Хочу сегодня рассказать о музее Рерихов, филиале Государственного музея Востока, который находится в одном из павильонов ВДНХ, павильоне № 13.
Надо сразу отметить, что Рерихи были не только талантливыми художниками, писателями и общественными деятелями, но и очень большими любителями путешествовать. В каком-то смысле мы с ними тут на одной волне, только у них, понятное дело, возможности были другие.
Так вот, в этом музее собраны и картины двух художников из семьи Рерихов, многие знают эти полотна, словно сошедшие со страниц книг сказок о Садко, о царе Салтане.
Творчество Николая Рериха Напоминает работы Васнецова, Савицкого. Он не только создавал картины, эскизы, статьи, книги, но и декорации к постановкам, как, например, в 1908 году для балета «Половецкие пляски» в Париже.
Не знаю, известно ли вам, но в 1899 году Николай Константинович Рерих предпринял путешествие, в ходе которого оплыл часть пути «из варяг в греки» от Шлиссельбурга до Новгорода на небольшом теплоходе. Он был сильно впечатлён путешествием. «Чудно и страшно было осознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги; проплывала Новгородская рать на Шелонскую битву…», — писал он позднее.
Мы, кстати, тоже в этом году плавали этим путем практически, только в обратную сторону. Впечатлениясвои я записала здесь.
Неудивительно, что потом родилась картина «Заморские гости» (1901), которая показана на вывеске выставки “Ковчег будущего”. Эту картину Рерих он написал во время учёбы в Париже. Кстати, она экспонировалось на Весенней академической выставке в 1902 году, где его приобрёл император Николай II для Царскосельского лицея. В настоящее время хранится в Государственной Третьяковской галерее. Но образ ее и в указанном музее на ВДНХ имеется.
А вообще, экспозиция музея состоит из картин, эскизов, есть там копии архивных документов, произведения декоративно-прикладного искусства — металлическая скульптура и ритуальные предметы, древние бронзовые художественные изделия и украшения Индии, Тибета и Китая, собранные Рерихами в период экспедиций, а также предметы из других коллекций Государственного музея Востока.
Так сказать, коллекция сувениров из путешествий. Мы вот тарелки коллекционируем. А Рерихи все, что хотели, то и везли. Оружие, музыкальные инструменты, мебель - чего тут только нет.
А ведь Николай Рерих еще и археологом был, курганы раскапывал и клады находил.Он оставил потомкам богатейшее художественное, литературное, духовное, философское и научное наследие, породившее довольно широкое международное духовно-культурное движение.
Есть здесь и зал, посвященный Елене Ивановне Рерих, философу, духовному подвижнику, путешественнице и общественному деятелю, супруге Николая Константиновича. Поддерживала мужа в творчестве, в путешествиях, была с ним и старшим сыном, Юрием, в Индии.
Юрию Николаевичу Рериху, кстати, также уделено в музее достаточно много выставочного пространства. Он также унаследовал отцовский художественный талант, писал монографии, путешествовал с родителями по Индии.
Есть здесь и отдельные экспозиции работ Святослава Николаевича Рериха, младшего сына Николая Константиновича. Ему уже свойственна манера письма, которая похожа на постимпрессионистов. А еще он - отличный портретист. В 1989 году последним из членов семьи посещал этот музей.
В общем, музей битком набит скульптурами, мебелью, картинами и восточными ценностями.
От микроскопических столовых приборов до огромных статуй и ковров - все можно найти в витринах музея, как в сказочной пещере Али-Бабы.
В общем, отличный музей, просто находка для путешественников и любителей всего восточного.
Еще хороший и весьма наполненный музей в Москве - исторический, про него писала здесь.
В Санкт-Петербурге больше всего понравился музей музыки в Шереметьевском дворце.
Про наши московские приключенияможно почитать здесь.
Про питерские здесь.
А про круиз наш путевой дневник на каждый день - здесь.