Найти в Дзене
Японский центр СФУ

Японская живопись - суми-э

Суми-э (墨絵, буквально «живопись тушью» или «картина тушью») – картины, нарисованные монохромной (как правило, чёрной) тушью. В период Муромати (14 век) этот термин стал использоваться для обозначения стиля «суйбокуга» («картина водой и тушью»), и старое значение термина «суми-э» было практически забыто. В наше время термины «суми-э» и «суйбокуга» являются синонимами и используются в искусствоведческой литературе взаимозаменяемо. Суйбокуга – монохромная живопись тушью; картины, нарисованные чёрной тушью в тёмных и светлых оттенках на шёлке или бумаге. Суйбокуга использует градации чёрной туши для создания чувства света и тени, а также модулированные мазки кисти и линии для создания ощущения объёма и ритма. Суйбокуга имеет много общих черт с каллиграфией: это, по существу, монохромная композиция. Она обычно рисуется похожими кистями и ценится за такие качества, которыми восхищаются в каллиграфии, как твёрдость и упругость линий, экономичность мазков и туши, а также выразительность. Разде

Суми-э (墨絵, буквально «живопись тушью» или «картина тушью») – картины, нарисованные монохромной (как правило, чёрной) тушью.

Кано Эйтоку. «Пейзаж»
Кано Эйтоку. «Пейзаж»

В период Муромати (14 век) этот термин стал использоваться для обозначения стиля «суйбокуга» («картина водой и тушью»), и старое значение термина «суми-э» было практически забыто. В наше время термины «суми-э» и «суйбокуга» являются синонимами и используются в искусствоведческой литературе взаимозаменяемо.

Сэссю Тойо. «Зимородок и бамбук». Музей искусств Метрополитэн.
Сэссю Тойо. «Зимородок и бамбук». Музей искусств Метрополитэн.

Суйбокуга – монохромная живопись тушью; картины, нарисованные чёрной тушью в тёмных и светлых оттенках на шёлке или бумаге. Суйбокуга использует градации чёрной туши для создания чувства света и тени, а также модулированные мазки кисти и линии для создания ощущения объёма и ритма.

Огури Сотан. «Осенний пейзаж». Галерея искусств Фрир. Вашингтон
Огури Сотан. «Осенний пейзаж». Галерея искусств Фрир. Вашингтон

Суйбокуга имеет много общих черт с каллиграфией: это, по существу, монохромная композиция. Она обычно рисуется похожими кистями и ценится за такие качества, которыми восхищаются в каллиграфии, как твёрдость и упругость линий, экономичность мазков и туши, а также выразительность. Разделение каллиграфии на три стиля: формальный - Кай 楷, бегущий - Гё 行 и скорописный - Со 草, также применялось к суми-э.

Кано Мотонобу. «Патриархи Дзен». Токийский национальный музей
Кано Мотонобу. «Патриархи Дзен». Токийский национальный музей

Родиной суйбокуга является Китай, хотя история её возникновения до конца не ясна. Из Китая этот стиль живописи попал позднее в Корею и Японию. С момента своего зарождения в китайской живописи преобладала линейность, но китайские художники начали исследовать и раскрывать объёмный и выразительный потенциал линий туши. Однако только с конца 7-го по начало 8-го века монохромная живопись тушью начала освобождаться от функции контура в полихромной живописи и превращаться в самостоятельный стиль живописи.

Кано Танъю. «Учёный муж, созерцающий озеро». Музей искусств Индианаполиса
Кано Танъю. «Учёный муж, созерцающий озеро». Музей искусств Индианаполиса

Для первых же японских монахов-художников, работавших в этом стиле, суйбокуга была частью дзенской практики. До этого момента живопись тушью, как правило, ограничивалась небольшими форматами, создавалась на вертикальных висячих свитках (какэмоно) или горизонтальных свитках. На заключительном этапе своего развития суйбокуга стала монументальной в связи с ростом популярности росписей на стенных панелях, раздвижных перегородках (фусума-э) и многостворчатых ширмах (бёбу-э) в монастырях, замках высокородных господ и жилищах богатых купцов. Эти крупномасштабные картины создавались как в стиле суйбокуга (монохромной тушью), так и яркими и многоцветными, или же сочетали в себе оба стиля.

Таварая Сотацу. «Дракон в облаках». Галерея искусств Фрир. Вашингтон.
Таварая Сотацу. «Дракон в облаках». Галерея искусств Фрир. Вашингтон.

Стремление к монументальности и декоративности в живописи достигло кульминации в период Эдо (17 век), когда художники добивались реалистических эффектов объёма и трёхмерности с помощью техник живописи тушью.

Ёса Бусон. «Вороны и коршун» Художественный музей Китамура. Киото
Ёса Бусон. «Вороны и коршун» Художественный музей Китамура. Киото