17 октября 1896 года состоялась премьера чеховской «Чайки». Это был спектакль, который заставил классика сказать: «Никогда я не буду ни писать пьес, ни ставить».
Премьера вышла настолько бездарной, что Чехов едва не впал в депрессию. По словам драматурга, "пьеса шлепнулась и провалилась с треском...". Именно так напишет Антон Павлович своему брату.
Это и правда был грандиозный провал. Но почему так случилось? Ведь пьеса талантлива, да и театр не безвестный....Поставил её Александринский театр Санкт-Петербурга.
Оказывается, большую роль в этом фиаско сыграла... публика!
Зритель, пришедший на премьеру "Чайки", ожидал увидеть творение Чехова-сатирика. Собравшиеся намеревались хорошенько посмеяться, расслабиться. Добавляло ожиданий и то, что в афише была заявлена известная комическая актриса Левкеева. Словом, зритель пришел весело провести время. К серьезной постановке публика была не готова.
Вели себя соответственно: преувеличенно смеялись над сценами, вовсе не смешными, издавали реплики, свистели. Повторюсь: зритель пришел на комедию! Артисты же, игравшие драму, были немало шокированы происходящим в зале. Замешательство актеров отразилось на их игре. Все пошло из рук вон плохо.
Последней каплей стало досадное обстоятельство: публика обнаружила отсутствие на сцене любимой Левкеевой. А ведь многие пришли на "Чайку" именно ради нее. Публика разъярилась, обстановка в зале стала совсем тяжелой.
Присутствовавший на премьере Чехов спешно покинул театр. А назавтра - уехал из города прочь, чтобы хоть как-то снести этот позор.
Пьеса оказалась непонятой зрителем и непрочувствованной актерами. Слишком сложной для абсолютного большинства.
Возможно, после такого провала "Чайка" осталась бы "на задворках" литературы. Если бы не интерес к этой пьесе Немировича-Данченко. Он решительно добивался у Чехова разрешения поставить этот сюжет, невзирая на упорные отказы драматурга.
"Если ты не дашь, то зарежешь меня, так как «Чайка» единственная современная пьеса, захватывающая меня как режиссера", - писал Немирович-Данченко.
После долгих уговоров Чехов уступил.
У молодого на тот момент Московского Художественного театра получилось блистательно. Это был успех. Публика восторженно встречала "Чайку", раз за разом. Пьеса была реанимирована, спасена, восстановлена ее репутация...
В благодарность за это через годы Чехов подарил Немировичу-Данченко золотой брелок, на котором было выгравировано: «Ты дал моей «Чайке» жизнь, спасибо».
А вы смотрели "Чайку"?