Найти в Дзене

Федорович Иосиф Иосифович

Жизнь первого заведующего Макеевской районной спасательной станции Совета Съезда горнопромышленников юга России, первой станции на Дону, насколько яркая, настолько и трагична. Несомненно, это был талантливый руководитель, организатор-практик, тяготившийся спокойной теоретической работой. Его жизненные поступки иногда алогичны и порой непонятны. Но именно это и характеризует его как самодостаточного и целеустремленного человека, который не искал легких путей. Судите сами!

Отец, контр адмирал, полный тезка горного инженера Федоровича.
Отец, контр адмирал, полный тезка горного инженера Федоровича.

Родился Иосиф 5 июля 1875 года в Верхнеднепровском уезде Екатеринославской губернии в семье потомственного морского офицера. Он был пятым ребенком из шести в семье полного его тезки – отца, и матери Добровольской Варвары Григорьевны. Старшими были сестры Варвара (1864 г.р.), Татьяна (1869 г.р.) и Александра (1871 г.р.), а также брат Михаил (1872 г.р.). В 1883 году родилась младшая сестра Мария.

Жизнь деда и отца были связаны с военной морской службой. Отец участвовал в морских сражениях, участвовал в первой обороне Севастополя, награжден орденами Святой Анны 3-й степени, Святого Владимира 4-ой степени с бантом, Святого Станислава 2-ой степени и золотой саблей «За храбрость». После 41 года беспорочной службы, в 1876 году ушел в отставку в звании контр-адмирала.

Старший сын Михаил пошел по его стопам, поступил в Морской кадетский корпус и связал свою жизнь с морской службой. Эта же судьба готовилась и для младшего Иосифа, но он «все сделал не так».

После начальной школы в 12 лет поступил в Александровское реальное училище в Николаеве. В 1894 году успешно окончил 7 классов (6 классов основного курса и один дополнительный класс) училища и поступил в Санкт-Петербургский горный институт Екатерины Великой. Шесть лет обучения у корифеев горной науки и путевка во взрослую жизнь.

Студенты Санкт-Петербургского Горного Института. Верхний ряд, слева-направо: Федорович, Свицын?, Скочинский.
Студенты Санкт-Петербургского Горного Института. Верхний ряд, слева-направо: Федорович, Свицын?, Скочинский.

Знакомство, совместное обучение, вероятно и дружба со многими в будущем известными горными инженерами, некоторые из которых были причастны, в разной степени, к созданию горноспасательной службы. Курс, на котором учился Федорович, впоследствии назвали «директорским». Перечислим некоторых из них: Свицын Адам, Скочинский Александр, Пальчинский Петр, Антонович Леонид, Мешков Леонид, Зиверт Роман, Шишкин Никандр, Спельт Дмитрий, Чечотт Генрих, Попов Константин, Дитман Константин, Добровольский Георгий. С некоторыми персонами из этого списка мы будем неоднократно встречаться в проекте.

На V курсе института в 1899 году летние практические занятия у Федоровича были в южной Франции, по результатам которых он написал отчет «О каменноугольных рудниках компании «Montrambert»». В виду интереса данных в нем описаний, отчет был опубликован в Горном журнале № 8 за 1901 год.

В 1900 году Федорович окончил институт, получив диплом горного инженера с правом «производить строительные и горные работы» и с правом на чин коллежского секретаря. Но на государственную службу по горному ведомству он не пошел, а устроился на частный рудник одного из горнопромышленных обществ. Известно, что летом 1903 года он активно помогал ассистенту ГИ Скочинскому в проведении исследований выделений гремучего газа на рудниках ОВД и Екатеринославской губернии. Основные работы проводились на Прасковейской шахте Прохоровских каменноугольных копей и шахте №8 Чулковского рудника Рутченковского горнопромышленного общества. Вероятно, что в одном и этих обществ работал Федорович. После выполнения исследовательских работ ему выражена признательность от Комиссии горного ученого комитета.

О его причастности к спасательному делу, мы узнаем из повести А.Бека «Курако». Мы не будем повторять, и цитировать яркие моменты из жизни одного из героев повести горного инженера Кратова, Сведения из повести автоматически перенесли на реальную биографию Федоровича и расплодились в большинстве интернет ресурсов. Ни подтвердить, ни опровергнуть их нет возможности, из-за отсутствия других источников информации. Повесть все-таки художественное произведение, подразумевающее право на вымысел. Например, сентенция о том, что он был первым награжденным медалью «За спасение погибавших» абсолютно неверна. Да и происходили ли эти события в реальности, неизвестно?!

С 1 ноября 1904 года он был зачислен на службу по горному ведомству в чине коллежского секретаря и направлен в распоряжение Анонимного общества Рыковских копей на один год для технических занятий.

Бывшие выпускники были «брошены» на освоение нового направление горного дела, связного с безопасностью работ. Антонович был командирован в Австрию и Германию для изучения современного положения спасательного дела на каменноугольных рудниках, Зиверт – в Австрию для знакомства с работой исследовательской станции. Скочинский занимался проблемами безопасности в горном институте, периодически посещая Донбасс. Шишкин занимался этим вопросом в техническом отделе Совета Съезда горнопромышленников, Добровольский в Юго-Восточном горном управлении, Мешков и Дитман на руднике Русско-Донецкого общества. Все они принимали участие в работе Комиссии об устройстве спасательных станций.

Первая команда Макеевской районной спасательной станции, Федорович в галстуке, 1907-1908 год
Первая команда Макеевской районной спасательной станции, Федорович в галстуке, 1907-1908 год

Стал причастен к этой актуальной теме и Федорович. В 1907 году он принял предложение Совета Съезда горнопромышленников Юга России и был назначен заведующим первой районной спасательной станцией на Дону (и в России), созданной возле поселения Дмитриевский в Макеевской волости ОВД и в дальнейшем именуемой Макеевской. Что побудило его принять такое предложение Съезда горнопромышленников юга России неизвестно. Любопытство, совет и рекомендации товарищей, желание испытать себя в экстремальной ситуации?! В любом случае Федорович стал Первым заведующим Макеевской районной спасательной станцией.

Весной 1907 года он был командирован в Эссен Германия для изучения там постановки спасательного дела. После возвращения началась активная работа по организации станции. И все было впервые. Набиралась команда, закупалось оборудование, обустраивался тренировочный комплекс, определялась и утверждалась система подготовки спасателей, было спроектировано и строилось новое здание станции. Подробно о том, чем занимался Федорович в должности заведующего спасательной станцией, рассказывалось в предыдущих выпусках, не будем повторяться.

В мае 1908 года Федорович вместе со Скочинским принимал участие в Первом международном Конгрессе по спасательному делу, проходившем в Германии (о Конгрессе в следующем выпуске).

В июне достойно прошел вместе со спасательной командой испытание серьезной аварией на Макарьевском руднике (см. соответствующий выпуск).

Елена Евгеньевна Баньолесси
Елена Евгеньевна Баньолесси

В 1909 году он женился на Баньолесси Елене Григорьевне, красавице русско-итальянского происхождения.

В конце 1908 года он совмещал службу с работой управляющего Берестово-Богодуховским рудником Голубовского горнопромышленного общества, который располагался возле села Григорьевка Макеевской волости Таганрогского округа ОВД.

И...тем не менее, он ушел, после полутора лет службы на спасательной станции. Что из вышеперечисленного послужило основной причиной его ухода, можно только гадать. Вероятнее всего он понял, что способен на «большее», и это «большее» имело денежное выражение. Хотя и на должности заведующего спасательной станцией он не был обделён (годовое содержание составляло 3500 рублей).

В течение последующих двух-трех лет, после ухода со станции, он обеспечил устойчивую работу Берестово-Богодуховского рудника, в непростых условиях эпидемии холеры Рудник входил в число прибыльных, его производительность составляла около 20 миллионов пудов угля в год. Федорович вошел в число грамотных и успешных директоров Донбасса. Не забывал Федорович и спасательное дело: возглавлял районную комиссию по построению системы спасательного дела на Донбассе, вместе со Скочинским проектировал исследовательскую станцию по изучению гремучего газа и угольной пыли.

Здание в котором размещалась главная контора Копикуза в Томске, современный вид.
Здание в котором размещалась главная контора Копикуза в Томске, современный вид.

С начала 1913 года начался «кузнецкий период» жизни Федоровича. Он принял приглашение и был назначен управляющим (директором-распорядителем) акционерного общества «Кузнецкие каменноугольные копи» (Копикуз), переехал в Томск. Общество было создано стараниями тайного советника Владимира Федоровича Трепова, при участии русского и французского капитала, для разработки каменноугольных месторождений Сибири. Устав общества был утвержден императором 10 октября 1912 года. Правление Копикуза расположилось в Санкт-Петербурге и его возглавил Трепов.

Копикузу принадлежали Кемеровский, Кольчугинский, Прокопьевский, Киселевский и Тельбесский рудники, Абашевские, Крапивинские и Анжерские каменноугольные копи, а также убыточный Гурьевский металлургический завод. Главная контора разместилась в Томске, с 1913 года на ул. Духовская 11, а с 1915 года на улице Миллионной 6.

Дом в котором проживал Федорович в Томске. современный вид
Дом в котором проживал Федорович в Томске. современный вид

В течении «кузнецкого периода» Федорович с женой проживали в Томске в центре города в 2-х этажном доходном доме на улице Магистральной 18. По роду деятельности, он часто бывал в разъездах, поэтому возможно имел жилье на Кемеровском и Кольчугинском рудниках. А также владел большой дачей в Алупке в Крыму.

Дача Федоровича в Алупке в Крыму
Дача Федоровича в Алупке в Крыму

В течение последующих нескольких лет ярко проявился талант Федоровича, как управленца и администратора. Приходилось решать много разнообразных задач. Помимо модернизации и строительства новых шахт на Кемеровском и Кольчугинском рудниках, необходимо было создавать и обустраивать сопутствующую инфраструктуру: Кольчугинскую железную дорогу, рабочие поселки, различные социальные объекты. Одновременно создавалась на новом месте структура управления, формировалась команда профессионалов, привлекалась рабочая сила из других регионов.

Жена Елена на даче в Алупке,1916 год
Жена Елена на даче в Алупке,1916 год

Для генерального геологического исследования и картографирования месторождений полезных ископаемых Кузбасса Федорович пригласил, выдающегося русского геолога, профессора Санкт-Петербургского горного института Л.И. Лутугина, который после событий 1905 года был не у дел. Невзирая на затраты, команда Лутугина из молодых геологов была обеспечена всем необходимым для работы. С весны 1914 года началось обследование и геологическая разведка месторождений Кузбасса. Ими была определена площадь Кузнецкого бассейна, оценены запасы угля, обследованы 40 угольных пластов и выяснена схема их залегания, составлена первая геологическая карта Кузбасса, определены лучшие места для закладки новых шахт.

Кольчугинский рудник, Федорович - нижний ряд слева, 1915 год
Кольчугинский рудник, Федорович - нижний ряд слева, 1915 год

При активном участии Федоровича были достигнуты непростые соглашения с потребителями угля: снижен тариф на железнодорожную перевозку угля в европейскую часть России, организована взаимовыгодная кооперация с металлургическими заводами Урала. В результате грамотного управления и целевого финансирования добыча угля на «Копикузе» за пять лет была увеличена в 15 раз. Увеличение прибыли «Копикуза» позволило проектировать развитие металлургии в Кузбассе: были заключены договора о постройке Кемеровского коксохимического завода и проведена предварительная работа по строительству металлургического завода возле Кузнецка.

В Томске с собаками, 1916 год
В Томске с собаками, 1916 год

Но реализации «планов громадьё» помешала смута 1917 года и гражданская война. Благодаря Федоровичу и его связям во Временном правительстве, удалось отсрочить национализацию Копикуза.

Наступила черная полоса и в жизни Федоровича. Трагически погибла его жена Елена, которая была застрелена влюбленным в неё офицером. Что этому предшествовало и когда это произошло неизвестно. В 1918 году Федорович женился второй раз на Елене Николаевне Кругликовой, дочери начальника Томской железной дороги.

Кругликова Елена Николаевна, вторая жена Федоровича.
Кругликова Елена Николаевна, вторая жена Федоровича.

После расстрела большевиками Трепова, с середины 1918 до конца 1919 года, Федорович являлся Председателем временного правления Копикуза. При власти Колчака, заключил договор с сибирским правительством на поставку угля. Короче брал «керенками», и от советской власти и от Колчака, а когда и этого не стало, свои «копикузовки» пустил в оборот, лишь бы удержать Копикуз «на плаву». И при «красных и при белых», в большой степени стараниями Федоровича, Копикуз продолжал работать, пытаясь сохранить предприятия, продолжить выполнение производственных планов и строительных программ общества. Но «красное колесо» было уже не остановить.

Заседание "Сибугля", Федорович - крайний слева,1920 год
Заседание "Сибугля", Федорович - крайний слева,1920 год

19 февраля 1920 года постановлением Урало-Сибирской комиссии ВСНХ РСФСР угольные предприятия были переведены в собственность государства и переданы в подчинение Правлению угольных копей Западной Сибири — «Сибуглю» с размещением в Томске. Федорович назначен заведующим горнотехническим отделом «Сибугля» и с апреля на него возложена ответственность за состояние горных работ в Кузбассе.

В подмосковье на даче, с семьей: женой Еленой и дочерью Ниной, 1922-1923 год
В подмосковье на даче, с семьей: женой Еленой и дочерью Ниной, 1922-1923 год

Летом 1920 года Федорович с семьей перебрался в Москву, жили на Новой Басманной улице в доме №«10 квартире №95 в 9 комнатах. У него родилась дочь Нина, крестным которой был Пальчинский. С августа 1920 года Федорович работал в должности заместителя начальника технического отдела треста «Главуголь», затем работал в Главном управлении по топливу, в Госплане, являлся членом научно-технического совета «Донугля», членом технического совета Гипромез.

Работая в этих организациях, Федорович принял активное участие в обсуждении проектов развития предприятий Кузбасса. В 1921-1922 годах был ярым противником организации автономной индустриальной коммуны «Кузбасс», заранее предрекая крах этому крупномасштабному утопическому эксперимену. В 1924 году в сборнике «Кузбасс» он описал свое видение пути развития Кузбасса. А в 1926 году охарактеризовал Кузбасс как третью базу металлургической промышленности России.

20 апреля 1928 года Федорович впервые был арестован по «шахтинскому делу». На суде в качестве обвиняемого представлен не был. Во время следствия содержался в Бутырской тюрьме. Одновременно проходил по «делу промпартии». Вместе с Пальчинским и Скочинским «изобличался» как руководитель контрреволюционной деятельности инженеров в угольной, рудной, золото-платиновой промышленности. Был обвинён в «подрыве государственной промышленности…» и 26 августа 1929 года был осуждён на 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в Соловецком лагере особого назначения. В лагере был инженером в техническом плановом отделе.

В начале 30-х начал развиваться Карагандинский угольный бассейн, нужны были специалисты. Таких, как Федорович найти было непросто. В январе 1931 года Федорович переведён в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь. Постановлением ОГПУ от 20.04.1932, после пересмотра дела, был оставлен в ссылке в Караганде. Работал в тресте «Карагандауголь». К нему переехала семья. В 1935 году освобожден без права выезда из Караганды.

Повторно Федорович арестован УНКВД по Караганде 20 января 1937 года по статье 58, с обвинением в «контрреволюционной террористической диверсионной организации, проводившей вредительскую работу, направленную на сдерживание темпов развития Карагандинского угольного бассейна». В ходе следствия и на суде Федорович своей вины не признал.

13 октября 1937 года определением выездной сессии Верховным Судом СССР приговорён к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в тот же день. Жена его Елена Николаевна в том же году была осуждена как член семьи изменников родины на 8 лет исправительно-трудовых лагерей.

Реабилитирован Федорович 21 сентября 1957 года Верховным Судом СССР за отсутствием состава преступления.

Приведем дополнительную информацию о родных и близких Иосифа Иосифовича Федоровича.

Сестра: Варвара Иосифовна Жуковская, в 1919 году с семьей эмигрировали во Францию;

Кортацци Георгий Иванович
Кортацци Георгий Иванович

Сестра: Татьяна Иосифовна Кортацци. Муж генерал-майор, участник Белого движения на юге России в ставке главнокомандующего ВСЮР, с 1920 года в эмиграции. Там повторно женился. Татьяна после революции жила с братом.

Бугримова Ирина Николаевна
Бугримова Ирина Николаевна

Сестра: Александра Иосифовна Бугримова, проживала в Харькове, Муж Николай - профессор университета, ветеринар. Их дочь Ирина (племянница Федоровича), дрессировщица львов, Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда.

Федорович Михаил Иосифович
Федорович Михаил Иосифович

Брат: Михаил Иосифович, контр-адмирал, командующий ВМС в армии Колчака, с 1920 года в эмиграции в Китае. Умер в 1935 году в Шанхае.

Сестра: Мария Иосифовна Черныш, жила в Севастополе, в Москве.

Первый тесть: Баньолесси Евгений, у которого было 8 детей от двух браков, умер в 1907 году.

Зиверт Роман Федорович, однокурсник, был женат на Клавдии Евгеньевне Баньолесси сестре Елены Федорович. Был одним из организаторов сланцевой промышленности Эстонии.

Пальчинский П.И. , 1913 год
Пальчинский П.И. , 1913 год

Пальчинский Петр Иокимович, однокурсник и крестный отец дочери Федорович. Незаурядная и легендарная личность. «Кем он только не был …?!, … и как всё успевал?!». Арестован по делу «Промпартии», расстрелян в 1929 году.

Скочинский Александр Александрович
Скочинский Александр Александрович

Скочинский Александр Александрович, однокурсник и товарищ Федоровича, профессор Горного Института, арестован и проходил по делу «Промпартии», но был оправдан. Впоследствии ведущий ученый в области горного дела, Герой Социалистического Труда.

Кругликов Николай Владимирович с сыном
Кругликов Николай Владимирович с сыном

Кругликов Николай Владимирович, второй тесть, начальник Томской железной дороги, после 1920 года жил и работал в Москве, инженер путей сообщения АО «Трансстрой» при ВСНХ, расстрелян в 1930 году.

Нина Иосифовна Мурганова, дочь Федоровича, прожила почти вековую жизнь.