Найти тему

Идти вперед, сохраняя традиции

Сергей Петрович Севиздрал уже 42 года работает на Моторном заводе в отделе главного конструктора. Умный, интеллигентный мужчина со спокойной уверенностью поделился с нами в рубрике #людиММЗ о том, как работалось и жилось в непростое время — 1990-е годы.

Что о 1990-х знает молодое поколение? Сегодня, когда товар сам гоняется за потребителем, а реклама вылезает на каждом шагу, трудно представить, что раньше было далеко не так. Изобилия товаров, выбора не было — пустые полки и лишь вопрос: «Где достать?» Исчезла уверенность в завтрашнем дне, социальных гарантиях, экономические проблемы обрушились на граждан… Однако наши люди сумели выстоять и не сломиться перед временными трудностями.

О том, какими ориентирами руководствоваться в тяжелые времена и какое впечатление произвел Моторный завод на Главу государства в непростом 1994-м, читаем в нашем материале.

Как все начиналось

Родом наш герой с Гомельской области Петриковского района, с малой родины Деда Талаша — народного героя Беларуси, описанного Якубом Коласом в повести «Дрыгва».

Сергею Севиздралу любовь к технике передалась от родителей: отец в сельском хозяйстве на руководящих постах. Да и за руль парень сел рано. Судьба распорядилась так, что ему не удалось пополнить ряды курсантов Харьковского танкового командного училища, поступив на вечернее отделение Могилевского машиностроительного института на автотракторный факультет, после первого курса он ушел в армию. Уже в Минске продолжил то дело, которому его учили с ранних лет.

По распределению из Белорусского политехнического института Сергей Севиздрал был направлен на завод инженером-конструктором. Со второго курса парень работал на полставки слесарем в испытательной лаборатории. Его выпуску на Моторном предлагали идти мастерами в цеха, однако молодые ребята направились в отдел главного конструктора. На заводе парень занимался в бюро испытаниями деталей, узлов, теплового режима и систем охлаждения и смазки.

Как в жизни — так и на заводе

До 1990-х, как рассказывает Сергей Петрович, было все прозрачно: строились планы, люди были спокойны за себя и свои семьи. А после в стране произошло падение — промышленное, экономическое, культурное.

— Много проблем в социальной сфере. Да и забастовки… Начались они с Тракторного завода, Моторный тогда поддержал. Люди выходили на площадь, в том числе и я. Но это все было не ущерб предприятиям. Народ выражал свое мнение, недовольство ухудшением жизни, при этом не останавливая промышленное производство.

Действительно, свое детище никто не бросал, все понимали ответственность: только благодаря заводу народ мог выжить, прокормить свои семьи и строить будущее. Поэтому искали выход из ситуации… в освоении новых рынков. На Моторном заводе было организовано конструкторское бюро по агрегатированию двигателей, введена должность заместителя главного конструктора по агрегатированию.

— Беларусь устоять смогла, сохранила конструкторскую школу. Приток молодежи тогда был меньше — все шли в торговлю. На заводе обратили внимание на применение двигателей в неспецифической для нас сфере, — до 1990-х годов у нас производились двигатели лишь для МТЗ. Уже в 1992 году мы сделали с горизонтальным расположением шестицилиндровый Д-265, он использовался для импортных автобусов «Икарус». И руководство старалось поддерживать промышленность. Чего стоит приезд Президента!

В памятный день, 23 сентября 1994 года, Александр Лукашенко посетил Минский моторный завод, оставив такую запись в Книге почетных гостей музея трудовой славы предприятия: «Впервые почувствовал, что прорвемся. Убежден!»
К приезду Президента на ММЗ была организована выставка не только двигателей, но и техники, на которой они устанавливаются. Всеобщее внимание привлек шестицилиндровый двигатель — гордость и надежда коллектива завода. Александр Лукашенко много общался с работниками, ознакомившись с работой производства, он провел совещание с представителями машиностроительных предприятий республики.
Подбробнее читаем в материале.

— Мы все были участниками встречи с Президентом в 1994 году в той или иной мере. Как конструкторы мы должны были подготовить двигатели, организовать выставку, показать наши новые разработки. Лично не довелось встретиться, однако дух подготовки ощутил, как и ответственность перед Первым лицом государства.

Минский моторный в то трудное время сохранил высокий интеллектуальный потенциал, производство и рабочих. Была разработана программа по созданию дизельных двигателей многоцелевого назначения, выполнение которой позволяло улучшить ситуацию в нескольких отраслях белорусской экономики. Распад Союза подтолкнул моторостроителей работать на любого потребителя. Для этого пришлось наладить гибкое производство, позволяющее переключаться на выпуск любых модификаций двигателей под потребителя.

Точка отсчета — 1995-й

А дальше… Взаимодействие по изготовлению двигателей с Заводом имени Лихачева (ЗИЛ), Заволжским заводом гусеничных тягачей, Онежским тракторным заводом…

— 1995 год был таким годом, который нас стабилизировал. Мы начали наращивать серийное производство. Организовали испытательный центр Моторного, соответствующий всем современным требованиям. Позже он был аккредитован, мы уже могли вести подготовку сертификации двигателей не только для стран СНГ, но и для европейского рынка сбыта. Ведь сила — в постоянном движении.

Штат сотрудников был восстановлен: начали приходить молодые специалисты. Пошло и обновление исследовательского оборудования. Все понимали, что работают на будущее.

— И это при непростых условиях в обществе, — добавляет Сергей Петрович. — У каждого были семьи, жилось тяжко! После распада СССР приходилось быстро реагировать и перестраиваться. Мы тогда не упустили рынок. Вовремя поняли, что нужно завоевать нишу — развивать разработку двигателей не только для тракторов.

-3

Идти вперед, сохраняя традиции

— Считаю, что гибкость реагирования конструкторской службы сыграла большую роль. Мы пошли на переоборудование любой техники. Да, небольшими партиями, однако на этом и выиграли: нашли заказчиков, которые стали надежными нашими партнерами в дальнейшем. Ведь если завод перестает производить новое, то ему грозит упадок.

Сейчас клиент требует, чтобы двигатель был экономичный, технически оснащенный, с низким уровнем шума… Конкурентов у нас много, однако мы держим руку на пульсе! Двигателю внутреннего сгорания более 100 лет, однако он постоянно развивается, — застоя нет. Сейчас говорят: «Век электроники, век электромобиля…» Дизельный двигатель будет жить, однако!

Сравнивая сегодняшнюю Беларусь и страну из 1990-х, Сергей Петрович уверенно отвечает:

— Разные страны! По уровню жизни, менталитету. Ведь в 1990-е было морально, психологически тяжело… Неизвестность маячила перед глазами, а о будущем никто не загадывал. Пустота, которую, казалось, нет возможности преодолеть. Хорошо, что Беларусь выстояла: начали развиваться рыночные отношения, промышленность пошла вперед. Беларусь тогда и сейчас — разные государства. У них разные ценности.

Быть в постоянной готовности

С улыбкой наш герой поделился, что работа на заводе дружная, командная. А настраивается мужчина заранее… добираясь пешком.

— Так для себя принял, этого и придерживаюсь. Это дает возможность отойти от каких-то серых мыслей после сна и настроиться на волну производственную. Хорошая погода всегда настраивает. Прихожу за полчаса до начала работы: научился с юношеских времен. Когда был руководителем подразделения, приходил еще раньше. Это держит в тонусе.

-4

С малой родиной поддерживает Сергей Петрович связь: есть родственники, есть куда вернуться — к истокам, своим близким. И, подчеркивает, что личные отношения между людьми должны быть на первом месте, тогда каждый радеет за общее дело: «Личные взаимоотношения продвигают работу», — говорит мужчина. Этому учился с детства, да и сам передает своим коллегам-заводчанам, положительно отзываясь о работе сейчас:

— Конечно, работать нравится, хотя уже мог бы и отдыхать… Но завод тянет! Мы стараемся передать знания молодым специалистам, они всегда обращаются за консультациями, — преемственность в коллективе сохранилась.

Интересующаяся молодежь! Ведь так и надо: конструкторы во многом вопросы обсуждают коллегиально. Ушло время, когда все делалось на кульмане, старом компьютере. Абсолютно другая база, программное обеспечение, все более оперативно и точно делается. Можно проводить много опытов, отрабатывая несколько вариантов, выбирая более надежный. Хотя требования к двигателю сложнее, много электроники. И конструктор должен постоянно развиваться.

Вот такой познавательный разговор сложился с человеком, прошедшим долгий трудовой путь на Моторном заводе. Сергей Петрович, благодарим за то, что поделились воспоминаниями о непростых 1990-х.

Мария Липницкая

Фото из личного архива Сергея Севиздрала

Пресс-служба ММЗ

Мы в соцсетях:

ВКонтакте

Telegram

TikTok

#mmz #ммз #людиММЗ #интервью #промышленностьБеларуси