Сегодня слушаем классику фанка, которую создавали чрезвычайно известные в то время (да и за его пределами) люди. К 1970-му году они все - взрослые, зрелые музыканты, которым под или за 30. Блестящие мастера в своем жанре и, по сути, уже тогда - живые классики.
Allen Toussaint - Toussaint, 1971
Второй альбом великого сочинителя, музыканта и продюсера, который родился и умер в Новом Орлеане. Первый вышел еще в 1958 году.
Тончайшие звучания на стыке фанка, соула и джаза. Всё в мелодиях и нюансах аранжировки, фразировке, грувах. Духовые в орлеанском стиле, бэк-вокалы в духе госпела (тут поёт большая профи и давно классик Мэрри Клейтон - та самая, которая Gimme Shelter, она тоже из Орлеана). Дивная смесь стилей и интеллигентное исполнение. Другого от Туссанта и не ждешь - он всегда оставался таким.
10 из 11 песен сочинены Алленом, он великолепно поёт - без перегибов и спокойно. Можно подумать, что белый поёт соул :))) Прекрасная работа, мастхэв для любителей традиционной музыки 70-х.
Lee Dorsey - Yes We Can, 1970
Еще один классик черной музыки, которой в 60-х повально подражали белые рокеры. Как и Туссант, начинал в 1958 году и много сотрудничал с ним. В частности, он один из авторов и исполнитель нетленного хита Ya Ya. У Дорси мало сольных альбомов. Это всего лишь 4-й из пяти (Ли в основном занимался сочинительством). Как и Туссант, родился и умер в Орлеане.
И эта работа - прекрасный пример его сотрудничества с Туссантом. Альбом не засветился вообще в чатах, но музыка здесь отличная. Очень непростое исполнение и аранжировки. Южные орлеанские дела сочетаются с фанком, соулом.
Здесь подборка крутых и знаковых номер, среди которых много нетленок. Одна из мощных песен здесь - знаменитая Tears, Tears and More Tears. Еще одна нетленка - Who's Gonna Help Brother Get Further. И само собой - Occapella. Слабых мест в альбоме нет вообще. Еще один мастхэв!
Мощная, умная, отточенная до мелочей музыка, сплошное эстетическое удовольствие от больших мастеров. Много в ней народного, корневого.
Curtis Mayfield - Roots, 1971
Кёртис - это уже чувак совсем из другой тусовки. Родился в Чикаго, в его ранней лирике много политики. Это жесткая городская музыка в отличие от парящей и легкой музыки Юга от Дорси и Туссанта. А начинал он в 1956-м. Знаменитым стал в группе The Impressions, выпускавшей альбомы с 1963 года.
Первый его альбом достаточно программный и политизированный, а вот второй неимоверно интересен. Начинается с совершенно дикого и страстного фанка Get Down с животными метафорами: "Голодный мужчина ищет голодную женщину, ведь мы все каннибалы". Совершенно шикарна мрачная Underground. В центре альбома блестящая 7-минутная Beautiful Brother of Mine.
Альбом концептуальный, как и большинство работ Мейфильда. Он представляет собой движение лирического героя от первобытного состояния к единению со всем миром, духовному равновесию: "Вокруг нас так много любви, так много веры, тепла и доверия".
Стилистика альбома разнообразна - от жесткого фанка с максимально связанным ритмом до мягкого мелодичного соула с яркими аранжировками. Абсолютная классика и, разумеется, мастхэв. Хотя у меня любимый альбом Мейфильда не этот, а Back to the World, 1973.
На посошок
А пока мы готовим для вас новый собственный музыкальный материал, напомним об инструментале на околоджазовые темы - "Любовь одна".