Найти в Дзене
Культурная свалка

Бетховен и его борьба против судьбы

Он никогда не соответствовал чужим ожиданиям. Выделялся во внешнем виде, поведении и творчестве так, что даже сейчас невозможно точно определить кто он: классик или романтик? Но всем известно одно, он никогда не сдавался и боролся до последнего. Как вы наверное знаете, историю классической музыки принято делить на эпохи: барокко, классицизм, романтизм и другие, хотя четких границ не существует. Практически это невозможно. Представьте, что вы живёте в 2023 году, а вам говорят, что с завтрашнего дня новая эпоха и вы теперь начинаете свою жизнь с чистого листа. Такого не бывает. У людей в определенный момент просто поменялись интересы, появлялись новые идеи, да и делать одинаковые вещи просто надоело. В музыке всё аналогично с обычным обществом. Если в 1789 французская революция, то и в музыке произойдет похожая. Для многих таким рычагом к новому мировоззрению стал Бетховен. И да, я сейчас говорю не про название корма для собак или того пёсика из фильма, а про выдающегося композитора. Л

Он никогда не соответствовал чужим ожиданиям. Выделялся во внешнем виде, поведении и творчестве так, что даже сейчас невозможно точно определить кто он: классик или романтик? Но всем известно одно, он никогда не сдавался и боролся до последнего.

Как вы наверное знаете, историю классической музыки принято делить на эпохи: барокко, классицизм, романтизм и другие, хотя четких границ не существует. Практически это невозможно. Представьте, что вы живёте в 2023 году, а вам говорят, что с завтрашнего дня новая эпоха и вы теперь начинаете свою жизнь с чистого листа. Такого не бывает. У людей в определенный момент просто поменялись интересы, появлялись новые идеи, да и делать одинаковые вещи просто надоело.

В музыке всё аналогично с обычным обществом. Если в 1789 французская революция, то и в музыке произойдет похожая.

Для многих таким рычагом к новому мировоззрению стал Бетховен. И да, я сейчас говорю не про название корма для собак или того пёсика из фильма, а про выдающегося композитора.

Людвиг ван Бетховен не только пережил революционные события, но и ощутил куда более разрушительные удары в себе, а тема борьбы стала самой важной в его творчестве.

Мальчик родился в музыкальной семье, похожей на семью Моцарта, и тоже занимался музыкой. Его отец мечтал о славе юного гения, заставлял сына учится у его друзей музыкантов, которые приходили к ним в дом. Нередко Людвиг и его младшие братья были жестоко наказаны разозлившимся отцом, который срывал на них гнев за свою потерю голоса. Потому что раньше он был тенором в капелле архиепископа Кёльнского, а теперь вёл жалкое существование.

Чуть позже, из-за внезапной смерти матери, Бетховен и вовсе остался с братьями один. Уже тогда добывая еду и зарабатывая им на существования композитор столкнулся с той самой борьбой против судьбы, которая не давала ему и шанса на счастье.

В зрелые годы он познакомился с Моцартом и Гайдном, у которых даже брал уроки. Спросите, что же их объединяло? Если вы увлекаетесь музыкой, то можете вспомнить такие слова как соната, симфония и будете правы, но лишь от части.

Жанры и правда были распространены в то время. Доказательство - большое количество пьес, написанных в таких формах. Но музыка для каждого человека индивидуальна и во все времена показывала то, что он чувствует в определенный момент. Бетховен, который жил другой жизнью, не мог думать и чувствовать так же как его предшественники. Для него жанры стали только внешними оболочками, а в некоторых случаях вообще лишними.

-2

Известная "Лунная" соната композитора один из таких примеров.

Это произведение не имеет названия, а известное всем сочетание "Лунная соната" было навязано ему уже после смерти Бетховена. Не могу сказать, что оно подходит ему. Для меня первая часть звучит как похоронный марш, так много экспрессии и безразличия ко всему. Нет, никакое озеро освещённое луной с этим не сравнится.

Что же ещё интересного в этой части? Композитор при написании музыки был так погружен в эмоции, что специально проигнорировал типичную форму построения. В классических сонатах первая часть всегда диалог, но есть ли он в этой? Нет, здесь только одна тема, одинокая мелодия и медленное сопровождение, а после три одиноких удара в верхнем голосе, похожих на тему судьбы из 5 симфонии.

Послушайте эту музыку снова и вы почувствуете разницу.

Ещё один интересный факт. Соната 14 Людвига Ван Бетховена могла стать последним сочинением композитора, который из-за несчастной любви готов был оборвать свою жизнь и даже написал завещание.

Многих удивит, но у этой музыки есть продолжение. Вторая и третья части сильно отличаются от первой.

Я думаю, что сначала мы слышим образ самого Бетховена, после окружающий, равнодушный, светский мир. Он радостный и танцевальный, полная противоположность трагичному началу. Заканчивается всё темой неизбежной судьбы. Герой проигрывает злому року.

Конечно, если бы композитор жил сейчас, то, наверное, он бы написал песню с ёмким текстом, как у нас принято, но тогда это был его способ показать свое видение мира.

После прослушивание музыки у вас будет свое представление об этой музыке. Когда мы с детьми на уроках обсуждали произведение, то ребята сравнивали последнюю часть с собой и их родителями, которые заставляли детей делать домашнюю работу. Описывали свою борьбу с так нежеланным им врагом.

У Бетховена враг был куда серьёзней, особенно в последние годы. Проявившаяся глухота стала забирать последнее ценное для него, музыку. Смириться для композитора - означало умереть, поэтому он писал даже оставшись без слуха, отчаянно продолжая свою борьбу, как герой из этой сонаты.

Делитесь в комментариях, а что вам представляется в музыке Бетховена?