Как провести розыгрыш призов, промокодов, скидок или подарков и не попасть на штрафы от государственных органов? Подобный вопрос часто задают клиенты нашего рекламного агентства. Вы найдете ответ в данной статье, разъясняющей отличия между денежной и промо лотереей, а также законодательные условия для правильной и эффективной рекламы вашей промо-акции.
Что такое лотерея?
Лотерея – это игра, которая проводится в соответствии с договором, где одна сторона (оператор лотереи) осуществляет розыгрыш призового фонда, а вторая сторона (участник) имеет право на выигрыш, при условии, что она признается выигравшей согласно с условиями лотереи. Проведение лотерей регулируется законом "О лотереях" от 11.11.2003 № 138-ФЗ.
Итак, фактически, это взаимодействие 2-х сторон. Где одна из них проводит розыгрыш (денежные средства или ценные предметы, которые разрешены в России), другая – получает приз, если условия розыгрыша будут выполнены. В качестве приза указывается или весь фонд полностью,или определенная часть общего фонда. Главное отличие лотереи от иных розыгрышей с раздачей ценных подарков – выигрыш формируется за счет финансовых средств от билетов.
В рамках лотереи выдают «лотерейные билеты» – специальный документ (заявление, купон и т.д.), который дает право участия в розыгрыше. Одновременно с этим, документ юридически подтверждает согласие участников с точными условиями лотереи. Все билеты необходимо обязательно регистрировать у оператора.
На законном основании организовывать лотерею в нашей стране имеют право только Минфин и Министерство спорта с разрешения Правительства Российской Федерации. Собственники бизнеса не могут просто отпечатать лотерейные билеты и организовать розыгрыш промо-кодов, подарков, , призов или скидок. Они имеют возможности стать «оператором» такого розыгрыша, но придется пройти обязательный конкурс у организаторов. Незаконная организация лотереи – нарушение, при котором соответствующие органы могут назначить штраф. Размер возможного наказания следующий:
- Для граждан: 3-4 тыс. руб.
- Должностные лица: 15-20 тыс. руб.
- Юридические лица: 250-350 тыс. руб.
Промоакция
Другое название - стимулирующее мероприятие. Под ним понимают игру, конкурс и т.д., когда для возможности участия нужно заказать товар. Как например, рекламные акции «Купи крем для лица и найди под наклейкой свой приз» или «Сделай комплексную мойку и прими участие в супер розыгрыше». Подобные акции относятся к рекламным, по этой причине они регулируются уже другим законом - "О рекламе".
Данные мероприятия осуществляются по инициативе предпринимателя, их не нужно обязательно регистрировать. Однако нужно сообщить клиентам:
- Правила: что требуется сделать, кому можно участвовать;
- Временные сроки. Либо определенный период, либо точная дата, до которой проходит мероприятие;
- Число призов;
- Порядок получения выигрышей. Где забирать, возможно ли получить по почте или в пункте выдачи и т.д.;
- Кто устраивает данную промо-акцию. Необходимо указать компанию и ее адрес или дать ссылку на интернет-сайт.
Кроме того, закон запрещает организацию конкурсов, по условиям которых следует покупать алкоголь.
Как отличить промо-акцию от лотереи?
Порой стимулирующие мероприятия могут назвать «лотереями». Действительно, между ними есть общие черты:
- Соревновательный характер мероприятий;
- Выигрыши получат далеко не все участвующие;
- Основная цель для участвующих – получение некоего приза (нескольких призов, согласно с условиями).
Но есть ряд отличительных свойств. Их достаточно много: по участникам, порядку организации и проведения. Но вот наиболее существенные параметры, о которых необходимо помнить, чтобы вас не обвинили в незаконной организации лотерей:
1. Как формируется призовой фонд?
Денежная лотерея: За счет билетов, которые продаются участникам: проданы билеты на сумму 500 тыс. – призовой фонд формируется из этих 500 тыс.
Промо лотерея: За счет компании, которая устраивает акцию. Предположим, магазин объявляет о розыгрыше ценных призов среди покупателей газировки. Неважно на какую точно сумму продан продукт, призы и подарки покупаются за денежные средства фирмы.
2. Чем подтверждается право на участие?
Денежная лотерея: Приобретенным лотерейным билетом.
Промо лотерея: Чеком/купоном (и так далее), выдаваемым совершенно бесплатно, после приобретения товара или выполнения определенных условий промо-акции.
3. Риск для участников?
Денежная лотерея: Присутствует. Участники могут потерять свои деньги, не получив ничего взамен.
Промо лотерея: Отсутствует. Участники получают товар, а возможность получения приза – бонус.
Таким образом, если вы организовываете акцию, где каждый человек, купивший товар на сумму, предположим, свыше 800 руб., получает бесплатный купон, чтобы участвовать в розыгрыше приза – это не лотерея, а стимулирующее мероприятие.
Какая бывает ответственность за нарушение условий промо-акции
Конкурсы, которые проводятся на стимулирующих мероприятиях - разновидность рекламы. По этой причине проверку их организации осуществляет ФАС. Если государственный орган выявит признаки нарушения, он выдает предписание об их устранении. К примеру, обяжет прописать недостающие сведения и т.д.
Кроме этого будет возбуждено административное дело по ст. 14.3 КоАП РФ. Предусмотрено следующее наказание:
- Гражданам: 2-2,5 тыс. руб.
- Должностным лицам: 4-20 тыс. руб.
- Юридические лица: 100-500 тыс. рублей.
При этом, при условии, что рекламную информацию размещает сотрудник компании, будет привлечено к ответственности непосредственно юрлицо. В связи с этим при претензиях со стороны государства, перекинуть ответственность на подчиненного не выйдет.
Акции с раздачей одинаковых призов всем участвующим.
Такие промо-акции являются частью маркетинга при розничной торговле. Суть промо-акций в предложении покупателям выгодной сделки, которая позволила бы либо получить больший объем товара по одной цене, либо купить что-либо по более низкой стоимости.
Сегодня существуют следующие популярные типы промо-акций:
- Купи один товар/одну услугу, получи скидку;
- Два товара по цене одного (три за два и так далее);
- Купи товар/услугу А и получи Б абсолютно бесплатно;
- Все по фиксированной цене;
- Бесплатные тестеры новых продуктов;
- Акции в определенный день недели;
- Сезонные распродажи;
- Бонусы, предназначенные для конкретных групп людей (пенсионеры, студенты, врачи и так далее).
Для владельцев бизнеса важно, что такие акции - не стимулирующие мероприятия. На них не распространяются требования закона "О рекламе". Значит, ФАС не сможет предъявлять претензии, когда магазин, допустим, не указал срок акции "Два товара по стоимости одного".
Но как отличить обычную акцию от стимулирующего мероприятия:
- По акции все получат один и тот же приз. Например, любой покупатель получит определенную скидку;
- Отсутствует соревновательный характер.
Надеемся, что данная публикация смогла ответить на большую часть вопросов, связанных с юридическими особенностями проведения промо-лотерей.