Светлого дня, уважаемые читатели! Как известно, люди привыкли думать, что наша жизнь независима и свободна. Мы сами сотворяем мир, сами совершаем какие-то поступки и сами несем за них ответственность. Однако в индуизме считается, что душа человека связана с Богом. Все, что мы сейчас видим — это как бы совместный результат творения Бога и результат нашего осознания, воображения и восприятия. В этой статье мы расскажем, почему так или иначе каждый из нас связан с мировым духом.
Адвайта — человеческий дух тождественен с мировым
Учение, которое гласит о единстве Всего во Вселенной, называется Адвайта. Это древнее индийское философское учение, которое утверждает, что человеческий дух не двойственен и един с мировым Духом — Брахманом.
Адвайта или “не-дуализм” — это главная составная часть старейшей школы Веданты. Положения Адвайты основаны на древнеиндийских трактатах и трудах почитаемых мудрецов. Философия гласит, что наша сущность — есть Бог. Человеческий дух и мировой дух составляют единое целое.
Все, что мы видим вокруг себя — творения Бога и результат нашего восприятия. Не существует чего-то такого, что находится вне нашего сознания и воображения. Мир, который вы видите и ощущаете — это иллюзия. Если вы верите, что ваша душа независима и существует отдельно от Бога, в индуизме ваш взгляд называется незнанием и невежеством. Когда человек принимает Адвайту и осознает единство с Богом, его душа становится свободной, чистой, светлой.
Именно философия единства отличает Адвайту от любой другой школы Веданты. Шри Шанкарачарья — индийский философ, реформатор, ведущий представитель Веданты VII-VIII века особенно почитается в индийской культуре, потому что именно он абсолютно глубоко и точно закрепил ключевые концепции Адвайты в своих трудах.
Основатели Адвайты
У Адвайты нет единственного и конкретного основателя. Хотя философия основывается на знаниях упанишад — сборников священных писаний, Адвайта не связывает себя с какой-то конкретной личностью. Шри Шанкарачарья — великий святой и единственный мыслитель, который почитается, как значимый учитель Адвайты, благодаря своим обширным трудам и комментариям. До того, как Шри Шанкарачарья закрепил концепции Адвайты в четкой доктрине, учение передавалось устно в брахманиских семейных линиях и через Упанишады и комментарии к ним .
Адвайта: принцип Единства с Богом
Адвайта отрицает двойственность и отдельное существование душ. На вопрос, почему же человек все же ощущает двойственность, Адвайта дает глубокий ответ. Философия гласит, что множественность объясняется майей, силой создания. Ощущать двойственность, значит, не осознавать единство с Богом.
Например, бывает ведь, что вы вместо веревки видите змею. Но стоит вам присмотреться, потрогать, проанализировать и осознать, что перед вами веревка, змея тут же исчезает из вашего сознания. Аналогично с духовностью. Когда вы принимаете и осознаете единство с Богом, множественность исчезнет. Учителя Адвайты уверены, что ощущение множественности мира исходит от невежества.
Гуру учитель помогает ученику развивать восприятие и уйти от двойственности. Осознать Единство с Богом — это искусство, которому может научить только учитель, но практиковать ученик должен сам.
Школы Веданты
Доктрина Веданты была разработана виднейшими религиозными наставниками индуизма. В каждом написанном труде древних учителей вы можете наблюдать попытку наставника доказать, что его позиция — единственная реальная и совместимая с божественным Откровением.
Каждый наставник, учитель Веданты являлся основателем своей школы. Например, школа Шанкары, Валлабхи или Нимбарки. Однако наибольшее признание, по мнению большинства современных мыслителей, получила школа Шанкары. В толковании Шри Шанкарачарьи наиболее глубокого, точно и правильно изложено толкование Веданты.
Благодарим за прочтение!