Найти тему
StP: звук и тишина

Куда пожаловаться на шумных соседей? Полный список

Оглавление
Фемида справедлива, но иногда ей нужно помочь. Не бойтесь отстаивать своё право на тищину и спокойствие. Фото Tingey Injury Law Firm (Unsplash).
Фемида справедлива, но иногда ей нужно помочь. Не бойтесь отстаивать своё право на тищину и спокойствие. Фото Tingey Injury Law Firm (Unsplash).

Надоели вечеринки или скандалы у соседей, громкий лифт, кричащие дети, лающие собаки? Рассказываем, куда обратиться, чтобы добиться тишины.

Управляющая компания или ТСЖ

Когда жаловаться: во-первых, на шум от соседей (громкая музыка, собачий лай, детский топот). Во-вторых, на техногенный шум (лифт, оборудование для обслуживания дома). Можно обращаться и в других ситуациях: курение в подъезде, повреждение общего имущества, антисанитария, брошенные вещи в подъезде.

Что будет: если тишину нарушают соседи, с ними побеседуют. Обратите внимание, что у ТСЖ и УК нет рычагов влияния, они не могут назначать штрафы или кого-то выселять. Могут только поговорить и попросить вести себя тише, но иногда этого достаточно.

Если шумит лифт или другое устройство, компания должна устранить нарушение. Если она бездействует, жалуйтесь в Роспотребнадзор. Желательно приложить доказательства обращения в УК/ТСЖ: заверенный экземпляр заявления, скан электронного письма.

Арендодатель

Когда жаловаться: квартира сдается в аренду, шумят квартиросъемщики.

Что будет: собственник должен побеседовать с жильцами или выселить их. Если это не сработало, вы можете обратиться в УК или к участковому с жалобой и на собственника, и на арендаторов. Также можно пожаловаться в налоговую, некоторые арендодатели до сих пор сдают жилье без договора, не платят налоги.

Участковый

Когда жаловаться: шум носит систематический характер. Можно жаловаться и при других нарушениях общественного порядка.

Что будет: вы напишете заявление или подпишите протокол, который участковый составил с ваших слов. Жалоба будет зарегистрирована, вам дадут талон, так что у вас будет доказательство обращения. Для большей эффективности рекомендуем составлять коллективную жалобу, подписанную несколькими собственниками.

Участковый побеседует с нарушителями, призовет к порядку. Если он откажется это делать или принимать заявление, можно пожаловаться в прокуратуру. Если беседа не поможет, обращайтесь в полицию или суд.

Полиция

Когда жаловаться: шум систематический (шумят постоянно или часто) или эпизодический (шумят прямо сейчас, при этом обычно могут соблюдать тишину). Можно жаловаться и в других ситуациях, лучше всего — коллективно.

Что будет: полиция примет заявление, побеседует с нарушителями тишины, составит протокол, если необходимо — наложит административный штраф. Если на вызов никто не приехал, заявление не принято или не отработано, можно обратиться в прокуратуру.

Социальные службы, опека

Когда жаловаться: источник шума — ребенок, есть признаки нарушения его прав или несоблюдения родительских обязанностей. Примеры ситуации: ребенок бегает в полночь, нарушен режим дня; в квартире организован незаконный детский сад; вы подозреваете, что ребенок растет в ненадлежащих условиях, и шум — только одна из проблем.

Что будет: соцслужбы проверят семью и примут меры, если жилищные условия не подходят ребенку или он в опасности.

С магазином или кафе можно попробовать договориться мирно. Понадобится претензия в двух экземплярах (один, с пометкой о принятии останется у вас). Не помогло? Пишите в Роспотребнадзор. Фото Scott Graham (Unsplash).
С магазином или кафе можно попробовать договориться мирно. Понадобится претензия в двух экземплярах (один, с пометкой о принятии останется у вас). Не помогло? Пишите в Роспотребнадзор. Фото Scott Graham (Unsplash).

Роспотребнадзор

Когда жаловаться: источник шума — стройка, магазин, кафе, другое заведение. Либо шумит лифт, котельная, другое оборудование, которое обслуживает многоквартирный дом, а УК бездействует.

Что будет: Роспотребнадзор рассмотрит заявление, проведет проверку. Если он не реагирует, повторите заявку, используя другие каналы связи. Например, если до этого звонили, напишите электронное письмо или сообщение в соцсетях. Обязательно сошлитесь на предыдущее заявление. Если ответ так и не поступил, напишите претензию в прокуратуру, приложив копии обращений.

В норме на рассмотрение заявления уходит около 30 дней. После этого сотрудники Роспотребнадзора приедут, сделают замеры шума. Если зафиксируют нарушение, наложат на ответственных лиц штраф и обяжут исправить ситуацию. Если это не помогло и шум сохранился, можно направить повторную жалобу или перейти к следующему этапу.

Суд

Когда жаловаться: перечисленные меры не помогли, проблема сохраняется, нарушения не устранены.

Что будет: зависит от ситуации и судьи. Шумного арендатора могут попросить съехать, собственника — выселить из квартиры, магазин — подвергнуть штрафу и обязать устранить нарушение.

Чтобы повысить шансы на успешный исход, приложите к заявлению доказательства (аудио, видео шума, бесед с соседями) и свидетельства того, что пытались решить проблему самостоятельно (копии обращений в полицию, УК, Роспотребнадзор и т. д.).

Рассмотрение дела в суде может занять немало времени, но часто завершается успехом. Например, нижегородца, который слушал на весь дом лошадиное ржание, на два месяца заперли в СИЗО. (Правда, всё не так однозначно, убедитесь сами).

А вы жаловались на шумных соседей? Куда именно и как всё закончилось?