Найти тему
22,1K подписчиков

О розах и других садовых растениях. Вопрос-ответ. Выпуск 48 (внеочередной)

1,4K прочитали

Доброе утро, мои дорогие читатели и любимые подписчики!

Сегодня только среда, не четверг, но время поджимает, как никогда, и я спешу к вам с очередным выпуском нашей любимой рубрики!

Вопросы от вас так и сыплются, и почти все связаны конечно с укрытием нашим любимых роз! Пора горячая и очень ответственная!

Авторам вопросов - большое спасибо!

Просьба к читателям. Если вы знаете ответ на вопрос и он отличается от моего - не сочтите за трудность, напишите свой ответ! Буду очень признательна, так как сама могу многого не знать. Мы все здесь собрались, чтобы учиться и делиться своим опытом!

Давайте же начнем!

Guirlande d'Amour, мускусный гибрид
Guirlande d'Amour, мускусный гибрид

Вопрос 1. «Марина, здравствуйте, сегодня 13 октября, а мне пришла посылка с саженцами роз, прямо в растерянности, как лучше поступить, как с черенками под бутылки, прикопать в теплице и накрыть, или может в холодильник до весны? Я из Кемерово, как и Вы, спасибо заранее!»

фото читательницы
фото читательницы

Саженцы нужно определить в прикоп до весны. Найдите в саду достаточно высокое место, которое точно не затопит талыми водами. Выройте яму около 40-45 см глубиной, одна сторона которой будет с наклоном в 45 град. На дно ямы можно положить кусок старого укрывного с запасом. Освободите корневую роз от пленки и грунта. Осмотрите корни, обрежьте сухие и черные. Саженцы положите на наклонную поверхность ямы и засыпьте легким покупным грунтом. Концы побегов могут на 5-10 см выступать из ямы - не страшно. Укройте остатками укрывного, которым выложена яма. Сверху ставите невысокие дуги и укрываете 2-мя слоями спанбонда 60.

Wild Blue Yonder, грандифлора
Wild Blue Yonder, грандифлора

Вопрос 2. «Мне нынче удалось укоренить один черенок из подаренного букета. Только начал выпускать новые листики. Вопрос, где держать эту розу зимой... Есть лоджия, но там зимой в районе +18-20... Получится ли там вырастить розу или лучше унести в подвал? Буду признательна за совет. Спасибо»

Думаю, на лоджии ему будет лучше, в подвал не нужно. Следите за паутинным клещом, делайте профилактику.

Stephanie Baronin zu Guttenberg, флорибунда
Stephanie Baronin zu Guttenberg, флорибунда

Вопрос 3. «Мне тоже интересно, с подаренного букета удалось укоренить 4 череночка. Сейчас лучше на балконе подержать? До заморозков?»

Оптимальное место содержания черенков - светлый, лучше солнечный подоконник и температура 14-18 град. Батарею отопления лучше закрыть или накрыть плотной тканью.

клематис Мазурек, 3 гр. обрезки
клематис Мазурек, 3 гр. обрезки

Вопрос 4. «Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, смотрите ли вы на зону зимостойкости при покупке роз? Стоит ли покупать розы 5 и 6 зоны для выращивания в Красноярске. Спасибо».

Добрый вечер! У меня практически все розы из 5 и 6 зоны! Я на это никогда внимание не обращаю при заказе роз. Иначе сажать придется только канадки и шиповники😨. Есть конечно и капризные сорта, которые не особо любят сибирский климат, но таких мало. Поэтому важно найти и почитать отзывы владельцев понравившегося вам сорта из вашего региона в энциклопедии роз Rosebook.

Misty Blue, ч/г
Misty Blue, ч/г

Вопрос 5. «Марина, у меня нет хвойных растений, одна маленькая туя. Что бы вы посоветовали быстрорастущее?»

Из быстрорастущих хвойных, конечно, туя Смарагд! В молодом возрасте годовалый прирост у неё до 30 см. Брабант тоже вроде быстро растет, но я с ней не знакома. Можжевельники многие растут быстро. У меня это скальный Блу Эрроу, чешуйчатые Блу Карпет и Блу Шведе. Но последний горит на солнце, нужно прикрывать. Блу Эрроу я тоже укрываю от солнца и ветра.

слева можжевельник скальный Блу Эрроу, справа туя западная Смарагд, в центре можжевельник чешуйчатый Блу Карпет
слева можжевельник скальный Блу Эрроу, справа туя западная Смарагд, в центре можжевельник чешуйчатый Блу Карпет

Забыла еще написать про мою желтохвойную молодую тую Европа Голд. Посадила в августе позапрошлого года. За это время выросла примерно на 40-45 см. Очень мне она нравится. Её на зиму ничем не укрываю, только треноги от наста. На фото август 2023 г.

туя западная Европа Голд
туя западная Европа Голд

Вопрос 6. «Марина, здравствуйте, можно ваш совет. Придёт 21 октября роза с ОКС, я думаю, что сажать её поздно, нужно, наверное, прикопать или определить в прикоп? Я так поняла, есть два варианта: 1. Прикопать под наклоном, наполовину присыпав побеги и сверху ВСУ с многослойным укрывным; 2. Поместить в прикоп в траншею (сделать мини-погреб). Но 21 октября в траншею помещать вроде рано, ещё тепло. Нужно ждать минусовой температуры, дабы там роза не стала расти».

«В чате "розы Сибири" ещё предложили посадить в горшок и хранить в подвале. У меня только погреб, там овощи хранятся (картофель, морковь) температуру не знаю, но даже летом картофель не прорастает, но влажность. Вентиляции особо нет, куржак зимой там накапливается. У вас был такой опыт?»

Оптимальный вариант для саженца ОКС в это время – это второй, поместить в прикоп/яму-траншею.

И не волнуйтесь, роза расти сейчас точно не будет, а вот корешки вероятно успеют нарасти, пока зима не пришла.

В погреб с овощами не нужно точно! Зачем вам такая головная боль ближе к весне, когда роза проснется раньше времени? И за влажностью грунта нужно следить. В общем - это не есть хороший вариант. Не всё, что пишут в чате, нужно принимать как должное. Всё равно условия у всех разные, даже в подвалах и погребах.

Kolner Flora, шраб
Kolner Flora, шраб

Вопрос 7. «Марина, добрый вечер! Подскажите пожалуйста вот такие не совсем вызревшие побеги у плетистой розы вырезать? Вверху они еще больше фиолетовые».

фото читательницы
фото читательницы

А почему вы решили, что побеги не совсем вызревшие? Я вижу вполне вызревшие побеги, макушек правда не вижу. А фиолетовый оттенок на побегах - это реакция на погодные условия (солнце, ветер, перепад температур и прочее). Вполне нормальный цвет побегов для этого времени. Степень вызревания побегов лучше определять по состоянию шипа. Если он легко отламывается - побеги в этой части вызрел. Если заминается – побег не вызрел.

восточная часть сада, июль 2023 г
восточная часть сада, июль 2023 г

Вопрос 8. «Марина, благодарю за ответ, определилась - помещу поздние саженцы в прикоп! Но возникла другая дилемма- роза придёт в парафине... Почитала форумы розоводов, а там - мнений много, и речь в основном о весне. Тезисно поняла из всего многообразия обсуждений: если воск (парафин) хорошо отходит (а бывает он плохой и липкий), то можно не трогать, растение с ним справится, листья проклюнутся. Но у меня осень, и я думаю, а как же под воском роза дышать-то будет до весны? С другой стороны, хорошая защита от иссушения. Понимаю, что и толщину посмотреть следует парафина и состав. Ну, а если все оптимально, хороший, так сказать, воск? Оставлять в воске до весны? Не задохнется ли роза? Продавец ответил (но это не питомник-производитель, по-моему, увижу по получении), воск оставляйте, но берут меня сомнения. Сорт редкий, уж очень хочется сохранить. Было бы их много, я бы поэкспериментировала в обоих вариантах. Марина, у вас были подобные осенние саженцы? Как бы вы поступили?»

По поводу парафина/воска. У меня были такие саженцы, но весной. Я его всегда снимала, не смотря на рекомендации производителя "не снимать". И правильно делала. Под воском не редко были черные и сухие побеги, бывало и прививка была залита им. Понятно, что воском заливают побеги для сохранности от иссушения во время транспортировки. Что касается саженцев, полученных осенью. В прикопе побеги роз уже никак не могут высохнуть - это раз. Ну и побеги нужно внимательно осмотреть на предмет черноты и прочее, также, как и прививку - это два). Я советовалась со своей подругой-розоводом со стажем. Мы пришли к единому мнению: воск/парафин лучше убрать. Он хорошо убирается зубочисткой с охлажденных побегов (под струей холодной воды). И да, положите в прикоп отраву от мышей, или диски, пропитанные дегтем.

Weisse Wolke, плетистая
Weisse Wolke, плетистая

Вопрос 9. «Подступиться к розам пока не могу, но надеюсь на сухой день в ближайшее время. Страшно перерезать и страшно не дорезать. Каждый год придираюсь к побегам и каждый год дилемма: резать или оставить до весны».

Если побег в течение сезона не дал хорошего прироста - резать его долой! Пусть освободит место для других побегов.

Hommage a Barbara, ч/г
Hommage a Barbara, ч/г

Это понятно, всё прирастало, только в путь, но то тут, то там нахожу что-то, что мне не нравится 🤣

Бывает). Вы только сильно к побегам не придирайтесь, если сомнения - оставляйте до весны. Вот там-то уже всё будет понятно, рЭзать или оставить😂

композиция из летников
композиция из летников

Вопрос 10. «Марина здравствуйте, Киселёвск. Похолодало и дожди. Я весь сентябрь и октябрь подготавливала розы к зиме, листики обрезала, вечера тоже и всё же сделала вывод обработаю хомом или бордоской, так как вчера некоторые листочки мне показались подозрительными. А теперь вопрос по молодежи, что посажены осенью. Листочки обрезать? Их обработаю перед закрытием споробактерином.

А еще вопрос про обрезку. Я первый раз буду в этом году пригибать розы, в прошлом году у меня ушло (вымерзло) 18 роз безвозвратно, теперь очень боюсь вырезать, может по минимуму обрезать, да и особо резать то нечего, старых роз нет, что весной новой посадки сажала - ровненькие. Немного есть конечно побеги не вызревшие, но я перед самым укрытием их обрежу. Марина может весной проредить, чтобы не загущали куст, как вы думаете?»

Добрый вечер. Если побеги не вызрели - нужно вырезать сейчас, что ждать-то)). Если есть хорошие базальные не полностью вызревшие, оставляйте снизу 2-3 см. Возможно эти обрубки перезимуют и из нижних почек весной вырастут новые базальные побеги. Весной вырежете все тонкие непродуктивные, пересекающие и растущие внутрь куста побеги. Середина куста должна быть не загущена и хорошо освещаться солнышком.

западная часть сада, конец августа 2023 г
западная часть сада, конец августа 2023 г

Вопрос 11. «Добрый день. Споробактерином обрабатываете и кусты, и землю?»

Добрый вечер. Да, обрабатываю и кусты, и землю под ними.

Ashram, ч/г
Ashram, ч/г

Вопрос 12. «Марина, здравствуйте. Подскажите пожалуйста, можно под одно укрытие с розами укрыть метельчатую гортензию? Она второгодка. И ещё вопрос: розы замульчированы корой. Нужно ли её подвинуть поближе непосредственно к побегам? Может так теплее будет. Сейчас она на некотором расстоянии».

Добрый вечер. Да, можно укрыть и гортензию вместе с розами. Моя первые 2 года так и зимовала).

бордюр из спиреи японской после стрижки
бордюр из спиреи японской после стрижки

Кору не нужно двигать к побегам розы. Наоборот отодвиньте подальше. Она не будет давать земле прогреваться ранней весной, еще под укрытием. Земля долго будет оставаться мерзлой и корни роз не будут работать.

гортензия метельчатая Ванилла Фрайз, начало сентября 2023 г
гортензия метельчатая Ванилла Фрайз, начало сентября 2023 г

Вопрос 13. «Добрый день, Марина! Когда Вы будете делать обработку споробактерином? Мой опыт в розоводстве 2 года, поэтому надеюсь на ваши подсказки. Свои розы обрезала неделю назад, дуги поставила. Новосибирск».

Обрабатывать буду непосредственно перед укрытием. Обработала и укрыла. Важно, чтобы препарат не смыло дождём. В пятницу у нас будет сухо и достаточно тепло. Надеюсь, получится обработать и укрыть. Если не буду успевать, укрою, а обработаю в субботу из опрыскивателя со штангой.

Jubilee Celebration, остинка
Jubilee Celebration, остинка

Вопрос 14. «Добрый день, Марина. После этой зимы все мои 6 ч-г розочек отправились на "розовое небушко". Им на замену накупила всяких разных 30 штук. А чЕ, имею право-у меня стресс))). И шрабы есть, и флорибунды, и плетистая может получится. ОбрезАть нынче не буду, но некоторые вымахали знатно за лето. Я их пригнула под металлический крюк из тонкой арматуры, а на Ваших фото вижу "притяжку" к земле веревочную. Скажите, от соприкосновения с металлом им (побегам) плохо будет? Надо поменять на веревочную? И еще))), клематис, обрезанный на высоту 20-30 см, чем и как укроете?»

Да, желательно, чтобы побеги не касались металла. Я обычно на металлическую дугу одеваю кусок старого резинового шланга или подкладываю под побеги поролон, либо другой, не впитывающий влагу, материал. Потом дугой прижимаю куст.

Доброе утро, мои дорогие читатели и любимые подписчики! Сегодня только среда, не четверг, но время поджимает, как никогда, и я спешу к вам с очередным выпуском нашей любимой рубрики!-20

По поводу укрытия клематиса. Тут могут быть варианты). Могу сверху на него кинуть его же обрезки, могу ничего не кидать. Он попадает под общее укрытие с розами. На одиночные клематисы ставлю ящик любой (деревянный или пластиковый), сверху 2 слоя старого спанбонда. Сверху кирпич, чтобы не унесло). И всё!

Сад на рассвете, вторая половина сентября 2023 г
Сад на рассвете, вторая половина сентября 2023 г

Ух, вопросов было много, я даже немного утомилась, отвечая))).

Еще раз благодарю всех авторов!

Спасибо всем за внимание, за ваши комментарии!

Жду от вас очередных вопросов!

Удачного вам завершения эпопеи по укрытию роз!

Желаю всем хорошей погоды и отличного настроения!!!