Найти тему

Николай Рерих в Новой Третьяковке

Оглавление

С 10 октября в Новой Третьяковке в Москве проходит выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха. Масштабный проект представляет более 100 произведений художника и мыслителя. Ознакомиться с экспозицией можно до 10 марта 2024.

Что показывают

Как я упомянула выше, на выставке представлены более 100 произведений Рериха. При этом, работы очень разные: тут и станковая картина, и живописные панно, и эскизы к театральным декорациям, и танка — что-то вроде буддистских икон. Кроме того, на выставку привезли целый иконостас, созданный художником.

Сенсацией экспозиции кураторы заявляют театральный задник, выполненный Рерихом для балета «Половецкие пляски». Его размеры действительно грандиозные — это самое крупное произведение в собрании Третьяковской галереи. Однако, не скажу, что оно поражает воображение с эстетической точки зрения. На протяжении многих десятилетий декорация хранилась накатанной на вал и теперь нуждается в масштабном восстановлении.

Николай Рерих, «Бой со змием. Декоративное панно», 1912
Николай Рерих, «Бой со змием. Декоративное панно», 1912

Немаловажной частью выставки стали текстовые труды Рериха — в отдельном зале представлены печатные издания. Кроме того, на стенах залов размещены полотна с цитатами Николая Константиновича.

Как устроена выставка

Экспозиция поделена на три части: русский период творчества Рериха; его работы, связанные с востоком; и театральное творчество. При этом, каждый из трех разделов разделен на подтемы.

Тут перейду к логике организации пространства. Она мне показалась не совсем очевидной. У выставки как будто нет определенного маршрута для зрителя. Я не говорю, что он должен быть, но, признаюсь, я слегка запуталась.

На входе нас встречает текст, описывающий всю выставку. Затем мы видим несколько подтем, относящихся к русскому периоду, и чуть далее — к восточному периоду и к теме театра. При этом, всё это просто тексты — без произведений рядом. А напротив — ещё больше букв — полотна с цитатами. Всё это с ходу немножко пугает своим объемом, ты такой: «И всё это придется читать?».

В зале же с произведениями текстов практически нет — только сами работы с некоторыми пояснениями на табличках. Подтемы, заявленные при входе, обозначены заголовками на стенах залов. Причем, размещены эти заголовки высоко, в глаза не бросаются, я бы даже сказала, что их приходится поискать. И если у вас плохая память, то рекомендую фотографировать тексты перед входом в зал, чтобы была возможность взглянуть на них, если вы хотите знакомиться с произведениями в контексте и не бегать туда-сюда.

Также на выставке присутствует цветовое зонирование, но тоже не совсем мне понятное, честно говоря. Но цвета яркие, приятные, смотрятся эффектно. Многие гости фотографировались просто на фоне этих цветных стен.

-9

Интересное решение — круглый зал, отведенный в основном под восточный период творчества Рериха. Это своеобразная отсылка к колесу сансары. Единственное, что меня в нём смутило — работы размещенные на уровне пояса: когда гости подходят к ним, чтобы полюбоваться, они сами же отбрасывают на картины тени, которые мешают их рассматривать.

И последнее. На выставке есть неочевидный зал. Я буквально его не заметила, пока мне про него отдельно не рассказали. И я такая не одна — у входа в него я встречала людей, которые звонили своим спутникам со словами: «Тут ещё один зал оказывается!».

Так вот, неочевидный зал расположен на втором уровне, в него нужно подняться по пандусу, который прячется за полотнами с цитатами. В этом зале разместились текстовые труды Рериха и буддистские иконы. А ещё отсюда можно сверху взглянуть на гигантскую декорацию для «Половецкий плясок».

 Театральный задник, выполненный Рерихом для балета «Половецкие пляски»
Театральный задник, выполненный Рерихом для балета «Половецкие пляски»

Впечатления

Начну с главного: впечатления положительные. Я узнала и увидела много нового. И мне было очень красиво.

 Николай Рерих, «Заморские гости», 1901
Николай Рерих, «Заморские гости», 1901

Надо сказать, что о Рерихе до выставки я не знала практически ничего. Он ассоциировался у меня только с бесконечным количеством довольно однотипных картин с горами. А ещё я что-то слышала о его философии, в которой смешались религия и эзотерика, масонство и большевизм. Кстати, по этому вопросу мои предоставления о Рерихе по итогам выставки не сильно прояснились, эта тема не особенно поднималась. Зато сломался стереотип о нём, как только лишь о «мастере гор».

Помимо гор, которые безусловно прекрасны (одни цвета чего стоят — чистые, яркие), мне очень понравились эскизы Рериха к театральным декорациям. Они похожи на иллюстрации к детским сказкам, тоже очень яркие и очень детальные.

Особое место на выставке занимает «Богатырский фриз» — серия панно для особняка купца Бажанова. Масштабные панно и декоративные вставки на русскую героическую тему размещались в особняке в Большой столовой. И в таком же виде, как бы обрамляющие комнату с оконными проемами и входом, они представлены на выставке. Интересное решение кураторов, которое здорово работает.

Также меня очень впечатлили танки — буддистские иконы, изображенные на бумажных полотнах. Очень тонкая работа, детальная, сложная, разглядывать и разглядывать. Они немножко вернули меня в Бангкок.

В целом, эта выставка показывает Рериха как очень разностороннего мастера. Он создавал произведения, используя множество разных техник: тут и иконопись, и гладкое письмо, и импасто, и графика, и модерн, обращение к русской традиции, и к восточной. Мои представления об этом художнике значительно расширились.

И цитаты на стенах, которых кажется ну слишком много, на самом деле читаются очень легко и дают понять ход мысли художника. Странно говорить, что «цитаты можно разобрать на цитаты», но некоторые фразы из трудов Рериха мне и правда захотелось запомнить на будущее.

А ещё эта выставка сподвигла меня в целом побольше узнать о Николае Константиновиче. И я наткнулась на подкаст не столько о нём, а о его семье: супруге и двух сыновьях. И знаете, было очень интересно. Семья действительно выдающаяся, каждый из них внес огромный вклад в культуру. А ещё, в честь Рерихов назвали целый астероид!

Святослав Рерих, «Портрет отца», 1938
Святослав Рерих, «Портрет отца», 1938

К чему это я? Раз я дальше пошла изучать тему, читать о художнике, его семье (кстати, Святослав Рерих — тоже художник, почётный член Академии Художеств СССР), значит выставка свою миссию выполнила: заинтересовала и вовлекла. Поэтому, могу рекомендовать её и вам.