Найти тему

Эксперименты Аркадия Черкашина

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9

«Мне нравится экспериментировать» - скромно отвечает на вопрос о новом сингле «Танцы» музыкального проекта «STEKKLO» его создатель Аркадий Черкашин. Уроженец города Орёл, время формирования он провёл в Стерлитамаке. И сейчас, несмотря на молодость, а, может, благодаря ей, стал человеком, совмещающим ипостаси музыканта, продюсера, актёра и режиссера. Впрочем, обо всём по порядку.

- У вас есть музыкальное образование?
- Я учился в Орловской музыкальной школе №1 им. В.С. Калинникова по классу флейты. В школе учился с интересом, но после – забросил флейту, стало любопытно обучаться играть на гитаре. Сначала я стал брать потихоньку гитару у отца. Он, когда заметил мой интерес, сказал, что, если я серьёзно хочу учиться, то надо мне обзавестись своей гитарой. Мы с ним поехали в магазин музыкальных инструментов, купили мою первую гитару, потом отец показывал мне аккорды, я старательно зарисовывал их в тетрадку. Через какое-то время он сказал, что научил меня всему, что знал сам. Дальше были практика и самообразование.

- Вы родом из театральной семьи. Ваш отец, Игорь Анатольевич Черкашин – известный режиссёр-постановщик. Помогла ли артистическая среда для вашего формирования?
- Я с детства в театре, и это, безусловно, повлияло на меня. Очень люблю театр, это удивительное искусство, объединившее под одной крышей режиссёров, авторов, актёров, музыкантов, танцоров, художников. Трудиться, безусловно, надо - вообще, в принципе. Но мы с отцом - представители разных школ: он окончил режиссёрский факультет Щукинского института, а я – ГИТИС. Знаю только, что он мной гордится, радуется моим успехам. Как и я, в свою очередь, всегда помню, чему он меня учил, и горжусь им.

- В 2002 году, когда Игорь Анатольевич стал художественным руководителем и главным режиссёром Стерлитамакского русского драматического театра, вы все вместе переехали из Орла в Стерлитамак? Каковы были первые впечатления от города?
- Первые впечатления были удивительные: в апреле, когда мы переехали, в Стерлитамаке ещё лежал снег, в то время как в Орле уже наступала весна, и всё растаяло. Второе, что удивило - это чистота и ухоженность города.
- Спустя совсем короткое время вы начали писать первые песни. Вам было тогда пятнадцать лет. Повлияло ли на это знакомство с работой Стерлитамакского рок-клуба, и его председателем Вячеславом Сергеевичем Гнусиным (Аксакалом)?
- На формирование моего музыкального вкуса повлияли отцовские пластинки. Он меломан, и наряду с джазом, авторской песней, классической музыкой, там были Битлз, Дип Пёпл, Дорз, Наутилус, Кино, Аквариум и многие другие рок-группы, записи которых я слушал с большим удовольствием. Мне было двенадцать лет, и папа взял меня на первый в моей жизни рок-концерт, в ДК Сода. Играли местные стерлитамакские группы, и кто-то из Уфы в качестве хедлайнера. Там я познакомился с Вячеславом Сергеевичем, он спросил меня, как концерт, я ответил, что круто. Он посмеялся, сказал: «Молодец пацан, приходи к нам в Рок-клуб». Так я стал ходить на все концерты в рок-клубе, а потом собрал первую группу.
- Как назывался ваш первый музыкальный коллектив?
- Группа называлась «Отражение себя». В первом составе было всего два человека: я и Евгений Сорокин, мой одноклассник. Мы играли по очереди то на акустических гитарах, то на перкуссии. Я писал песни и пел, а Женя отвечал за бэк-вокал. Мы играли песни о любви и жизни. Под влиянием альтернативных течений в музыке, конечно же, но это была мелодичная музыка. И я, и Женя решили, что всё должно быть в меру меланхолично и красиво. Таким составом мы и дебютировали в 2007 году на сцене Стерлитамакского Рок-клуба. На фестивале Подворотня – 2007 мы получили награду в номинации «Дебют».

- Группа «Ot.sebya», организованная в 2008году, насколько я понимаю, возникла на волне популярности indie-pop музыки?
- Да, второй мой проект был тоже акустическим, и работали мы именно что в жанре indie-pop, потом еще экспериментировали с элементами фолка, различными инструментами, играли на укулеле. Я вспомнил о флейте, мы приглашали к нам в состав виолончелиста, использовали этнические барабаны. Первый альбом мы писали на домашней студии Алексея Гришаева в Орле. Алексей - лидер известной орловской группы «Еретики», участник различных музыкальных проектов, мультиинструменталист и звукорежиссёр. Мы записывались в его домашней студии, оборудование которой позволило нам провести интересный эксперимент. Чтобы сохранить некий вайб живого выступления, музыканты находились в изолированных комнатах и записывали все партии одновременно, «живьём». Потом были дописаны перкуссионные партии и голоса. В общем, запись получилась профессиональная и интересная. В то время были популярны нет-лейблы, на одном из таких независимых нет-лейблов – mimonot.net, мы и выпустили наш первый альбом. Завоевали определённую популярность в Орле и за его пределами. Альбом также вышел и на CD. Второй альбом был сборником ремиксов и новых песен, записанных на орловской студии МОСТ.

- Возникший в 2010 году музыкальный проект «STEKKLO» был больше ориентирован на студийную работу, чем на живые выступления?
- «STEKKLO» – это мой электронный студийный проект, в рамках которого я работаю в разных жанрах. Это и инструментальная электронная музыка, и IDM, и панк-рок песни, и new wave. В основном, все партии я записываю самостоятельно, но иногда привлекаю разных музыкантов и с удовольствием делаю с ними совместные записи. Проект «STEKKLO» всегда существовал параллельно всем моим другим проектам. Иногда я приглашаю сессионных музыкантов, чтобы дать выступление или выступаю сам – с сольной песенной программой или с электронным сетом – всё это «STEKKLO».
- На днях вышел сингл «Танцы» проекта «STEKKLO» на вашу музыку и стихи Владимира Кротова, бывшего когда-то фронтменом стерлитамакской группы «Некрополь». Вы были с ним знакомы ещё с того периода?
- Нет, с творчеством Владимира Кротова я познакомился значительно позже. 30 апреля 2008 года в Стерлитамаке умер музыкант и поэт Глеб Чичко. Я хотел поучаствовать в концерте памяти Глеба и начал искать тексты песен, чтобы сделать кавер-версии. Наткнулся на сайт Владимира Кротова, где Глебу была посвящена страничка. Почитал стихи Владимира, мне очень понравился его образный язык, и так мне захотелось попробовать что-то сочинить на его стихи. Я сделал пару песен, одной из них была «Танцы». Связался с Владимиром, отправил записи, ему понравилось.
- В вашей трудовой книжке есть и работа звукорежиссёром, и ведущим прямого эфира. Когда возникла идея получить режиссёрское образование?
- Я действительно работал на Орловской рок-радиостанции «Экспресс Радио», это было чудесное время. Интервью со знаменитыми рок-музыкантами, концерты, мы делали отличные программы. Помню, когда приезжал в Орёл Юрий Юлианович Шевчук со своей группой, он посетил нашу студию, было большое интервью, и мы ему устраивали связь в прямом эфире со Стерлитамакским рок-клубом имени его (Шевчука). Он был приятно удивлён. Станция существует до сих пор и пользуется популярностью в Орле. В 2014 году в Орле проходил очередной фестиваль камерных и моно-спектаклей LUDI, на котором я работал корреспондентом от радиостанции. Посмотрел много спектаклей, и страшно вдохновил меня этот движ. Решил, что от себя не убежишь, хочу в театр, хочу ставить. И поехал в Москву.
- Вы окончили режиссёрский факультет ГИТИСа. Как вам было учиться у Александра Галибина?
- Александр Владимирович - замечательный актёр и режиссёр. На нашем курсе вместе со вторым педагогом Игорем Владимировичем Яцко они нас обучали методу игровых структур, разработанному режиссёром Анатолием Александровичем Васильевым. Заочное обучение у них предполагает две сессии в год по 30 дней без выходных с жестким графиком занятий и репетиций. Но и после сессий мы весь театральный сезон были с мастерами. Учились при театре Школа Современной Пьесы, где регулярно встречались, репетировали и играли спектакли. Два наших курсовых спектакля «Игра в преступление. Достоевский» и «Мольер. Новый Дон Жуан» вошли в репертуар театра, и мы играли их 4 сезона, всегда были аншлаги.
- Как вы попали на работу в Московский Областной ТЮЗ под руководством Нонны Гришаевой?
- Я был принят в театр в 2016 году в качестве артиста. Сыграл в театре более пятнадцати ролей. Ровно год назад у нас состоялась прекрасная премьера – мюзикл Александра Зацепина в постановке Александра Нестерова «Иван Царевич и Серый Волк». В этом спектакле я играю Кота Ученого. Играю Бобчинского в спектакле «Ревизоръ», Изобретателя Захара в спектакле «Важная птица», много разных интересных ролей. В 2019 году я окончил режиссёрский факультет ГИТИСа, и, продолжая работать актёром, стал ставить. В нашем Московском Областном ТЮЗе, который ныне называется Московским Государственным Театром Роста в Царицыно, я поставил два спектакля: «Сказки на всякий случай» по мотивам произведений Евгения Клюева и иммерсивный спектакль-квест «Тайна Снежной Королевы».
- Вы пишете музыку для театра, кино, радио и телевидения. Ближайший проект – спектакль «Чайка» московского режиссёра Павла Карташёва?
- Да, с Павлом интересно работать на уровне каких-то ассоциаций и атмосферы. Мы много говорили о пьесе, искали звук. Думаю, спектакль выйдет отличным, я со своей стороны сделаю всё возможное, чтоб и музыка не подкачала.
- Продолжаются ли живые выступления проекта «STEKKLO»? Каков его актуальный состав?
- Постоянного состава у проекта нет, но периодически выступления случаются. Например, я традиционно играю концерт в свой День рождения. Каждый раз это что-то новое: то рок-концерт в электричестве, то акустическая программа, то электроника. Хочу и в этом году придумать что-нибудь интересное.


Элла Молочковецкая, фото предоставлено Аркадием Черкашиным