Антология диких созданий направляется к наблюдателю на холсте Макса Эрнста в произведении "Орда", порожденном с применением автоматических методов с целью визуализации бессознательных мыслей художника. Согласно теориям Фрейда, бессознательное Эрнста представляет собой область хаоса, где монструозные фигуры подавляют рациональное понимание. "Орда" вызывает чувство страха, связанного с детскими тревогами перед неопределенными тварями, скрывающимися в шкафу или под кроватью. Фигуры на картине Эрнста представляют собой ужасные образы, поскольку они одновременно знакомы и совершенно чужды; в них мы узнаем творения собственного воображения так же, как и в воображении самого художника.
Творчество бессознательного
Автоматизм представляет собой совокупность методов, применяемых сюрреалистами для стимулирования прямого и неуправляемого выражения бессознательных мыслей. В своем первом "Манифесте сюрреализма" Андре Бретон дал трактовку, сделавшую автоматизм почти синонимом сюрреализма.
"СЮРРЕАЛИЗМ, сущ. Психический автоматизм в чистом виде, с помощью которого предлагается выразить — устно, путем письменного слова или иным образом — фактическое функционирование мысли. Происходит от мысли, в отсутствие контроля разума, освобождено от эстетических или моральных ограничений."
Извлекая элементы из "духовного письма" медиумов, рассматриваемых как посредников между миром живых и загробной жизнью, а также из психиатрических методов, используемых для извлечения неудержимых монологов от пациентов, сюрреалисты разрабатывали методы быстрого общения, будь то устное высказывание или письмо, без конкретной цели или предварительного направления. Они стремились воплотить в жизнь тот тип мышления, проявляющийся во сне, где, по мнению Зигмунда Фрейда, каждый человек является поэтом.
Для сюрреалистов автоматизм стал ключом к источнику вдохновения и оригинальным изобретениям в человеческом разуме. Этот подход позволял сделать творчество доступным каждому, что, по их мнению, являлось первым шагом в сюрреалистическом преобразовании мира. Считалось, что скорость автоматического письма и речи обходит логику, эстетические конвенции и социальные ограничения, позволяя прямо транскрибировать бессознательные мысли и желания.
Бессознательные методы производства
Сюрреалисты проводили эксперименты с различными методами в поисках аналогий с автоматическим письмом, пригодных для создания изобразительного искусства. Рисунки медиумов выступали в роли ранней модели, так как они формировались в соответствии с указаниями сверхъестественных сущностей, и при этом сам медиум не осознавал процесса создания. Некоторые сюрреалисты сначала сомневались в возможности художников достичь такой же прямой и бессознательной формы в значимом визуальном творчестве. Однако с течением времени сюрреалисты разработали разнообразные автоматические техники, которые стали основой для успешного создания произведений искусства.
В использованных им автоматических техниках художники-сюрреалисты стремились исключить сознательные намерения, чаще всего прибегая к произвольным методам, которые допускали случайность как ключевой элемент. Например, Андре Массон применял случайные капли левкаса, краски и песка на холсте. Эти материалы создавались без вмешательства сознательных умыслов, и, теоретически, рука художника реагировала на подсказки его бессознательного, формируя случайные отметки. Позднее Массон обнаруживал в этих задумчивых формах фигуры и сцены, которые вырисовывались благодаря его автоматическим жестам. Эти обнаруженные изображения также, теоретически, соответствовали его бессознательным потребностям и желаниям, и он сознательно усиливал их карандашом, создавая такие фигуры и сцены, как "Рыбная битва".
Пример Леонардо да Винчи
Методика Массона объединяла в себе автоматизм с сознательной тонкостью. Этот подход был характерен для многих сюрреалистов, которые применяли формы прямого автоматического творчества, а затем акцентировали полученные, вдохновленные знаки для создания более четкого образа. Они также часто оставляли некоторые формы размытыми, предоставляя возможность различным интерпретациям. Многозначные формы позволяли зрителям творчески взаимодействовать с произведениями искусства, создавая образ, соответствующий их личным бессознательным стремлениям.
Леонардо да Винчи установил явный прецедент использования подобных методов, предлагая художникам искать вдохновение в удивительных формах поврежденной поверхности старых стен. Макс Эрнст систематизировал этот подход, разработав фрттаж и граттаж.
Для создания фроттажей из серии "Естественная история", Макс Эрнст использовал метод трения угля по бумаге, размещенной над текстурированными объектами. Граттаж, примененный при создании произведения "Орда", представляет аналогичную технику, изначально разработанную для масляной живописи. В этом случае различные цвета наносятся на холст слоями и допускают высыхание. Фактура предметов, расположенных под холстом, передается на окрашенную поверхность путем соскабливания верхнего слоя краски.
Эрнст утверждал, что случайные метки, возникающие в результате фроттажа, усиливали его "провидческие способности" и вызывали галлюцинации странных фигур и пейзажей. Он считал, что это является результатом его собственных бессознательных навязчивых идей. Так же, как и Массон, Эрнст впоследствии развивал свои произвольно созданные формы, добавляя рисунки или композиции, чтобы сделать обнаруженные им бессознательные образы более доступными для восприятия других.
Оскар Домингес представил еще одну автоматическую технику — декалькоманию. Этот метод включал в себя капание чернил или гуаши на бумагу, а затем нажимание влажной поверхности на второй лист бумаги. Получившиеся произвольные пятна могли быть названы автором в соответствии с изображениями, увиденными в работе, или оставлены без названия, чтобы зрители могли обнаружить собственные образы. В отличие от более ранних автоматических методов Эрнста и Массона, декалькомания не требовала от художника каких-либо сознательных корректировок для завершения работы. Андре Бретон, ведущий сюрреалист, приветствовал это как полное слияние случайных форм и творческого видения, не подверженное предварительным художественным приемам или сознательным намерениям.
Суггестивная форма и множественные ассоциации
Хотя сюрреалисты ставили своей целью выражение бессознательных мыслей в своем искусстве, они не придерживались исключительно автоматических приемов. Они опасались того, что, утверждая определенную технику как "правильный" способ создания сюрреалистического искусства, она может быть поверхностно использована для формирования стиля, а не для отражения подлинной бессознательной активности. В конечном итоге сюрреалисты поощряли художников, применявших множество различных стилей и подходов для творчества, соответствующего целям бессознательно вдохновленного творчества.
Одной из ключевых особенностей произведений, созданных с использованием автоматических методов, было формирование суггестивных форм, вызывающих множественные ассоциации. Даже если художники-сюрреалисты не прибегали к определенным автоматическим техникам, они часто опирались на силу абстрактных форм, спровоцированно как сознательно, так и бессознательно, порождая ассоциации. Это воспринималось ими как использование механизма, общего для сновидений, автоматического письма, поэзии и даже игр слов, где схожие звуки порождают новые значения и ассоциации. Жоан Миро и Жан Арп, используя абстрактные визуальные формы, размещенные взаимно относительно друг друга, создавали игривые произведения, раскрывающие богатые возможности бессознательных ассоциаций.
На первый взгляд, произведение "Материнство" Жоана Миро может показаться как проявление геометрической абстракции или схемы юлы. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что абстрактные формы формируют комический, грубо упрощенный образ женщины с двумя маленькими детьми, плывущей в космосе. Геометрические фигуры сводятся к основным символам: тело матери представлено темным сегментом круга, сквозь который проходит меньший круг — изображение юбки с дырочкой. Диагональная линия пересекает ее тело, завершаясь грудью, одна сторона видна спереди, другая в профиль, на которых ее дети висят, как декоративные якоря. Голова матери с небольшими разбросанными лучами волос относительно невелика.
Деревянный рельеф Арпа « Женщина» также представляет фигуру в предельно уменьшенных абстрактных формах. Органические формы, кажется, смещаются в своих ссылках на различные части тела, а также предполагают совершенно разные вещи. Форма пупка также предполагает наличие влагалища, а грудь также может иметь форму летящих птиц.
Сюрреалистическое понимание потенциала визуального искусства утверждало, что подвижность связей является его фундаментальной основой. Помимо того, чтобы выразить плодовитость художественного воображения, абстрактные формы, провоцирующие размышления, позволяли зрителям обнаруживать и усиливать свои собственные подсознательные мысли и желания, внося творческий вклад в смысл и, таким образом, в создание произведения. Все сюрреалистические стратегии, применяемые в визуальном искусстве, демонстрировали способность разума трансформировать данную реальность, превращая ее двусмысленности в значимые образы в соответствии с подсказками бессознательного.