Найти тему

Все виды задвижек

Оглавление

Фланцевая задвижка — это тип трубопроводной запорной арматуры, чаще других применяемой в промышленных магистральных транспортировочных системах благодаря простоте конструкции и надежности эксплуатации. Устройство предназначено для установки в магистралях, по которым перемещаются рабочие среды разных видов. Существует несколько типов арматуры, отличающихся принципом действия, габаритными размерами и технологическими параметрами.

Классификация задвижек

Для промышленных трубопроводов разного назначения выпускается запорно-регулирующая арматура с заданными характеристиками. Основные отличия следующие:

  • конструктивные особенности — тип привода, форма затворного элемента, диаметр проходного канала;
  • способ соединения — размеры присоединительных деталей и их форма;
  • технические параметры — степень герметичности, температура, давление и разновидность рабочей среды;
  • материалы, используемые в производстве задвижек;
  • уплотнительные компоненты — виды сальников и уплотнений для крышки, поверхностей затворов.

Эти показатели учитывают при проектировании трубопроводных систем.

-2

Какие элементы конструкции относят к основным

Рассматривается три комплектующих узла:

  • корпус и крышка — производятся из металла (черная сталь, алюминий, нержавейка, чугун, латунь);
  • запорный узел — представляет собой изготовленный из металла клин, диск или шибер, дополненный эластичными уплотнительными элементами для повышения герметичности;
  • привод — предназначен для управления запором, представлен в ручном и автоматическом исполнении (гидро-, пневмо-, электропривод).

Ручной приводной механизм комплектуется выдвижным или невыдвижным штоком и маховиком.

-3

Как различают задвижки по методу производства корпуса

Разновидности изделий зависят от методики изготовления:

  • литая;
  • сварная;
  • кованая;
  • ковано-сварная.

Способ производства влияет на характеристики изделия.

-4

Типы задвижек по шпиндельному узлу

Потребителям предлагают два вида: с выдвижным и невыдвижным шпинделем. Оба обладают своими плюсами и минусами.

Изделие с выдвижным шпинделем имеет значительную строительную высоту из-за того, что шпиндель выдается за внешние границы. Вал выдвигается при открытии заслонки, и его длина увеличивается. Это значение принимают во внимание при составлении проекта трубопроводной системы, так как оно всегда больше диаметра трубопровода. Преимущество конструкции — отсутствие контакта приводного модуля с рабочей средой.

Устройство с невыдвижным шпинделем оснащено блоком открытия затворяющей детали, помещенным внутри конструкции. Так как все комплектующие приводного блока контактируют с транспортируемым по трубопроводу веществом, эксплуатация в магистралях, по которым циркулируют агрессивные жидкости, запрещена.

-5

Виды задвижек по способу монтажа на трубе

Изделия с соединением под приварку оснащают патрубками с предварительно разделанными кромками. Диаметр проходного отверстия при монтаже задвижки Ду обязательно равен условному диаметру трубы. Для работы применяется аргонодуговой сварочный аппарат.

Виды трубопроводных задвижек по конструкции затвора

Необходимо рассмотреть три основных вида по типу запирающего элемента.

Клиновые задвижки

Запорный компонент представляет собой клин, который размещают между находящимися под наклоном друг к другу плоскостями. Направление движения клина при перекрытии потока — перпендикулярно оси шпиндельного вала. Классификацию ведут по степени жесткости клинового затвора. Он может выпускаться жестким, упругим, покрытым резиновым слоем или двусторонним.

Фотография стальной клиновой задвижки

-6

Шиберные задвижки

Шибер — простейший тип запирающего элемента, представляющего собой диск, который прижимается к седлу и перекрывает проходной канал. Шиберные модули относятся к ремонтопригодным и легко обслуживаемым. Их применяют в канализационных системах и в трубопроводах, по которым транспортируется пульпообразная жидкость, то есть там, где нет специфических требований к герметичности.

Фотография шиберной задвижки

-7

Шланговые задвижки

Для такого компонента инженерных коммуникаций не предусмотрено наличие седел, а поток перекрывается в момент пережатия шланга штоком. Плюс — устойчивость к возникновению коррозионных процессов, поэтому их применяют в трубопроводных системах для транспортировки химически агрессивных веществ: пульпы, шлама и прочих.

Фотография шланговой задвижки

-8

Виды задвижек по материалу корпуса

Материалом служат металлы и сплавы: сталь (черная и нержавейка), чугун, алюминий, латунь. Широкое распространение среди потребителей получила запорная арматура из стали и чугуна.

Стальная задвижка 30с41нж

Виды запорной арматуры маркируют, соблюдая указания ГОСТ 466-75. В маркировке 30с41нж значения расшифровываются следующим образом:

  • первые два символа обозначают тип запирающей детали — конструкция задвижки маркируется так: «30»;
  • буквой указывают материал — «с» означает «сталь»;
  • по цифрам после буквы понимают, какой установлен привод — «41» (ручной), «541» (ручной с редуктором), «941» (электрический);
  • следующими символам маркируют материал уплотнений запирающего элемента и седла — «нж» означает «нержавеющая сталь».

Детали и сборочные единицы (ДСЕ) производят из стали разных марок:

  • углеродистая — нужна для производства крышки и корпуса, диска и маховика;
  • коррозионно-стойкая марки 20Х13 — ее выбирают для шпинделя;
  • 13Х25Т — отличается высокой концентрацией хрома, износостойкая, обладает антикоррозионными свойствами, рекомендована для производства уплотнения клина;
  • 08Х21Н10Гб — в составе сплава присутствует никель (10%) и хром (20%), что значительно увеличивает износостойкость производимых из стали уплотнений колец корпуса.

Другие металлы:

  • латунь — сплав с хорошей стойкостью к механическим нагрузкам, необходим для выпуска приводной гайки;
  • титан — еще один материал для уплотнения клина, увеличивает срок службы комплектующей.

Сальник в форме кольца или шнура для запорно-регулирующего узла 20с41нж производят из ТРГ — терморасширенного графита, препятствующего протечкам рабочей среды. Для выпуска сальников используют разные типы ТРГ, их различают по буквенно-числовой маркировке:

  • 100Л — прочность материала увеличена за счет армирования нитью из лавсана;
  • 100ЛФ — к лавсановой армирующей нити добавлена пропитка из фторопласта;
  • 101Н — в качестве армирующего компонента выступает проволока из нержавейки;
  • 102С — графит армированный стеклонитями.

-9

Чугунная задвижка 30ч39р

Материал для изготовления этой запорной арматуры — чугун (серый и ковкий), стальной сплав, латунь (иногда бронза). Чугунные узлы устанавливают в трубопроводах для транспортировки жидкостей и газов.

Компоненты изготавливают из разного материала:

  • из серого чугуна производят корпус, крышку и запирающий элемент;
  • из стали марки 20Х13 — шпиндельный вал;
  • из латуни или бронзы — втулку приводного модуля.

Фотография чугунной задвижки 30ч39р

-10

Эксплуатационные параметры задвижек

Физические величины, характеризующие технические характеристики

  • Pn (номинальное давление) — от 60 до 410 кг/см2;
  • герметичность (классы по ГОСТ 9544) — А, АА, В, С;
  • присоединительные детали — фланцы, муфты, патрубки под приварку;
  • климатическое исполнение — Т1, ТпУ1, Ц1, ХЛ1, УХЛ1 (для арматуры из стали), У, Т, УХЛ, ОМ (для изделий из чугуна);
  • направление течения транспортируемой жидкости или газа;
  • привод — ручной, с редуктором, электрический, пневматический, гидравлический.

Чтобы подобрать запирающий узел, принимают во внимание условия, в которых будет эксплуатироваться трубопроводная система, и химический состав рабочей среды. Агрессивность транспортируемых веществ влияет на материалы для ДСЕ — к ним предъявляются требования по стойкости к коррозии.

Преимущества задвижек

Из достоинств арматуры этого типа чаще всего отмечают такие:

  • простота конструкции;
  • достойные технические характеристики, обусловленные материалом, выбранным для производства изделий, и отличительными чертами конструкции;
  • многосторонность сфер применения;
  • отличные гидравлические параметры запоров, правильно подобранных по условному диаметру трубопровода, и степень герметичности;
  • возможность менять направление течения рабочей среды;
  • долгий эксплуатационный период, рассчитанный для разных типов рабочей среды и обусловленный выбором коррозионно-стойких материалов для изготовления комплектующих.

Из минусов отмечают строительные размеры узлов, влияющие на габариты трубопровода, быстрый выход из строя уплотнительных элементов, уменьшение интервалов между мероприятиями по техобслуживанию запорных механизмов. Невозможность оперативного перекрытия потока среды — еще один недостаток. Особое указание относится к запорной арматуре с невыдвижным шпинделем: ремонтно-восстановительные работы требуют больших трудозатрат.

Друзья, если статья была Вам полезна, то подписываемся на канал и поднимаем вверх большой палец! Также будем рады вашим комментариям!