Сегодня, 17 (4) октября, мы отмечаем 120 лет со дня рождения Лидии Александровны Ивановой (1903–1924), выпускницы Петроградского театрального училища, танцовщицы Петроградского театр оперы и балета (Мариинский).
Лидия Иванова протанцевала на сцене меньше трех лет. Выпустилась из училища в 1921 году, а весной 1924 года ее жизнь оборвалась.
Начинала и завершала она обучение в Школе у Ольги Преображенской. Редкий концерт или выпускной спектакль за годы обучения в средних и старших классах обходился без ее участия. Александр Ширяев для нее возобновил в училище «Волшебную флейту» и «Грациеллу».
Вот, что писала о ней одноклассница Вера Костровицкая в письме Юрию Слонимскому:
«В школе на репетициях “Волшебной флейты” она лепила свой образ сама, по чутью. Взрослая также фантазировала в каждой маленькой партии. В прологе “Спящей красавицы” артистки кордебалета составляли свиту феи Сирени. Тогда их называли в обиходе “сиреньками”. Вот “сиреньки” ложатся на линию у рампы. Их много, все милы, а публика устремляет взгляд на одну из них. Она лежит, как все, только правая рука как-то особенно прикасается к подбородку. Что-то выделяло ее из всех. Что именно? Стиль, оригинальность позы, подсмотренная на старинной гравюре. Опять продуман каждый жест, каждое движение»
Лидочку, как звали все ее знакомые, интересовало искусство во всех проявлениях. Она много читала, любила ходить на драматические спектакли, не пропускала и оперы, интересовалась музыкой, живописью и дружила с художниками. Под впечатлением от увиденного и услышанного она работала над образами, пытаясь внести в них что-то своё, не рутинное, а современное.
За три года в театре она разучила двадцать восемь партий – от чистой классики до жанрового и характерного танца, от лирического до комического. И в каждой привлекала внимание зрителей.
Не обладая в полной мере чистотой виртуозной техникой, Лидия Иванова поражала феноменальным прыжком с большой элевацией, размахом и исключительной музыкальностью пластической фразировки танца.
О ней много говорили, много писали, пророчили ей большое будущее, «призвание первой выдающейся советской балерины», поэтому весть о ее гибели была воспринята трагически.
Обстоятельства ее смерти так и остались до конца не проясненными.