родителями, но и с сотрудниками организации, приезжая на праздничные встречи Детской деревни SOS и праздники приёмной семьи уже со своими семьями и детьми.
Поэтому так важно поддерживать программу по работе с молодёжью организации «Детские деревни SOS». Ведь чудеса происходят в руках тех, что незримо и терпеливо стоит позади и готов в любую минуту поддержать.
Помогать детям, от самых маленьких до уже почти взрослых, но всё ещё нуждающихся в сопровождении, совете «Детские деревни SOS» могут только благодаря помощи неравнодушных людей. Поддержите нашу работу пожертвованием!
С такой помощью мы сможем прервать круг социального сиротства, и у наших подопечных будет достойная взрослая жизнь и свои счастливые семьи! Помочь можно по ссылке