С 10 октября в Новой Третьяковке в Москве проходит выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха. Масштабный проект представляет более 100 произведений художника и мыслителя. Ознакомиться с экспозицией можно до 10 марта 2024.
Что показывают
Как я упомянула выше, на выставке представлены более 100 произведений Рериха. При этом, работы очень разные: тут и станковая картина, и живописные панно, и эскизы к театральным декорациям, и танка — что-то вроде буддистских икон. Кроме того, на выставку привезли целый иконостас, созданный художником.
Сенсацией экспозиции кураторы заявляют театральный задник, выполненный Рерихом для балета «Половецкие пляски». Его размеры действительно грандиозные — это самое крупное произведение в собрании Третьяковской галереи. Однако, не скажу, что оно поражает воображение с эстетической точки зрения. На протяжении многих десятилетий декорация хранилась накатанной на вал и теперь нуждается в масштабном восстановлении.
Немаловажной частью выставки стали текстовые труды Рериха — в отдельном зале представлены печатные издания. Кроме того, на стенах залов размещены полотна с цитатами Николая Константиновича.
Как устроена выставка
Экспозиция поделена на три части: русский период творчества Рериха; его работы, связанные с востоком; и театральное творчество. При этом, каждый из трех разделов разделен на подтемы.
Тут перейду к логике организации пространства. Она мне показалась не совсем очевидной. У выставки как будто нет определенного маршрута для зрителя. Я не говорю, что он должен быть, но, признаюсь, я слегка запуталась.
На входе нас встречает текст, описывающий всю выставку. Затем мы видим несколько подтем, относящихся к русскому периоду, и чуть далее — к восточному периоду и к теме театра. При этом, всё это просто тексты — без произведений рядом. А напротив — ещё больше букв — полотна с цитатами. Всё это с ходу немножко пугает своим объемом, ты такой: «И всё это придется читать?».
В зале же с произведениями текстов практически нет — только сами работы с некоторыми пояснениями на табличках. Подтемы, заявленные при входе, обозначены заголовками на стенах залов. Причем, размещены эти заголовки высоко, в глаза не бросаются, я бы даже сказала, что их приходится поискать. И если у вас плохая память, то рекомендую фотографировать тексты перед входом в зал, чтобы была возможность взглянуть на них, если вы хотите знакомиться с произведениями в контексте и не бегать туда-сюда.
Также на выставке присутствует цветовое зонирование, но тоже не совсем мне понятное, честно говоря. Но цвета яркие, приятные, смотрятся эффектно. Многие гости фотографировались просто на фоне этих цветных стен.
Интересное решение — круглый зал, отведенный в основном под восточный период творчества Рериха. Это своеобразная отсылка к колесу сансары. Единственное, что меня в нём смутило — работы размещенные на уровне пояса: когда гости подходят к ним, чтобы полюбоваться, они сами же отбрасывают на картины тени, которые мешают их рассматривать.
И последнее. На выставке есть неочевидный зал. Я буквально его не заметила, пока мне про него отдельно не рассказали. И я такая не одна — у входа в него я встречала людей, которые звонили своим спутникам со словами: «Тут ещё один зал оказывается!».
Так вот, неочевидный зал расположен на втором уровне, в него нужно подняться по пандусу, который прячется за полотнами с цитатами. В этом зале разместились текстовые труды Рериха и буддистские иконы. А ещё отсюда можно сверху взглянуть на гигантскую декорацию для «Половецкий плясок».
Впечатления
Начну с главного: впечатления положительные. Я узнала и увидела много нового. И мне было очень красиво.
Надо сказать, что о Рерихе до выставки я не знала практически ничего. Он ассоциировался у меня только с бесконечным количеством довольно однотипных картин с горами. А ещё я что-то слышала о его философии, в которой смешались религия и эзотерика, масонство и большевизм. Кстати, по этому вопросу мои предоставления о Рерихе по итогам выставки не сильно прояснились, эта тема не особенно поднималась. Зато сломался стереотип о нём, как только лишь о «мастере гор».
Помимо гор, которые безусловно прекрасны (одни цвета чего стоят — чистые, яркие), мне очень понравились эскизы Рериха к театральным декорациям. Они похожи на иллюстрации к детским сказкам, тоже очень яркие и очень детальные.
Особое место на выставке занимает «Богатырский фриз» — серия панно для особняка купца Бажанова. Масштабные панно и декоративные вставки на русскую героическую тему размещались в особняке в Большой столовой. И в таком же виде, как бы обрамляющие комнату с оконными проемами и входом, они представлены на выставке. Интересное решение кураторов, которое здорово работает.
Также меня очень впечатлили танки — буддистские иконы, изображенные на бумажных полотнах. Очень тонкая работа, детальная, сложная, разглядывать и разглядывать. Они немножко вернули меня в Бангкок.
В целом, эта выставка показывает Рериха как очень разностороннего мастера. Он создавал произведения, используя множество разных техник: тут и иконопись, и гладкое письмо, и импасто, и графика, и модерн, обращение к русской традиции, и к восточной. Мои представления об этом художнике значительно расширились.
И цитаты на стенах, которых кажется ну слишком много, на самом деле читаются очень легко и дают понять ход мысли художника. Странно говорить, что «цитаты можно разобрать на цитаты», но некоторые фразы из трудов Рериха мне и правда захотелось запомнить на будущее.
А ещё эта выставка сподвигла меня в целом побольше узнать о Николае Константиновиче. И я наткнулась на подкаст не столько о нём, а о его семье: супруге и двух сыновьях. И знаете, было очень интересно. Семья действительно выдающаяся, каждый из них внес огромный вклад в культуру. А ещё, в честь Рерихов назвали целый астероид!
К чему это я? Раз я дальше пошла изучать тему, читать о художнике, его семье (кстати, Святослав Рерих — тоже художник, почётный член Академии Художеств СССР), значит выставка свою миссию выполнила: заинтересовала и вовлекла. Поэтому, могу рекомендовать её и вам.