По следам путешествия 2017 г. Часть 11.
Итак, 2017 год стал для меня годом возвращения в Беларусь.
И носило нас с мужем по стране....уже не Белоруссии, но Беларуси - без малого месяц. Помимо дела, которое заставило вернуться - были поездки: города и городки, замки, музеи, церкви, костёлы, просто красивые места....
Однако что есть туризм в Беларуси? То есть, если о памятных местах и достопримечательностях, а не об отдыхе или покупках?
В первую очередь это мемориалы и музеи Великой Отечественной. И это отдельное. Особенное. Святое. В той поездке 2017 года у меня их не было. Ехали мы мимо Хатыни - порывалась заехать, да муж запретил. Строго так запретил. Я плАчу в таких местах....А мне потом за руль.
Вот Шуневку видела. Ещё одна "огненная деревня". Небольшой мемориал стоит прямо у дороги - он называется "Проклятие фашизму". Справа, если едешь из Глубокого в Минск через Докшицы.
Есть ещё эко-туризм - Браславские озёра, озеро Нарочь.. да много всего. С другой стороны, прекрасных озёр много и в России.
Ещё? Уютные города. Витебск - "маленький Париж" Шагала. Такие имена, как Казимир Малевич, Марк Шагал, Юрий Пэн, Эль Лисицкий. Жаль: замечательный Музей истории Витебского народного художественного училища был открыт только в феврале 2018 года, так что я его не видела. Усадьба И. Репина Здравнёво. Из прочих городов, где я была и где мне было интересно, могу назвать Несвиж -"У нас ў Нясвiжу як ў Парыжу, толькi дама панiжу!»
Дался им этот Париж. Есть в Беларуси населённый пункт, который так и называется - Парыж.
Среди моих личных симпатий также королевский Гродно и уютный Заславль.
И безусловно, безусловно нужно заехать в Полоцк. Год основания - 862! Вторая тысяча лет тикает! Красавица Западная Двина - очень скоро она превратится в Даугаву. Белый храм Святой Софии над рекой. Мистический Борисов камень. Памятник букве Ў и географический центр Европы - правда, таких центров, кажется, в оной Европе штуки три - один точно есть ещё и в Литве. Это, наверное, смотря как считать? Если от границ Евросоюза, так он вообще уедет на запад Германии... Странно, что пока никто не додумался.
А ещё в Полоцке есть университет имени Ефросинии Полоцкой! Дата основания -пусть не университета, но иезуитского колледжа - 1581 год: ох, нескоро ещё явится в Москву Михайло Ломоносов....Здесь стены дышат историей. Кажется, что слышишь шелест пожелтевших страниц старинных фолиантов, голос профессора в мантии, бубнящего что-то на латыни.... Вон и студиозус - какая лукавая физиономия у парня!
А какие часы украшают здание!
Мой же визит в Полоцк не задался. И дождик шёл, и в Софийский собор не попали.... Шла я по набережной, и в голову упорно лезла цитата из "злого гения" русской литературы белоруса ("литвина") Фаддея Булгарина: "...милый Полоцк, только не развались раньше, чем мы отсюда уедем..." Он ведь и не Фаддей был, Булгарин наш, а вовсе Тадеуш...
Напомню, что моя поездка пришлась на 2017 год; с тех пор много воды утекло в Западной Двине - может, и подправили ту развалюху, где дыру под новеньким пластиковым окном заделали посредством поленьев?
И в Спасо-Ефросиниевский монастырь не пустили меня в джинсах, прикрываясь известным изречением насчёт чужого монастыря и своего устава - с тех пор у меня в машине всегда валяется чёрная юбка до пят.
Вот и до паломничества добралась. Поездки по святым местам - к Ефросинье Полоцкой или в Жировичи...
Музеи! Вот обязательный пункт моей туристической программы! Увы - в огне многочисленных войн коллекции - горели, разграблялись...Например, из Государственной картинной галереи БССР - нынешнего Музея изобразительных искусств - в Германию вывезли около 1700 картин, иконы XVI - XVII веков, коллекцию слуцких поясов.... Внесли посильный вклад и советские власти. Не беру в расчёт крупные музеи - хотя и им досталось. Во время посещения Витебского художественного музея попали мы на экскурсию, проводимую для студентов местного художественного училища. То есть, для "своих", в связи с чем не стеснялись. А смотрели мы зал, посвящённый художнику Юрию Пэну (1854-1937). «Еврейский ренессанс», замечательные жанровые картины и прекрасные женские портреты....Ю. Пэн открыл в Витебске школу живописи (просуществовала до 1919 г.), и однажды к нему в ученики явился мальчик по имени Марк Шагал....Накануне войны в галерее художника насчитывалось более 800 полотен, которые пришлось эвакуировать в Саратов. Обратно вернулись только 200.
-И до сих пор они валяются где-то в саратовских запасниках, - со злостью сказала экскурсовод.
В России художников уровня Юрия Пэна много. А для маленькой Беларуси потеря огромна.
А крест Ефросинии? Был изготовлен в 1161 г. по заказу самой Ефросинии Полоцкой; примерно полметра в длину, из кипариса, отделан золотыми и серебряными пластинами и драгоценными камнями. В пяти квадратных гнёздах находились священные реликвии - капли крови Христовой, камушек из гробницы Богоматери... И вырезан был запрет на его перемещение из святой обители.
Переместили. В 1928 году увезли в Минск, оттуда в Могилёв. Предполагается, что его прихватил с собой кто-то из партийных руководителей, спешно уезжая в Москву. Где теперь святыня? В частной коллекции - в Европе ли, в России? Сейчас в Спасо-Ефросиниевском монастыре хранится копия креста, изготовленная в 1997 году.
Припоминают ещё кубок Святой Ядвиги - средневековый резной стеклянный кубок, найденный в 1960 году при раскопках в Новогрудке. Сейчас находится в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге...
Новогрудок! Примерно то же, что для России Великий Новгород. Историко-краеведческий музей имеется, но....небогат.
Единственное, что мне там понравилось, так это "паук", вроде китайского "поющего ветра" - стучит и прогоняет из крестьянской избы злых духов. Под Новый год его сжигали - вместе с накопившейся нечистью - и вешали новый.
Есть в Новогрудке ещё и дом-музей А. Мицкевича. Достопримечательность международного уровня: подкатывают целые автобусы с туристами из Польши. Здание музея стоит на фундаменте того дома, в котором в 1806 году поселилась семья Мицкевичей.
На фундаменте, потому что в 1941 году дом был уничтожен авиабомбой. Что можно увидеть в музее? Всё больше копии. Или картины местных художников. Вот, например, иллюстрация к поэме Мицкевича "Свитязянка":
Ну вот, дошли и до паломничества литературного: по местам, связанным со знаменитыми писателями. Только вот белорусская лiтаратура для большинства - тайна за семью печатями. Лично я что-то слышала краем уха в местной школе - вот с "Жалейкой" Янки Купалы ознакомилась. Люблю книги Владимира Короткевича - но его, кажется, в школе и не проходили.
"Здесь родились мысли,
Воля, стремленья, желанья.
Здесь стал я сыном Отчизны,
Опалённым ее огнём.
Потому и люблю я Оршу
Первой большой любовью,
Которая не закончится, верно,
Даже с моей жизнью" (В. Короткевич)
Конечно, Беларусь - это ещё и замки, всем известные Мирский и Несвижский. В 2017 году злые языки так и говорили - "страна двух замков". В последнее время к ним добавился замок Лидский - многие успели там побывать. Из менее известных - Любчанский в посёлке Любча Новогрудского района Гродненской области и дворец Пусловских в Коссово Ивацевичского района Брестской области. Увы, не была - в 2017 году в Коссово вовсю шли реставрационные работы.
А вот Любчанский могла бы посмотреть в поездке нынешней, да она вышла - по ряду причин - укороченной и несколько скомканной. Жаль.
Есть ещё дворец Сапег в Ружанах - частью восстановлен, частью руинирован. Хотя и руины впечатляют:
Бродили мы тут, по "белорусскому Парфенону", и отнюдь не в одиночестве. Приезжают туристы, пристают местные мальчишки, подвизающиеся экскурсоводами, с предложением за некоторую денежку "показать подвалы". Мне что-то в подвалы не захотелось - весь дворец и без того сплошной развал, завал и подвал. Отказалась я.
В ответ детские уста произнесли непечатное.
Памятники эпохи Великого княжества Литовского! Кревский замок, Гольшанский, Новогрудский....там некогда творилась История; события, определяющие существование нескольких стран - Польши, Беларуси, Литвы ( или Великого княжества Литовского, объединяющего Беларусь и Литву) - и России. Сейчас - развалины. Руины! Сколько их! Едва ли ни в каждом городке-деревне - разрушенный замок, дворец или усадебный дом. Да хоть под Барановичами, в деревне Полонечка: извольте, очередной дворец Радзивиллов - стены и заколоченные окна.
Оно и понятно. Чуть какая война - всё прокатывает по белорусской земле.
Что осталось - добили уже в советское время. Брали камень для строительства, свинарники устраивали.... Что в таких условиях может сохраниться...Только камни, только воспоминания - в документах ли, в легендах.
Стоят тихие городки - бывшие еврейские местечки с разрушенными синагогами. Величественная слонимская синагога (1642 г.) пришла в окончательную негодность уже в советское время. А ведь входила в десятку самых больших и красивых еврейских молитвенных домов Восточной Европы!
Гродненской повезло больше: она, хоть и горела в начале ХХ века, была заботливо восстановлена - обложена новым кирпичом. Уцелела и во время фашистской оккупации - в отличие от своих прихожан, которых отправляли на смерть как раз от её стен.
Меня в той поездке, пожалуй, больше всего интересовали художественные музеи да замки-костёлы. Удивительно - живя некоторое время в Белоруссии, об их существовании я не подозревала. Вот о Брестской крепости, понятно, слышала. А вот что военный госпиталь, куда я ездила навещать отца, располагается в имении Рдултовских - красивейший дворцовый комплекс, между прочим! - я узнала случайно, от уроженки тамошних мест, которая выдала сведения почему-то шёпотом.
Удивительно - они и говорить о своей истории как-то не решались....
Шёпотом, в полслова, упоминали костёл в Гродно. Как выяснилось, речь шла о Фарном (приходском) костёле святого Франциска Ксаверия.
Поездку в Гродно - главным образом ради этого костёла - муж мой одобрил. Красивый город, что называется, "атмосферный". Старый и Новый дворцы, Коложская церковь, костёлы - масса незабываемых впечатлений. Но вот с иными белорусскими достопримечательностями выходило значительно хуже.
-Что, ради этих камней (развалин, новодела, сарая и т. п.) мы сюда тащились? - то и дело вопрошал недоумевающий Юрий Димитриевич. Напрасно я пытаюсь объяснить, что смотреть надо по-другому, внутренним взором, что ли. Как, наверное, смотрят на "камни" сами беларусы - воскрешая в душе былую славу, припоминая события своей истории -интерпретация которых иногда не согласуется с российской.
Проблема ещё в том, что белорусские достопримечательные "камни" находятся на приличном расстоянии друг от друга - часто в дальних (так и хочется сказать "медвежьих") концах страны - и до них нужно ещё добраться. Без личного автотранспорта здесь, по моему глубокому убеждению, делать нечего. На транспорт общественный я бы полагаться на стала: большая трата времени и нервов.
Представьте - проехать 200 или 400 км, чтобы увидеть руину в маленьком посёлке!
Кстати, забравшись в "глушь", вы заодно рискуете не найти ночлега. С гостиницами - если вы в стороне от проторённых российскими туристами троп - тоже могут быть проблемы.
Нелегко мне приходится как "экскурсоводу" нашей маленькой туристической группы, не только потому, что мне интересны "камни", а мужу - нет. У Юрия Дмитриевича своё, давно составленное мнение о местах, где он был, работал или жил. Поэтому мне, планируя поездки, настоятельно рекомендуется искать такие пункты назначения, где он - по чистой же случайности! - ещё не был. Исключения делаются, но лишь для избранных городов и стран (для Польши, например - мы оба любим эту страну, хоть она сейчас сильно "не в моде"), или посредством долгих уговоров, переходящих.... "Скандал" - это, конечно, слишком сильно, но в некотором приближении отражает.
"Зачем ехать в Вену? - искренне недоумевает он. - Скучнейший же городок! И некрасивый!"
Ага. Только во время своей стажировки в "некрасивой" Вене он каждый Божий день посещал очередной дворец, музей или концерт. Паваротти впервые услышал в Венской опере, в "Отелло".
А второй раз - уже в Москве, на Красной площади. Шёл концерт к 850-летию Москвы...
А я там тоже была. Только не на площади, а за забором, которым тогда площадь огородили от всех непрошеных. И милиция - тогда ещё милиция - непрошеных гоняла.
Нас тогда с моим будущим мужем разделяла считанная сотня метров.
Как рассказывает муж, уже в наши дни:
"Сижу я на этом концерте, и что-то мне нехорошо. Беспокойно. Вроде всё в порядке - вот Лужков сидит, а вон Паваротти поёт-разливается. А мне хочется уйти - будто что-то ТАКОЕ рядом, важное... как бы не упустить...."
Сочиняет, наверное.
По-настоящему то мы пересеклись энное количество лет спустя, и даже не в Москве, а в Хельсинки.
Ещё один "скучный городок".