Какую роль играет дисциплина, когда речь заходит о привитии привычек здорового питания и правил поведения за столом? Вдохновлённые методом Марии Монтессори, делимся практическими советами по развитию здоровых привычек во время приема пищи.
Вовлекаем ребенка
В зависимости от возраста и способностей ребенка, можно использовать разные способы вовлечения к приготовлению пищи. Практическая жизнь в детском саду Монтессори включает в себя такие занятия, как приготовление пищи, сервировка стола, мытье посуды и т.д. Попросите детей накрыть на стол, расставить тарелки на салфетках, налить воду, расставить сервировочные принадлежности на столе, вымыть фрукты и овощи и т.д.
Порядок - залог успеха
В тоддлер-группе мы пользуемся салфеткой, на которой уже нанесены символы сервировочных принадлежностей. Это позволяет малышам накрывать стол активно и уверенно. Предложите ребенку накрыть на стол и помогите ему расставить посуду в нужном порядке. Можно посмотреть тут или сделать самим салфетку, которая поможет создать у ребёнка ощущение порядка.
Предлагаем попробовать разное
Предлагайте меньшие порции различных пищевых продуктов с различной текстурой, чтобы способствовать сенсорному развитию ребенка. У ребёнка есть возможность исследовать различные продукты питания, не испытывая необходимости съедать большие порции одного и того же блюда.
Поощряем самообслуживание
Оставляйте достаточно времени на приём пищи, чтобы ребёнок учился обслуживать себя самостоятельно. Это касается как “саморегуляции” - сколько мне съесть, так и навыки самообслуживания (держать ложку, наливать воду и т.д.).
Используем подходящие слова
Избегайте слов, которые могут оказать давление на ребенка и помешать положительной корреляцией между ним и процессом приема пищи. Не используйте слова типы "ты должен", "тебе нужно", "одно из двух", "ты должен доесть это". Лучше фокусироваться на тех фразах, которые позволят ребёнку пробовать новое и не бояться.
Чувство голода
Чувство голода - естественная потребность любого организма. Не стоит постоянно предлагать ребёнку перекусы. Они сводят на нет цель того, чем должно быть время приема пищи. Не ассоциируйте определенные виды продуктов, такие как сахар, конфеты, мороженое, с особыми угощениями, которые подаются после основного приема пищи. Всё в небольших количествах должно быть доступно ребенку без каких-либо преференций в отношении того или иного продукта.
Нет гаджетам за столом
Во время еды следует держать детей подальше от экрана. Работа ребёнка во время приема пищи заключается в том, чтобы есть и хорошо пережёвывать. Когда телевизор/ipad/телефон или любое другое электронное устройство находится перед ребенком, он отключается от приема пищи. Во время еды «под телевизор», мозг человека отвлекается и посылает телу неправильные сигналы, не обрабатывает вкус пищи, еда не приносит чувства насыщения, не контролируется объем съеденного.