Найти тему
ПроАвтобизнес

Операция «кооперация», или как в России решают проблему нехватки троллейбусов

В последние годы, когда вектор внутренней политики изменился и обновление подвижного состава общественного транспорта российских городов стало государственным приоритетом, резко возросла потребность в выпуске автобусов, троллейбусов, трамваев. И на просторах Союзного государства России и Беларуси начались интересные процессы.

Наш канал рассказывал, что увеличение заказов на новые трамвайные вагоны со стороны российских муниципалитетов неожиданно повлекло за собой резкое увеличение количества заказов у белорусского производителя такой техники - холдинга БКМ из Минска.

Но если посмотреть на ситуацию в троллейбусной отрасли России, то и в ней обнаружатся подобные и даже более интересные тенденции. Рост спроса на «рогатую» технику некоторое время сдерживала раздача троллейбусов из Москвы. Столица выводила из своего парка общественного транспорта троллейбусы, заменяя их электробусами. Но все же этот щедрый жест не смог объективно покрыть потребности всех троллейбусных систем страны. И растущий спрос на обновление троллейбусной техники выразился в весьма резком росте заказов. Это, в свою очередь, привлекло в отрасль новых игроков. За последние два-три года появились и новые игроки, и новые модели троллейбусов.

Троллейбус "Пересвет" на обкатке во Владимире. Фото сайта stts.mosfont.ru
Троллейбус "Пересвет" на обкатке во Владимире. Фото сайта stts.mosfont.ru

Такие производители автобусной техники как КАМАЗ и Бакулин Моторз (Volgabus) выбрали для себя это направление и показали на прошедших выставках новейшие троллейбусы – КАМАЗ-62852 и «Пересвет». Появился новый производитель «Синара», запустивший новое производство в Челябинске. Не стоит сбрасывать со счетов и традиционных поставщиков «рогатой» техники – ООО ПКТС (модель «Адмирал»), завод «ТрансАльфа» из «Вологды» и белорусский БКМ.

Троллейбус МАЗ-303 Т в Казани. Фото Дмитрий Кояш с сайта stts.mosfont.ru
Троллейбус МАЗ-303 Т в Казани. Фото Дмитрий Кояш с сайта stts.mosfont.ru

Работает на российский рынок и другой белорусский производитель. Явно с расчетом на российских заказчиков создан новый троллейбус третьего поколения МАЗ-303Т, который сегодня уже прошел тестовый экзамен в Казани, и теперь татарстанская столица решилась на приобретение 25 машин. Также партия троллейбусов минского производства МАЗ отправлена в Хабаровск.

Но самое необычное в троллейбусной отрасли Союзного государства - это производственная кооперация. Развитие горизонтальных связей - это «ахиллесова пята» российского автостроения. А в нашем случае имеем один из примеров такого взаимовыгодного сотрудничества.

Троллейбус "Горожанин" в Новосибирске на маршруте регулярных перевозок
Троллейбус "Горожанин" в Новосибирске на маршруте регулярных перевозок

Один из крупных игроков троллейбусного рынка РФ «Уфимский трамвайно-троллейбусный завод» (УТТЗ) расширил свои производственные мощности до 300 троллейбусов в год. Но поскольку его основная модель «Горожанин» построена на базе кузова минского автобуса МАЗ-203, партнерство с белорусским автопроизводителем имеет для этого предприятия ключевое значение.

12 октября с.г. состоялось подписание соглашения, которое предусматривает на следующий 2024 год поставку из Минска 265 машинокомплектов для производства троллейбусов «Горожанин». Сумма поставки превышает 2 млрд российских рублей.

Производственный процесс выглядит следующим образом. В столицу Башкортостана автотранспортом доставляют машинокомплект. Это окрашенный кузов 203-й модели, частично он укомплектован. По стоимости это порядка 30% будущего троллейбуса. В цехе УТТЗ местные специалисты устанавливают электрооборудование и проводят окончательную сборку.  Теперь с увеличением производственных мощностей сборка может выйти на темп один троллейбус «Горожанин» в день.

Автономный ход троллейбуса "Горожанин" в Новосибирске
Автономный ход троллейбуса "Горожанин" в Новосибирске

Немаловажно, что согласно современным требованиям уфимские троллейбусы «Горожанин» могут быть оснащены системой автономного хода с дальностью движения от 20 до 60 км. Сегодня УТТЗ оснащает свои машины литий-никель-марганец-кобальт-оксидными батареями, которые при более высокой удельной энергии имеют уменьшенные массогабаритные параметры. Вместимость троллейбуса «Горожанин» УТТЗ-6241.01 в зависимости от количества тяговых батарей – 88-102 человека. Мест для сидения – 30-34.

Сегодня троллейбусы «Горожанин» работают в Новокузнецке, Новосибирске, Пензе, Ростове-на-Дону, Стерлитамаке, Хабаровске, Чебоксарах и Новочебоксарске. Самым крупным заказчиком уфимского завода стала сибирская столица. Сегодня выполняется заказ сибиряков на 120 машин.

источник

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz