Найти в Дзене
Пей Таблетки!

НПВС: то, что вы не знали об обезболивающих препаратах

Просвещенный читатель знает, как расшифровывается НПВС. Но на всякий случай мы напомним: нестероидные противовоспалительные средства. Это те самые обычные обезболы — ибупрофен, кетопрофен и иже с ними (но не анальгин и не парацетамол!). Они возникли давным-давно, но их механизм идентифицировали только в 70-х годах прошлого века. В те времена для борьбы с воспалением широко использовали стероидные гормоны, но НПВС оказались безопаснее и без таких побочных эффектов. С тех пор они использовались для профилактики инфарктов и у них находили побочные эффекты. Потом одни побочные эффекты побороли, но получили другие (медицина дело тонкое). Чтобы разобраться с механизмом самого распространенного класса препаратов, мы начнем с базы – воспаления и как оно регулируется. Потом вы узнаете, что же с НПВС не так. Запах воспаления Как организм понимает, где случилось повреждение/вторжение микробов? Благодаря специальным белковым молекулам цитокинам. Они выделяются местной стражей – иммунными клеткам
Оглавление

Просвещенный читатель знает, как расшифровывается НПВС. Но на всякий случай мы напомним: нестероидные противовоспалительные средства. Это те самые обычные обезболы — ибупрофен, кетопрофен и иже с ними (но не анальгин и не парацетамол!).

Они возникли давным-давно, но их механизм идентифицировали только в 70-х годах прошлого века. В те времена для борьбы с воспалением широко использовали стероидные гормоны, но НПВС оказались безопаснее и без таких побочных эффектов. С тех пор они использовались для профилактики инфарктов и у них находили побочные эффекты. Потом одни побочные эффекты побороли, но получили другие (медицина дело тонкое).

Чтобы разобраться с механизмом самого распространенного класса препаратов, мы начнем с базы – воспаления и как оно регулируется. Потом вы узнаете, что же с НПВС не так.

Запах воспаления

Как организм понимает, где случилось повреждение/вторжение микробов? Благодаря специальным белковым молекулам цитокинам. Они выделяются местной стражей – иммунными клетками: тканевыми макрофагами, тучными клетками и т.д. Лейкоциты и прочие клетки воспаления ориентируются на цитокины как породистая гончая на запах дичи. Они умеют определять, в какой стороне цитокинов больше и стремительно плывут туда, нещадно протискиваясь сквозь стенку сосудов и клетки окружающих тканей. Этот механизм называется хемотаксис.

По пути они вызывают подмогу, выделяя ещё больше цитокинов. Так развивается воспаление.

Некоторые цитокины запускают каскад воспаления, некоторые выполняют регуляторную функцию – тормозят слишком активное воспаление.

В регуляции функции клеток также участвуют липидные сигнальные молекулы – эйкозаноиды. К ним относятся простагландины, простациклины, лейкотриены и тромбоксаны. Они участвуют в “запуске” воспалительной реакции, но также обладают интересными свойствами. Из примечательного — они могут снижать синтез соляной кислоты клетками желудка, сужать бронхи, расширять сосуды и даже влиять на тромбообразование.

НПВС влияют именно на синтез этих эйкозаноидов.

КОКС ферменты

Липидные сигнальные молекулы должны получатся из липидов – логично. Где б их взять в клетке? Конечно же из клеточной мембраны, неиссякаемого источника липидов.

Сначала под действием фосфолипазы А2 из липидов получается арахидоновая кислота. Дальше она идет по двум путям:

1. С помощью 5-липоксигеназы из нее синтезируется лейкотриены. Кроме участия в воспалении, они печально известны сужением просвета бронхов и участвуют в развитии астмы.

2. С помощью двух вариантов циклооксигеназы: ЦОГ-1 и ЦОГ-2  (по-английски она называется COX, читается «кокс») получаются простагландины, простациклины и тромбоксаны. Последние как раз усиливают тромбообразование.

НПВС и желудок

В 1971 г британский ученый (шутки в сторону) Джон Уэйн опубликовал работу о ингибировании COX аспирин-подобными лекарствами. Эта работа не только принесла ему Нобелевскую премию, но и открыла эпоху НПВС – более безопасных противовоспалительных лекарств.

Но у этих лекарств быстро открылась неприятная побочка – они открывали язву желудка (бадум–тс!). Это происходило за счет того, что COX также синтезировала «защитные» простагландины, которые снижают кислотность и обеспечивают регенерацию слизистой желудка. А НПВС блокировали синтез этих «защитных» простагландинов.

В 90-х годах прошлого века ученые открыли два варианта COX:

1. COX-1, работающая постоянно, обеспечивая противовоспалительный эффект и нормальную регуляцию функций клеток и органов.

2. COX-2, работающая только при воспалении, обеспечивая все неприятные эффекты.

Появилась прекрасная задумка – найти лекарства, которые блокируют только COX-2.

НПВС и инфаркты

Такие лекарства нашли и назвали «коксибы» — от английского cox inhibitor. Они действительно гораздо слабее влияли на желудок.

Но оказалось, что ингибируя COX-2 вся арахидоновая кислота идет по пути COX-1. А она в том числе синтезирует тромбоксаны, вспомнили? Которые увеличивают тромбообразование – привет, инфаркты и инсульты. К тому же COX-2 должна была синтезировать простагландины, снижающие тромбообразование, но не может.

В итоге некоторые коксибы отозвали с рынка, так как они серьезно повышали частоту инфарктов и инсультов. А уже имеющиеся с нами препараты — эторикоксиб и целекоксиб – назначаются учитывая возможные сердечно-сосудистые риски.

Любая таблетка, даже самая безобидная и доступная без рецепта всё равно несёт определенные риски. Длительный прием НПВС всегда нужно обсуждать с лечащим врачом.

Мы рассказываем об актуальных рекомендациях по лечению и диагностике заболеваний, но призываем отказаться от самолечения и обсуждать вопросы терапии и диагностики со своим лечащим врачом.

Эту статью отлично дополняют другие наши статьи

Парацетамол сажает печень?
Пей Таблетки!21 июля 2023
Чек-лист: собираем аптечку в отпуск
Пей Таблетки!8 июня 2023
Ужасные антибиотики и их адские побочки
Пей Таблетки!10 мая 2023

Подписывайся на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи!