Найти тему
Школа в Некрасовке

Учимся дышать, чтобы правильно говорить

Дыхание – одна из немногих способностей организма, которая может контролироваться произвольно (сознательно) и непроизвольно (неосознанно). Физиологическое дыхание является непроизвольным. Вдох и выдох одинаковы по продолжительности, осуществляются через нос. Физиологическое дыхание ритмично – за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.

Фонационное (речевое) дыхание произвольно. Это управляемый процесс, при котором быстрый вдох происходит через рот и нос, а замедленный выдох осуществляется через рот (вдох значительно короче выдоха). За вдохом следует пауза, а затем плавный выдох. Фонационное дыхание не имеет определённого ритма, чем длиннее произносимая фраза, тем дольше должен быть выдох.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, обусловливает нормальную громкость речи, интонационную выразительность, чёткое соблюдение пауз и сохранение плавности речи. 

Нарушения фонационного дыхания могут быть следствием соматической ослабленности организма (сердечно-сосудистые заболевания, хронические заболевания верхних дыхательных путей); малоподвижный образ жизни. Проблемы, связанные с нарушением фонационного дыхания, могут выражаться в нерациональном использовании выдоха (речь на вдохе, с «захлёбыванием»), слабом развитии дыхательного аппарата (ребенок говорит тихо, нечётко, не может договорить слово или фразу до конца), затруднённое дыхание через нос (аденоидные разрастания). 

Основной задачей в работе над развитием фонационного дыхания является выработка свободного плавного удлинённого выдоха ртом. Тут вам могут помочь игровые упражнения, способствующие формированию правильного речевого выдоха:

Дутьё через соломинку в стакан с водой. 

Дутьё на одуванчики.

Надувание воздушных шаров. 

Игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке.

Пускание мыльных пузырей. 

Сдувание с ладони бумажных фигурок.  

Пропевание гласных звуков на выдохе: «Кто дольше?» 

Пение сочетания гласных: А-О, У-Ы, И-Э, Э-А-У, У-О-А, А-У-И-Ы и др. 

При пропевании гласных и их сочетаний необходимо напоминать ребёнку о том, что вдох должен быть коротким, а начало «пения» на выдохе. Следите, чтобы ребёнок не поднимал слишком высоко плечи.

Выполнение упражнений должно проводиться строго до приёма пищи, в течение 3-6 минут (в зависимости от возраста ребёнка), в помещении с достаточным количеством свежего воздуха.

Автор: учитель-логопед - Юлия Курбатова