Есть что-то символичное в том, что весьма неплохой фильм про д'Артаньяна и компанию снял Сергей Жигунов - актёр, сыгравший одну из главных ролей в "Гардемаринах" (а это, фактически, российский аналог "Трёх мушкетёров").
Есть что-то очень правильное в том, что Жигунов не сделал ремейк фильма Югнвальд-Хилькевича, а пошёл своим путём. Даже подбирая актёров, режиссёр не ориентировался на типажи тех, кто сыграл в старом добром мюзикле. Например, роль храброго гасконца исполнил Риналь Мухаметов. Некоторые критики поругивали этого д'Артаньяна за слишком восточные черты, но, на мой взгляд, это не ляп. Образ вполне соответствует тому, что написано у Дюма:
Продолговатое смуглое лицо; челюстные мышцы чрезмерно развитые - неотъемлемый признак, по которому можно сразу определить гасконца <...>; взгляд открытый и умный; нос крючковатый, но тонко очерченный;
Атос в исполнении Юрия Чурсина получился уставшим и грустным. В нём нет инфернальности персонажа, которого сыграл Вениамин Смехов. Если от сцены, в которой Атос поёт песню про чёрный пруд, по коже бегут мурашки, то графа де ла Фер в фильме Жигунова просто жаль. Здесь этого чёрного кобеля основательно отмыли, да вдобавок подарили ему сцену задушевного разговора с Миледи.
Портос. Толстяк, добряк, верный товарищ и, пожалуй, самый симпатичный персонаж из всей четвёрки. Такого героя играл Валентин Смирнитский и примерно то же самое изобразил на экране Алексей Макаров. Образ получился чуть менее ярким, чем в старом фильме - на крепкую "четвёрку".
Вот Арамис меня разочаровал. Павел Баршак и собой хорош, и играть умеет - достаточно вспомнить его Мишеля Лугина из "Адъютантов любви". Но Арамис почему-то получился тусклым. Хотя уж в этой-то роли есть где развернуться.
Женские образы... Претензий к Миледи (Екатерина Вилкова) у меня нет. А к гримёрам есть. Зачем этот рыжевато-каштановый цвет волос? Во-первых, Миледи была блондинкой, во-вторых, Вилкова в таком образе смотрится болезненно. Видимо, её героиню в монастыре недокармливали.
По поводу Констанции (Анна Старшенбаум) сказать ничего не могу. Персонаж настолько пустой, что и Алфёровой, и Старшенбаум там играть особо нечего. В романе мы видим Констанцию только глазами д'Артаньяна. Почему она вышла замуж за Бонасье, зачем полезла в дворцовые игры, мучилась ли угрызениями совести, заводя роман с пылким гасконцем - ответов на эти вопросы нет и не будет. Играть плохо прописанного персонажа тяжело, но Анна Старшенбаум постаралась наделить свою героиню каким-никаким характером. Если Констанция в исполнении Ирины Алфёровой - утончённая красавица, которая по иронии судьбы родилась в мещанской, а не дворянской семье, то Констанция Анны Старшенбаум - бойкая, острая на язык авантюристка, которой без приключений и интриг жизнь не в радость.
Главным открытием в "Трёх мушкетёрах" для меня стали король Людовик XIII (Филипп Янковский) и Анна Австрийская (Мария Миронова). Обоих я считала обычными актёрами: не яркими талантами, но и не бездарностями, порочащими громкие фамилии. Оказалось, что и он, и она - люди безусловно одарённые.
Исторический Людовик XIII был таким "ботаником на троне": флегматичным, трудолюбивым, не любящим роскошь, что для французского короля - редкость. Олег Табаков сыграл Матроскина в человеческом облике, даже усики у его героя были почти кошачьи. Людовик Филиппа Янковского совсем другой. Это изящный, опасный и очень умный хищник. Леопард, если уж брать "звериную" терминологию. И он не теряется даже на фоне великого Василия Ланового, сыгравшего кардинала Ришелье. Кстати, в "Трёх мушкетёрах" есть интересная перекличка с "Собакой Баскервилей", где сыграл Янковский-старший. Листайте галерею!
Мария Миронова, играя королеву Анну, будто вдохновлялась персонажем Маргариты Тереховой. Нет, я не про Миледи, а про Диану де Бельфлор из "Собаки на сене". Испанская гордость, благородные манеры, запретная любовь - только не к человеку, который намного ниже её по происхождению (Бэкингем всё же герцог, высокородный дворянин, а не простой секретарь, как Теодоро), а к врагу её второй родины - Франции. А костюмеры, создавая гардероб для королевы, явно смотрели на полотна живописцев XVII века.
Сюжет довольно точно следует первоисточнику. Разве что, линию Атоса и Миледи углубили, превратив в трогательный роман (привет американскому фильму 1993 года!). Очень хороша операторская работа, да и костюмеры постарались. Видно, что на париках и костюмах не экономили, а для исторического фильма это важно. Дешёвая синтетика в кадре убьёт всю атмосферу (привет новым "Гардемаринам", не к ночи будь помянуты!).
В целом, фильм Жигунова о мушкетёрах я бы оценила если не на 5, то на твёрдую 4+. Смотреть ли его? Конечно, да, если вы любите хорошее приключенческое кино.