"Аплодисменты после смерти и внуки смогут услышать". К сожалению, наступил повод вспомнить эту цитату Геннадия Гладкова - великий композитор, внесший огромный вклад в отечественную кинокультуру, ушёл из жизни. Но, музыка, как известно, может жить вечно.
В Москве на 89-м году жизни 16 октября ушёл из жизни композитор Геннадий Гладков, величие таланта которого выразилось прежде всего в кинематографе и мультипликации.
Примерно 120 работ над музыкой "для экрана", первая из которых, в мультфильме "Самый, самый, самый, самый", датируется 1966-м годом, а последняя, в кинокартине "Медный всадник России", вышла в 2019 году. Более полувека творческого пути – и одно из самых почётных мест в отечественной культуре XX века.
Мелодии, сочинённые Геннадием Игоревичем, составляют неотъемлемую часть самых любимых зрителем анимационных и кинопроизведений – и успех этих картин был бы невозможен без музыки Гладкова.
"Малыш и Карлсон", "Бременские музыканты", "Джентльмены удачи", "Ты мне, я тебе", "Новогодние приключения Маши и Вити", "12 стульев", "Собака на сене", "Обыкновенное чудо", "Благочестивая Марта", "38 попугаев", "Дом, который построил Свифт", "Формула любви", "Человек с бульвара Капуцинов" – и это лишь незначительная часть отечественной классики, соавтором которой является маэстро.
В память о Геннадии Гладкове – самые интересные цитаты композитора.
О детской любви к джазу
Джаз я очень любил. Мы с мамой ездили с отцом на гастроли: летом уезжали на Кавказ — Минеральные Воды, Кисловодск, Сочи. Мама рассказывала так: пока джаз играет, я молчу. Когда джаз прекращается, я начинаю страшно орать. Поэтому к джазу было такое любовное отношение. А когда я подрос, все папины джазовые пластинки переслушал с удовольствием.
О похвалах
Хвалить у нас в семье было не принято. Радость по поводу того, что мальчик рассказал стишок и все его теперь хвалят, — этого у нас не было. Но в школе я всегда был отличником.
О хлебе с сахаром
Самым вкусным пирожным в моем детстве был черный хлеб, а сверху — сахарный песок. А сейчас хлеб плохой, быстро портится. В войну, оказывается, хлеб был лучше, чем сегодня.
О дипломе
Когда я поступил в консерваторию, мне по большому счету уже нечего было там делать. Но диплом мой подписан Шостаковичем. У меня спрашивают: "Какое у вас звание?" Ну, народный артист, да. Но зато именно Шостакович подписал, что я композитор. Мало у кого есть такая подпись.
О "простоте" работы композитора
К музыке трудно предъявить внятные претензии.
И о трудностях композитора
Композитор не имеет права быть снобом, он должен слышать, чувствовать и понимать ту музыку, которая несется из окон и звучит на танцплощадках. Композитор пишет не для себя и нескольких друзей — он, как ни крути, создает массовое искусство.
О "Бременских музыкантах"
Идея мультфильма "Бременские музыканты" пришла нам с режиссером Инессой Ковалевской. Она хотела снять музыкальный мультфильм. Я предложил взять за основу сказку про "Бременских музыкантов" — и мультипликаторы к этому были готовы. Конечно, нам пришлось ввести в сказку героя-человека — Трубадура. Потом появилась Принцесса — его любимая девушка. Все это мы потом придумали — мы делали мультфильм по мотивам сказки.
Об уникальности борща
Можно двум домохозяйкам дать рецепт борща. Но всё равно одна его приготовит так, что пальчики оближешь, а у другой получится несъедобное варево. Всё зависит от индивидуальности.
О добре и Стивене Сигале
Хочется, чтобы добро побеждало, поэтому я иногда смотрю боевики со Стивеном Сигалом. Там точно понятно, на чьей стороне правда.
О судьбе и самолётах
Я никогда не летал на самолете и не водил автомобиль. Один раз опоздал на поезд и решил полететь в Петербург на самолете. Но рейс отменили. И я решил больше не испытывать судьбу.
О силе художника
Мой любимый писатель Гофман большую часть жизни прожил на одном месте. И писал при этом про весь мир. Он брал карту Италии и с точностью описывал Венецию. А сам при этом сидел на своем балконе, смотрел на рыночную площадь под своими окнами. Художник таким и должен быть: сидеть на своем балконе и при этом видеть весь мир.
О культуре
Есть такая игра — сквош, когда не нужен партнер, и ты играешь об стенку. Раньше в культуре была такая стенка — и об нее играли. А сейчас такой стенки нет, и никто не знает, как играть: ты подаешь мяч, а он просто улетает.
О культурных уборщицах
Человек может любить классическую музыку и быть подонком. Культура — это нечто другое. Культура — это осознание долга. Если уборщица культурная, она подметает лучше бескультурной. У нее есть ответственность за свой труд.
О вкусах в рок-музыке
"Битлз" мне сразу понравились, потому что они очень музыкальные. Вот "Роллинг Стоунз" мне не нравились, потому что у них было много забоя, а музыкальной сути было немного. А "Битлз" я оценил как музыкант: мне нравились и их мелодизм, и оригинальный гармонический язык.
О готовности отправиться на СВО
Мой отец выступал в составе фронтовых бригад перед солдатами в Великую Отечественную. И я бы сегодня выступил перед ребятами на СВО. Позовут – поеду, для меня будет честь.
Об успехе
Неважно, когда придет успех. Аплодисменты после смерти и внуки смогут услышать.