Найти тему
Тёмная Эстетика

Nocel, рецензия

Оглавление

Furia это польская блэк метал группа основанная в 2003 году, в городе Катовице. Furia являются хорошо известной группой польского метал андерграунда, во многом благодаря своей тенденции к экспериментам. В позднем творчестве Фурия покинет жанр блэк метала, став скорее пост-рок группой. Вся лирика данного музыкального коллектива всегда на польском и соответствует депрессивной тематике (в прочем, как и сама музыка). Все релизы группы, кроме дебютника, были выпущены лейблом Pagan Records.

Предыстория

На первый взгляд может показаться, что название группы весьма не в тему: слишком агрессивное для такой более атмосферной и эмоциональной музыки с большим количеством неторопливых секций (наверное можно сказать, что Фурия это одна из тех групп кто стал развивать идеи Burzum). Однако, в ранние дни данного музыкального коллектива дела обстояли несколько иначе и Furia действительно играла классический блэк метал на достаточно высоких скоростях. В такой стилистике они записали и выпустили свои первые два полноформата: "Martwa Polska Jesień" (2007) и "Grudzien Za Grudniem" (2009). Это были обычные блэк метал альбомы, однако даже тогда группа обладала элементом меланхолии, как и выделялась некой необычностью подачи (в частности, нетипично много бас-гитары для блэка). Ситуация начала меняться с выходом мини-альбома "Płoń" (2009), на котором впервые проявляется более типичное лицо Фурии, с клоном в атмосферик блэк и бурзумщину, но при этом в слегка необычной манере. В 2010 году группа видимо была в некотором раздумье на счет дальнейшего музыкального пути, поскольку выпустила сразу два сильно разных мини-альбома: "Huta Laura / Katowice / Królewska Huta" тяготел в сторону депро блэка, в то время как "Halny" – в сторону пост-блэка. Как показало время, дальнейший выбор пал в сторону пост-метала. в 2012 году выходит третий полноформат "Marzannie, Krolowej Polski", на котором поляки продолжили линию как бы атмосферик блэка, но музыка всё же явно обладала сторонними влияниями, включая со стороны пост-метала. В 2013 году выходит мини-альбом "W Melancholii" который можно назвать своего рода поворотным моментом: здесь Furia уже заиграли не просто блэк со своим легко узнаваемым лицом и подчерком, но и уже однозначно вышли на кроссжанровую дорогу, где блэк перестал быть безоговорочно доминирующим жанром.

Отдельно стоит отметить, что состав группы никогда не менялся: квартет из поющего гитариста, второго гитариста, басиста и барабанщика сегодня всё в том же виде как и 20 лет тому назад.

Рецензия

Четвёртый полноформатный альбом вышел 16 октября 2014 года и получил название "Nocel". Всего на альбоме 8 треков, суммарной продолжительностью в 1 час. Атмосфера альбома весьма ночная и тёмная, при чем с явным прибалтийским колоритом – сразу же понятно из какого они региона, нет необходимости сверяться с биографией. И нет, это вовсе не из-за того, что всё на польском. Обложка в целом тоже более менее соответствует тем образам и пейзажам которые может рисовать музыка, разве что можно было бы сделать небо более типично ночным, да добавить деревьев. С другой стороны, именно такое изображение как оно есть в конечном итоге добавляет элемента необычности релизу.

Музыкально данный релиз можно охарактеризовать как авангардный блэк, пускай и это не будет слишком точным определением. Почему? Наверное в первую очередь потому, что стилистическое содержание альбома – относительно непостоянно, и альбом можно легко разделить на 3 части. Первые 3 трека проносятся существенно быстрее чем остальной альбом, песни 1 и 3 (Opętaniec и Zamawinie Drugie) – максимально близкое что можно получить к классической бурзумщине от Фурии на этом альбоме. Второй трек Ptaki Idą несколько выделяется из этой троицы как большей долбёжностью, так и большей чилловостью и неторопливостью, второе частично выступает в роли превью как альбом будет звучать далее.

Однако вслед за этим начинается совсем другая музыка, намного более спокойная и медленная, а так же почти что без элементов блэк метала. И с существенно более длинными треками. Четвёртый трек Niezwykła Nieludzka Nieprzyzwoitość ещё можно считать переходным и совмещающим две противоположности данного альбома, как и Ptaki Idą, только если Ptaki Idą тяготел к блэку, то Niezwykła Nieludzka Nieprzyzwoitość – наоборот. Следующие Nigdy I Nigdzie и My Bełkoczą целиком и полностью выдержаны в медленном/среднем темпе. В этой тройке музыка иногда становится настолько спокойной что уходит чуть ли не в тишину. Как ни трудно догадаться, это наиболее поляризующая мнения слушателей часть альбома.

На седьмом треке Beze Mnie дела резко ускоряются, но в целом это несколько странноватый трек: при том, что исполнение чисто по блэк металу, настроение как-то не особо соответствует. Финальный трек альбома Ogromna Noc это определённо одна из центральных вещей данного релиза, грандиозный эпик. Существенно ближе к блэк металу, но не настолько близко как некоторые треки в начале альбома.

Как ни странно, не смотря на подобные различия в звучании, альбом лучше всего воспринимается именно как единое целое, как некая история которая постепенно развивается и имеет ярко выраженные начало, середину и конец. Некоторые песни достаточно круты чтобы слушать их в отрыве от остального материала, но вообще оно явно предназначено именно для прослушивания от начала до конца, за раз. Иронично, но будучи полноформатным альбомом на котором Furia впервые окончательно стала больше чем просто очередной блэк метал группой все лучшие песни это как раз таки те, которые ближе к более типовому блэк метальному звучанию.

В целом, "Nocel" можно назвать логичным завершением, итогом более скромных экспериментов и поиска себя на предыдущих релизах группы, и уж однозначно с замашкой на центральный релиз всей дискографии, пик формы. К сожалению, после этого релиза Furia резко сменили стилистику на почти что чистый пост-рок и стали выпускать практически неслушабельную безжизненно тягомотную муть, и в среднем – чем дальше тем хуже. А так, если вы – фанат блэк метала, то Furia это однозначно та группа с дискографией которой стоит ознакомится, не только с "Nocel". Что же до конкретно "Nocel", как по мне, то это отличный пример того как музыканты не побоялись немного выйти за рамки чтобы сделать свою музыку интереснее, а так же из числа лучших блэк метал альбомов ушедшего десятилетия.

10 октября 2023 года выходит новый альбом Huta Luna на котором Фурия частично возвращается к звучанию ранних работ.