Найти в Дзене
K8SU | аниме | 420 | Lifestyle

ХИДЭАКИ АННО | биография | EVA

(Осторожно, в статье есть некоторые спойлеры) Идея написать статью о уже таком известном авторе Евангелиона пришла мне из каких-то смутных мыслей и размышлений на тему самоповтора в творчестве; в этом сумбурном потоке был замешан «Милый во Франксе», «Киберпанк: Бегущие по краю» и другие работы студии Trigger, а еще слово «плагиат». Я очень хотела разобраться и понять мотивы, почему все-таки некоторые кадры «Франкса» один в один повторяют «Еву», и можно ли это считать плагиатом или это все таки самоповтор… Но в ходе расследования выяснилось, что НЕ ВСЕ ТАК ОДНОЗНАЧНО, и во всем этом замешан не только Анно, но и некий Хироюки Амаиси; но о нем и о самоповторах удачных образов Trigger и Gainax я пожалуй поговорю отдельной статьей. А пока давайте обсудим Анно. Кто такой и чем живет этот угрюмый мужчина, который смог придумать и срежиссировать одно из самых популярных, культовых и почитаемых аниме? Действительно ли он гениально талантлив, не осознавая этого, или ему просто повезло? О

(Осторожно, в статье есть некоторые спойлеры) Идея написать статью о уже таком известном авторе Евангелиона пришла мне из каких-то смутных мыслей и размышлений на тему самоповтора в творчестве; в этом сумбурном потоке был замешан «Милый во Франксе», «Киберпанк: Бегущие по краю» и другие работы студии Trigger, а еще слово «плагиат». Я очень хотела разобраться и понять мотивы, почему все-таки некоторые кадры «Франкса» один в один повторяют «Еву», и можно ли это считать плагиатом или это все таки самоповтор… Но в ходе расследования выяснилось, что НЕ ВСЕ ТАК ОДНОЗНАЧНО, и во всем этом замешан не только Анно, но и некий Хироюки Амаиси; но о нем и о самоповторах удачных образов Trigger и Gainax я пожалуй поговорю отдельной статьей. А пока давайте обсудим Анно. Кто такой и чем живет этот угрюмый мужчина, который смог придумать и срежиссировать одно из самых популярных, культовых и почитаемых аниме? Действительно ли он гениально талантлив, не осознавая этого, или ему просто повезло?

От себя скажу что я - преданный отаку Хидэаки Анно, для меня он один из тех китов на которых держится современная аниме индустрия, и благодаря написанию материала для этой статьи, я узнала много интересных фактов о нем, и надеюсь что вам тоже они помогут рассмотреть его творчество более подробно и с точки зрения его личности. Большинству людей, пришедших в аниме-индустрию, пришлось подниматься по карьерной лестнице с самого дна производства, прежде чем дослужиться до места главного режиссера. По сравнению с другими аниматорами, Анно удалось скипануть много лишнего и стать главным режиссером довольно рано.

Он родился 22 мая 1960 года в префектуре Ямагуте на юге острова Хонсю. Рисовал и посещал кружок астрономии в школе. С детства был увлечен научной фантастикой, анимацией, мангой и фильмами токусацу. (Это такое постановочное кино о противостоянии чудовищ и супергероев с кучей спецэффектов). В будущем, в его манере рисунка будут прослеживаться характерное подробное воспроизведение на бумаге спецэффектов из поджанровых фильмов токусацу.

В 1980 году Хидэаки Анно поступил в Осакский университет искусств. В 1981 году он вместе со своими двумя однокурсниками входил в оргкомитет двадцатого научно-фантастического конвента Daicon III, (а затем и Daicon IV Nihon SF Taikai 1983). Там ребята сделали вступительные анимации. Вступительные анимации Daicon III и IV - это два короткометражных аниме-фильма на 8-ми миллиметровой пленке, снятые специально для конвентов. Продюсировала их та же группа аниматоров-любителей, что и создавала, компания известная как Daicon Film, которая позже стала студией Gainax. Фильмы стали известны своей необычайно высокой производственной ценностью любительских работ, а так же многочисленными отсылками к культуре отаку, а так же несанкционированным присвоением костюма кролика из журнала Playboy. Использование в работе песен «Runaway» Билла Конти, а так же «Hold on Tight» рок-группы «Electric Light Orchestra» также было несанкционированным. Там же, в Осакском университете, он проявил свой талант, продюсируя игровое кино про Ультрамена, в котором он сыграл главную роль.

В 1982-1983 годах он сотрудничал с творческой группой «Nue» над телесериалом «Гиперпространственная крепость Макросс».

В 1984 году Анно был исключен из университета за прогулы. По другой информации, его исключили за неуплату, а третий источник говорит, что Анно не справился с одновременной работой и учебой.

Затем случилось так, что Анно ответил на рекламу, размещенную самим Хаяо Миядзаки в журнале Animage. Студия «Ghibli» искала ключевого аниматора для работы над фильмом «Навсикая из долины ветров». Миядзаки был так впечатлен анимацией Анно, что доверил ему самые значительные моменты фильма. Анно разработал несколько эпизодов, включая сцену пробуждения Бога-воина.

Во время работы над "Навсикаей из долины ветров" Анно часто спал прямо в студии, над чем Миядзяки подшучивал, и у них завязалась дружба. Миядзяки и Анно стали хорошими друзьями и установили отношения семпай-кохай, то есть учитель-ученик.

Передвигаясь на несколько десятилетий вперед, стоит отметить факт, что Миядзяки пригласил Анно озвучить главного персонажа своего полнометражного фильма "Ветер крепчает".

Миядзяки высоко ценит творчество Анно и говорит, что видит в его работах почерк настоящего творца. Анно же слишком стеснительный, чтобы говорить о работах своего учителя.

В том же 1984 году Анно, набравшись бесценного опыта, основал студию Gainax вместе со своими товарищами по университету и бывшими коллегами. В этой студии одновременно создавались аниме и компьютерные игры. Это была одна из немногих студий того времени, которая появилась самостоятельно, а не отколовшись от большего проекта.

Это задокументировано в полубиографической манге, ставшей основой сериала «Синее пламя». Похоже, что ее написал одноклассник или сокурсник Анно, который наблюдал формирование легендарной студии со стороны.

Затем, в 1988 году, Анно стал работать над Ганбастер: дотянись до неба!», где делал и раскадровку, и частично анимацию, и режиссировал проект.

В 1991 году студия Gainax выпустила OVA «Видео про отаку», саркастичное аниме с вставками маленьких интервью различных отаку, в том числе и Анно.

Существует теория, что это аниме стало одним из ключевых факторов, приведших к широкому распространению и использованию слова "Отаку" на Западе в его привычном смысле "фанат аниме". Хидэаки Анно сам был отаку до мозга костей, и он всегда открыто об этом заявлял, став одним из тех, кто популяризировал этот термин.

В 1990 году он присоединился к проекту Хаяо Миядзаки "Надя с загадочного моря" по мотивам романа Жюля Верна "Двадцать тысяч лье под водой", где Хидэаки выступал в качестве режиссера. Изначально это была практически шедевральная концепция, зная стиль Миядзяки тех лет.

Работа над этим сериалом полностью отвлекла Анно на четыре года, и у него было мало творческого контроля над проектом, что сильно напрягало. Под давлением продюсеров пришлось многое выкинуть из сюжета; и в целом разработка «Нади» была настолько тяжелой, что все сотрудники вспоминают это время как настоящий ад. Предположительно после этого началась знаменитая депрессия у Анно.

Параллельно работая над Надей, Хидэаки и команда Gainax пытались реализовать различные амбициозные проекты, например, сиквел "Королевского десанта", начало производства которого было начато еще в 1987 году. Однако проект столкнулся с различными бюрократическими и финансовыми проблемами, и в итоге не был завершен.

Хидэаки Анно всегда был социально замкнутым, ему было сложно общаться с людьми, и в одном интервью он высказал предположение о своей аутичности, заявив, что "в какой-то мере большинство создателей манги и аниме - аутисты". В дальнейшем это найдет отражение в прописанных им персонажах, с которыми он себя отождествляет, таких как Синдзи Икари.

Анно, как и многие художники, немного депрессивен по сути своей (простите пожалуйста). Он всегда низко оценивал себя, несмотря на то, что его карьера была более чем необычной для того времени. Он никогда не хвалил ни себя, ни свои работы, ни свой талант или способности.

В 1995 году родился сериал "Евангелион". Этот персональный легендарный проект Хидэаки Анно стал одним из самых известных сериалов не только в Японии, но и во всем мире. Он задал многие тренды в аниме индустрии. Опенинг "Евангелиона" считается самым лучшим опенингом всех времен. "Евангелион" стал важным и серьезным событием, а также первопроходцем в оригинальном аниме телевидении.

В то время аниме обычно не создавалось без первоисточника в виде манги, за исключением студий, таких как Sunrise, которые зарабатывали в основном на продаже мерча с Гандамом и бесконечными роботами. Другим студиям, без такого подхода, не хватало финансирования. Чтобы студия Gainax могла выжить, они решили создать фан-сервисную игру про девочек в откровенных нарядах, и это помогло им держаться на плаву какое-то время.

Перед проектом "Евангелион" стояла весьма непростая задача - создать большой оригинальный телевизионный сериал, не основанный на чем-либо. Продюсеры настаивали на этом из-за финансового интереса, а Анно хотел спасти аниме искусство от медленного упадка в начале девяностых годов. Аниме про роботов и подростков не считалось популярным в те года, и было довольно амбициозным и странным решением. Однако, черт возьми, у Gainax получилось совершить революцию. Хидэаки Анно получил полную свободу действий, чтобы разнообразить и встряхнуть аниме того времени. Он привлек в проект всех талантливых людей, которых знал. "Евангелион" изначально задумывался как культовое и значимое событие, и он стал таким, несмотря на то, что в самом начале пути таковым не воспринимался.

Это было поистине невообразимо представить. Никакие студии не решались на подобные смелые эксперименты, давать режиссеру полную свободу действий, чтобы делать все, что приходит в голову этому сумасшедшему и депрессивному человеку. Однако, если бы не этот храбрый и немного безумный шаг, "Евангелион" не достиг бы такого обширного успеха и не запустил бы новую эру анимации, как бы пафосно это ни звучало.

Хотя Анно не особо радовался успеху "Евы" из-за своей депрессии, можно с уверенностью сказать, что его желание возродить японскую телевизионную анимацию полностью реализовалось.

Хидэаки Анно по-настоящему хардкорный отаку и при создании "Евангелиона" он черпал элементы из своих любимых сериалов юности, таких как "Космический пират Харлок", "Мобильный воин Гандам", "Звездный крейсер Ямато", "Девилмен", "Геттер Робо", а также из кайдзи и токусацу, например, Годзиллы и Ультрамэна. Он добавил много рефлексии и депрессии, привлек самых талантливых людей, которых знал, и таким образом создал настоящий шедевр.

Однако на пути создания «Евы» было множество проблем... Сценарий приходилось переписывать прямо во время производства, иногда из-за террористических актов, таких как газовая атака в токийском метро. Кроме того, не хватало финансирования, а вещание сериала перенесли на неудобное позднее время. Все это неблагоприятно сказалось на ходе сериала, и студии приходилось использовать одни и те же кадры снова и снова. В итоге два последних эпизода были почти заброшены, и мы можем наблюдать вместо них бормочущий диалог практически без анимации, с стробоскопными вспышками, способными вызвать эпилепсию или глазное кровотечение. И хотя последние две серии получились далеко не такими, какими задумывал Анно (чему свидетельствует существующая раскадровка), он почему-то яростно их защищал, и это был период его странных противоречивых цитат в интервью.

Но давайте обсудим непосредственно саму картину «Евангелион», а не историю создания. Анно ненавидел себя и отождествлялся с Синдзи Икари, и в целом сделал все, чтобы зрители возненавидели главного героя. Это уже выходит за рамки принятого в японской мультипликации: главный герой обычно полон чести и достоинства, обладает храбростью и доблестью. А тут мы имеем самого большого нытика за всю историю аниме, полную противоположность главных героев-мотиваторов аниме того времени.

Евангелион - это не меха про роботов, это произведение искусства, наполненное символизмом о переживаниях самого автора, о проживании своей депрессии. Даже на уровне опенинга можно заметить изображение древа кабалы, проповедующее самопознание.

У Анно был меланхоличный, отстраненный отец, который не гнушался бить своего сына, приговаривая «лучше бы тебя не было». Страшно представить, что чувствовал маленький Анно, но мне хорошо понятно его стремление выразить свои чувства через свое творчество, и думаю, у него это более чем получилось.

Гендо Икари, отец Синдзи, тоже не пылал страстью видеть сына рядом с собой. Да и у Аски с матерью большие проблемы. Каждый из них по-своему выражает свою потребность в родительском одобрении и ласке. Каждый по-разному проносит свою боль.

«Евангелион» был тем, кем был Анно в тот момент.

Но мне не хочется глубоко обнажать сюжет, потому что Ева либо твоё, либо не твоё, и каждый должен сам понять, прожить и прочувствовать эмоции. Я никак их не опишу словами, не вложу в вас, и не нахожу в этом смысла. Это значило бы, лишить вас радости самостоятельно познать эту потрясающую картину. Не смотря на трудности производства, сериал возимел успех. Успех принес финансирование и дал возможность Gainax расширить концовку сериала. Оглядываясь назад, можно смело сказать, что провал двух последних эпизодов стал для «Евы» скрытым благословением.

В 1997 году Анно завершил историю Евангелиона полнометражным фильмом «Конец Евангелиона».

В 1998 году он работал над аниме «Он и она и их обстоятельства», но оставил проект из-за разногласий с главным автором-мангакой. В том же году он режиссировал низкобюджетное, и немного кринжовое игровое кино «Любовь и попса». Затем последовали «Ритуальный день» в 2000 году и «Кьюти Хани» в 2003 году.

В 1999 году Анно участвовал в трогательной телевизионной передаче «Внеклассные занятия с семпаем», где он удостоился чести обучать шестиклассников основам анимации в школе, которую он сам когда-то посещал. Я рекомендую эту передачу к просмотру если вы знаете английский.

В 2002 году он женился на мангаке Моёко Анно. У нее есть однотомный ваншотик про их семейную жизнь. В 2004 году по мотивам ее манги «Sugar Sugar Rune» было выпущено аниме, для которого Хидэаки делал раскадровку и анимацию, что совсем не в его стиле, и даже вызывает некое умиление.

В 2006 году Хидэаки Анно основал студию Khara и вернулся к работе над «Евангелионом», приняв решение развить альтернативную историю в четырех полнометражных аниме-фильмах. Фильмы выходили в 2007, 2009 и 2012 годах. Он некоторое время сотрудничал с Gainax делая первый ребилд, но покинул студию в 2007 году не сумев договориться с руководством о самостоятельном контроле производственного процесса Rebuild of Evangelion. В 2011 году студию Gainax покинули Хироюки Имаиси и Масахико Оцука, основав свою студию Trigger, о которой мы обязательно поговорим развернуто в следующей статье.

Анно отвлекся на создание игрового фильма «Годзилла: возрождение» в 2016 году, за который он был награжден премией японской киноакадемии в номинации «режиссер года» 2017.

Последний ребилд Евангелиона вышел с задержкой из-за коронавируса после 2020 года.

Если рассматривать Евангелион как отражение чувств и проживание депрессии Хидэаки Анно, то я могу только порадоваться его душевному состоянию на момент четвертого и последнего ребилда. Получается, это настоящий хэппи-энд. Многие критиковали Анно за то, что он, как бы, бесстыдно эксплуатирует удачные образы и делает годами одно и то же. Я не могу с этим согласиться, потому что, если исходить из того, что Анно, по сути своей, настоящий отаку, это должно быть мечтой работать всю жизнь над своим детищем, у которого невероятное количество фанатов, мерча и целый культ.

Анно называли троллем за то, что он говорил, что у "Евангелиона" нет смысла. Лично мне кажется, это мрачной шуткой. Другие его цитаты того времени намекают на то, что ему важно, чтобы Зритель сам увидел и нашел смысл, а не получил разжеванную версию от него самого.

Кстати, будучи взрослой женщиной с опытом депрессии, вызванной отсутствием родительского тепла и ласки, для меня в "Евангелионе" никаких загадок нет :D

"Искусство это общение", утверждал Хидэаки Анно. Ему сложно давалось общение в реальном мире с людьми напрямую, и он общается с нами через свои визуальные произведения, и его успех это то, насколько хорошо зритель его понимает.

В заключение, цитата Хидэаки, где он все-таки снизошел чуточку, чтобы пояснить за Еву: «Евангелион» — это история повторений. Это история, в которой главный герой своими глазами становится свидетелем многих ужасов, но все же пытается снова встать на ноги. Это история воли; История движения вперед, хотя бы немного. Это история страха, где человек, которому предстоит столкнуться с неопределенным одиночеством, боится обратиться к другим, но все же хочет попытаться.

Статья написана специально для K8SU