Нет, не думайте, что я ударилась в банальщину! В данном случае Митрофан - это не герой "Недоросля", а мой ученик, работа с которым началась именно с этой комедии!
- Мы начали с ним читать, - сказала его мама, - но, если текст не знает, вы с ним прочитайте и разберите!
Хорошо, проверяю, насколько внимательно Митрофан прочитал.
- Что там вообще происходит? Перескажите, пожалуйста.
- Ой, да пересказывать там нечего! Все только и делают, что ругаются!
- Значит, не поняли... Какие там герои?
- Простакова, Скотинин... мальчик там ещё был... не помню, как его зовут... и девочка там была, тоже не помню, как её зовут.
"Мальчик" - это, видимо, Митрофан, а "девочка" - Софья. Причём несколько действий ученик прочитал, но, видимо, совсем ничего не отложилось в голове... Но, может быть, хоть что-то зацепилось?
- Что вы можете сказать о Простаковой? Какая она?
- Она относится к людям как к свиньям.
Замечательный ответ на уроке литературы! По сути правильно, но нельзя же писать такое в сочинении! Это что, эпидемия какая-то? Завтра напишу, как Леонид пересказывал "Царевну-лягушку" и почему вообще мы занимались этим на уроке русского языка...
- Митрофана задолбала учёба.
Тут я уже не выдержала:
- Правильно, но это не литературный язык. Попробуйте переформулировать.
- А как переформулировать? Задолбала - и задолбала!
Полное непонимание речевой ситуации... Как Митрофан будет сдавать устное собеседование?
- Нет, так не говорят. Митрофан устал от учёбы.
Но, поскольку знания оказались фрагментарными, я заставила Митрофана читать вслух и рассказывать, что происходит в каждом явлении. Я просила его сначала просто пересказать, а потом уже, в эпизодах, важных для развития действия, подталкивала к анализу!
- Перескажите, пожалуйста, это явление. Что здесь происходит?
- Мы видим, что Простакова - грубая и властная женщина. Она относится к людям как к свиньям.
Преподаватели русского и литературы наверняка поняли, что необычного в таком ответе... Обычно делают наоборот - вместо анализа пересказывают. А тут почему-то анализ вместо пересказа...
В восьмом классе человек не знает элементарных вещей. Я уже поправляла его сто раз, и на последних занятиях, посвящённых "Капитанской дочке", поправляла, а он всё равно!
- Скотинин хочет выйти замуж за Софью...
- Он мужчина. Мужчины женятся, а женщины выходят замуж.
- Хорошо. Так вот, он хочет выйти замуж за Софью...
А о женщинах он говорит "жениться"! Ну почему не помогают никакие исправления? Почему человек прочитал текст, но почти ничего не помнит? Почему считает, что на уроке литературы можно выражаться? О его диагнозе мне ничего не говорили... Это не Творческая...