Найти тему

«Сложнее всего пришлось экспортерам»: Анастасия Кузьминова — о топ-100 компаний Челябинска

Журнал «Деловой квартал» опубликовал рейтинг крупнейших компаний Челябинской области по итогам 2022 г. В этот раз топ-100 получился особенным. Дело в том, что многие традиционно лидирующие предприятия не стали обнародовать отчетности о своем финансовом положении. Часть из них задействована в оборонно-промышленном комплексе, поэтому информация о них засекречена. Зато в списке успешных появились новые организации.

Своим мнением о том, какие факторы влияли на предприятия региона, с какими сложностями они столкнулись и как преодолевали их, с CHEL.DK.RU поделилась аналитик So Invest Анастасия Кузьминова.

— Из неблагоприятных факторов самыми острыми стали, безусловно, мобилизация и чрезвычайное обострение кадрового дефицита, прежде всего на производстве. Он связан не только с мобилизацией, но и с небывалым в последние десятилетия ростом гособоронзаказа. Плюс многолетний структурный перекос на рынке труда с недостаточным предложением рабочих рук в реальном секторе.

На второе место я бы поставила высочайшую волатильность валютных курсов и непредсказуемость внутренних цен. В этих условиях многие предприятия в принципе отказались от среднесрочного планирования, чтобы не тратить время впустую.

И только на третье место сейчас я бы поставила шок, связанный с санкциями. Хотя распределение «медалей» в этом антирейтинге для каждого предприятия свое.

Но 2022-й стал и временем возможностей: вслед за крупными оборонными предприятиями потянулись в рост и компании поменьше, в том числе выполняя субподрядные заказы. Мы увидели бум проектов, связанных с обратным инжинирингом.

Банки прекрасно заработали и на валютных курсах, и на рынке акций. Сейчас тревожиться стоит уже о том, как мы будем жить, когда эти стимулы исчерпают себя.

Говоря о том, кто показал резкий рост, а кто — падение в регионе, не получается оперировать отраслями, лишь отдельными категориями предприятий и зачастую из совершенно разных отраслей. Производители напитков рванули с уходом западных брендов. Производители всех видов военной экипировки — с мобилизацией. Производители оружия и всего, что применяется на фронте и в обороне, — с началом СВО.

Сложнее всего оказалось экспортерам, ориентированным на страны, которые стали недружественными.

Например, одно из крупных предприятий в Челябинске поставило на производство и сертифицировало в США продукт, аналогов которому в мире почти нет, но все огромные усилия пошли прахом. Те, кто работал на европейских товарах, комплектующих и материалах, как, например, автотрейдеры и сервисные центры, встали. Огромные трудности испытали на себе все производители сложных товаров, а также сектор связи и информационных технологий. Последний в прошлом году, мы помним, выучил новое слово «релокация», и теперь появился огромный русскоязычный спрос на бизнес-планы для IT-стартапов, например в Испании.

Если выделять общие проблемы в зависимости от масштаба бизнеса, я бы отметила войну за кадры.

Крупный бизнес столкнулся с необходимостью повышать зарплаты вслед за ростом МРОТ, а значит, начинать с самых нижних и многочисленных уровней. Плюс очень обострился дефицит по редким позициям — по ним пошел рост зарплат. Далее возникли внутренние диспропорции: стало невыгодно работать мастерами, начальниками участков, цехов — разница зарплаты с подчиненными сократилась, а то и хуже. Всё это весьма болезненно для больших коллективов со сложными и давно сложившимися системами оплаты.

У малого и среднего бизнеса всё иначе: привлечь кадры можно только зарплатой, более крупные компании ее повышают, но ответить сложно — ценовая конкуренция в среде МСП гораздо выше, чем у крупных. На понятие «условия труда» приходится смотреть максимально широко и наконец заняться наведением порядка во внутренних процессах для роста производительности труда, а то и, страшно сказать, повышать уровень корпоративной культуры.