Со времен начала вехи авиации,разные страны мира,а в больше части военное руководство обдумывало идеи снарядов "летунов",т.е. концепции снарядов-самолетов или же самолетного типа.Проект же первого снаряда-самолета был спроектирован и создан французским инженером Рене Лореном.Свое детище Лорен окрестил "воздушной торпедой".
По задумке Лорена, направление движения торпеды корректировалось гироскопом, а высота отслеживалась с помощью барометрического высотометром.
Наработки Лорена послужили толчком,для дальнейшего изучения и конструирования более сложных и смертоносных снарядов такого типа. Один из самых известных таких нарративов,стал "ФАУ-1" немецкого производства.
В отличии от самолета,воздушная торпеда не требовала наличии человеческого нахождения непосредственно внутри аппарата.Управление предполагало беспилотированное управление,что в свою очередь сохраняло жизнь людям.К плюсам данного вооружения так же относится и его более малые габариты,нежели у самолетов,что положительно сказывалось на его обнаружении и поражении цели.Так же стоит отметить,что к воздушным торпедами или же крылатым ракетам,предъявлялись не такие строгие критерии к выпуску,а именно предполагалось одноразовое использование.
Работы по этому направлению велись и в СССР.Соответствующее решение ГКО было получено в конце лета 1944 года.Работы проводили конструкторы В. Н. Челомей и А.С. Новиков.
В то время Челомей завершал эскизную работу над самолетом-снарядом со своим ПуВРД Д-3, которая получила название 10Х.Работы по созданию 10Х ускорила доставка из Польши и Великобритании некомплектных образцов «Фау-1». Но о полном копировании аппарата речь не шла. К примеру, при создании чертежей на автопилот АП-4 для советского самолета-снаряда 10Х в целях наиболее быстрого освоения его в серийном производстве был сделан упор на использование гироскопических узлов серийных советских приборов. Еще до начала 1945 года в СССР удалось создать первый опытный образец самолета-снаряда и провести официальные испытания двигателя Д-3 в ЦИАМе. 5 февраля 1945 года сборочные цеха завода покинул первый серийный 10Х.
Устройствами для подвески новых самолето-снарядов 10Х были оборудованы 2 бомбардировщика Ер-2 и 3 бомбардировщика Пе-8. При этом использование более компактных и дешевых бомбардировщиков Ер-2 представлялось более предпочтительным. Однако по причине того, что испытания нового оружия проводились в Средней Азии, самолеты Ер-2 использоваться не могли. Из-за высокой температуры их подводили моторы, по этой причине полеты выполнялись только на Пе-8.
Заводские летные испытания нового оружия начались 20 марта 1945 года в Голодной степи на базе экспедиции в Джизаке. В рамках первого этапа испытаний осуществлялась проверка функционирования подвесных устройств на Пе-8, сбрасывания 10Х, а также работы его механизмов и двигателя в момент отрыва от самолета-носителя. Сброс 10Х производился на высоте 2000 метров, после чего, до момента выхода самолета-санряда в горизонтальный полет он терял 100-200 метров высоты. Дальше полет шел на заданной высоте по установленному еще на земле курсу. Из 22 сброшенных самолетов-снарядов 10Х нормально в самостоятельный полет смогли перейти лишь 6.
На следующем этапе испытаний определялись основные характеристики самолета-снаряда 10Х, а также проверялась работа различных агрегатов. Из 22 испытанных аппаратов в самостоятельный полет благополучно смогли перейти уже 12. Была достигнута скорость до 600-620 км/ч, а дальность полета составила до 240 км, что соответствовало расчетным параметрам.
На третьем этапе испытаний проверялась уже точности попадания самолетов-снарядов в цель и эффективности действия их боевых зарядов. Из 4-х аппаратов 10Х, которые были снабжены взрывчатым веществом, 3 смогли выполнить поставленную задачу удовлетворительно. Сила взрыва была эквивалентна силе взрыва 2 тонной авиационной бомбы. Для определения точности было проведено 18 пусков. При этом до цели смогли долететь лишь 6 самолетов-снарядов, 5 из которых смогли попасть в заданный квадрат с размерами 20 на 20 км, удаленный от точки сброса на 170 км. Отчасти причиной неудач были тяжелые климатические условия: песок забивали воздухопроводы и, попадая в автопилоты, выводил их из строя, а температура воздуха поднялась до +60 по Цельсию.
Так или иначе, летные испытания были завершены 25 июля 1945 года. Из 66 пусков самолетов-снарядов в самостоятельный полет перешли 44 машины, причем в 20 случаях были выполнены требования по курсу, в 24 по дальности. В дальнейшем самолет-снаряд 10Х неоднократно модернизировался. В частности шли работы по надежности его перехода в самостоятельный полет, а также по точности попадания в цель. Их государственные испытания проходили с 15 декабря 1947 по 20 июля 1948 года. Если на самолетах-снарядах 1945 года стабилизатор и тип крыла, а также регулятор питания повторяли таковые у немецкого прототипа «Фау-1», то на версии 1948 года их заменили на более совершенные отечественные разработки. Помимо этого тяга пульсирующего воздушно-реактивного двигателя ПуВРД была увеличена с 270 до 325 кгс. Точность самолетов-снарядов удалось довести с 36% (1945) до 88% (1948).
Таким образом,хочет подметить,что крылатые ракеты более 100 лет в строю,начинай от идеи инженера из Франции, и заканчивай современными
типами управляемых и высокоточных снарядов беспилотного пилотирования по типу ATACMS или гиперзвукого "Кинжала".
Друзья,всем спасибо за дочитывания,не судите строго,немного вам информации и всем хорошего настроения!