Найти тему
Дизайн с Алексом Маком

Куда дели живого тигра в "Спартаке"? Балет и выставки в музее или что можно найти в Михайловском театре.

этот театр я хожу не очень часто. Уж больно цены кусаются. Таков уж Михайловский театр. Зная цену, я все таки решил рискнуть, уж больно погода не располагала к прогулкам. Так что я, собрав некоторое количество литров капель дождя, пришел днем мимо Русского музея к зданию театра. Я прошёл через пункт охраны и охранников через пустой холл направо и прямиком к кассе.

2017 год. Художник-постановщик Петр Окунев, Художник по костюмам Жанна Усачева
2017 год. Художник-постановщик Петр Окунев, Художник по костюмам Жанна Усачева
Площадь перед Михайловским театром
Площадь перед Михайловским театром

В этот день театр для меня начался не с вешалки, а с... билетерши. Кассирша, очень добрая и милая женщина с потрясающей, просто выдающейся прической, поняла мое желание попасть на балет этим вечером. Обычно я свой разговор начиная с фразы типа "...простите, но у меня совсем нет денег, но мне нужны самые лучшие места...". Мы прекрасно понимали друг друга. "Спартак" - вот, что хотелось мне посмотреть. Мы рассмотрели несколько вариантов билетов, ведь мест практически не оставалось. Остановили мы выбор на предпоследнем ряду... от крыши. Но так как ранее я уже сидел там на самом последнем ряду на "Золушке", то я не был смущен. Ведь балет - это не только танец, но еще и музыка, положительные эмоции, атмосфера праздника и радости! Конечно, самые плохие места по 2500 так и остались пустовать. Сколько я не был в этом театре они всегда не продаются. Ну сделайте их по 1000! Все будут довольны.

Програмка и билетик.
Програмка и билетик.

Билетик
Билетик

У театра
У театра

В этот театр ведёт дверь из музея-квартиры Исаака Бродского из комнаты на втором этаже. Над этой красивой квартирой располагаются сегодня репетиционные залы театра. Говорят, в своём время из квартиры хозяин сразу попадал в театр, не покупая билета...

Придя в театр за сорок минут я как всегда столкнулся с непременным и необычным атрибутом этого театра: отдельной лестницей на ярусы, балконы и партер... То есть мой гардероб - на моем этаже... Так что тяжелые шубы и чемоданы оставьте сразу дома. Но в этом есть и свой плюс - быстрая выдача вашей одежды по окончании спектакля. Ой, чуть не забыл! Я был поражен работой молодой девушки гардеробщицы на моем ярусе. Мой телефон не успевал фокусироваться - она принимала и выдавала одежду словно молния. Окружающие удивлялись, что я тут такого снимаю, но глядя на неё быстро всё понимали и расплывались в улыбке. Она была гениальна в своей работе! Вот так неожиданно театр для меня в гардеробе продолжился.

Я пошел гулять по театру. Коридоры достаточно широкие, немного запутанные, но "служители театра" встречаются достаточно часто и охотно отвечают на вопросы. На лестницах можно было неожиданно встретить экспонаты Музея театра.

Лестницы...
Лестницы...
Д. Д. Шостакович.  Опера "Нос" 1930 год. Сценография Владимир Дмитриев. Макет декорации
Д. Д. Шостакович. Опера "Нос" 1930 год. Сценография Владимир Дмитриев. Макет декорации

В коридорах я обнаружил замечательные афиши старых спектаклей. Мне кажется, что они добавляют своеобразной атмосферы.

Афиши
Афиши

Музей театра очень хорош. Самый настоящий, а не только фотографии известных исполнителей. Яркие, интересные костюмы из постановок разных лет привлекли пристальное внимание всей публики.

Балет К. Караева "Семь красавиц" . Вирсаладзе. 1953 год
Балет К. Караева "Семь красавиц" . Вирсаладзе. 1953 год
Музей. Костюмы
Музей. Костюмы
Музей. Костюмы
Музей. Костюмы

Другая, не менее замечательная часть музея, это макеты декораций. Они совершенно необыкновенные. Яркие и восточно-чувственные, сказочные и волшебные, мрачновато-религиозные и всякие-всякие, на любой вкус. Рассматривать такое чудо - одно удовольствие. Был бы лилипутом - остался бы в них жить.

Макет декорации к спектаклю "Царская невеста" 1931 года. Художник Михаил Бобышов
Макет декорации к спектаклю "Царская невеста" 1931 года. Художник Михаил Бобышов
Макет декорации к спектаклю "Юность" 1949 года. Художник Татьяна Бруни
Макет декорации к спектаклю "Юность" 1949 года. Художник Татьяна Бруни
Макет декорации к спектаклю "Сказка о попе и о его работнике Балде" 1940 года Художник Анатолий  Коломойцев
Макет декорации к спектаклю "Сказка о попе и о его работнике Балде" 1940 года Художник Анатолий Коломойцев
Макет декорации к спектаклю "Борис Годунов" 1939 год Художник Михаил Григорьев
Макет декорации к спектаклю "Борис Годунов" 1939 год Художник Михаил Григорьев

Макеты расположены в фойе музея и на последнем ярусе - вот настоящие бонусы для тех, кто не поместился в партере по финансовым или иным причинам) . Не откладывайте их просмотр на время после спектакля, так как потом бдительные служители театра выключают в них подсветку и у экспонатов начинается ночная жизнь.

Джузеппе Верди "Сицилийская вечерня" Сценография Симон Вирсаладзе 1952 год. Макет декорации
Джузеппе Верди "Сицилийская вечерня" Сценография Симон Вирсаладзе 1952 год. Макет декорации
Общий  вид макетов
Общий вид макетов

Гуляя по театру, я обратил внимание и на примечательную комнату с огромными, почти до потолка, зеркалами и большим камином, правда не работающим. Это комната ожидания. Назовем ее так. Из нее ведут две двери - соответственно в туалетные комнаты. Достаточно свежий ремонт, ничего страшного не обнаружил, что порадовало. На последнем ярусе тоже есть туалеты, но весьма тесные, даже на одного не крупного человека.

У туалетных комнат
У туалетных комнат
Туалетная комната у музея театра
Туалетная комната у музея театра

Теперь о балете. Я купил программку, хотя и знаком с историей Спартака. Я обратил внимание на афиши еще на улице, но и на текст в программке, где было указано, что в балете на сцене появляется тигр в клетке. Я был в трепетном ожидании. После лошадей в Мариинке зрителя все еще можно удивить.

В зале
В зале
Ложи у сцены
Ложи у сцены

Тематически продуманный и искусно исполненный занавес произвел на меня неизгладимое впечатление. Это была огромная, целая картина, выполненная на полотне, она показывала нам гладиаторов и зрителей, требующих смерти поверженного противника...

Занавес
Занавес
Балет "Спартак". Михайловский театр. Фото из открытых источников. bangkokbook.ru
Балет "Спартак". Михайловский театр. Фото из открытых источников. bangkokbook.ru

Все пересказывать нет смысла. Арам Хачатурян рассказал нам захватывающую историю о свободе, о неподчинении гнетущим силам, о силе духа, смелости и мужестве, о любви и дружбе. Музыка творит чудеса. Весь зал завороженно следил за Спартаком и его чувствами к пленной девушке, а потом за его мощным поединком с другим гладиатором и способностью увлечь за собой других ради свободы...

Балет "Спартак". Михайловский театр. Фото из открытых источников. bangkokbook.ru
Балет "Спартак". Михайловский театр. Фото из открытых источников. bangkokbook.ru

После антракта страсти продолжили накаляться, когда друг Спартака оказался вовлечен в предательство. Он пригласил, несомненно с добрыми и светлыми намерениями, куртизанок, но те привели врагов к Спартаку и восставшим. О, как он просил Спартака убить его за свой поступок... Это была одна из самых сильных сцен балета...

Балет "Спартак". Михайловский театр. Фото из открытых источников. bangkokbook.ru
Балет "Спартак". Михайловский театр. Фото из открытых источников. bangkokbook.ru

Очень милая была сцена, когда гладиаторы, опьяненные свободой, играли в прятки с девушками, все были переодеты. Не поверите, в пастушков и овечек. Правда овечки больше были похожи на больших белых котов... Мило. Другую сцену понять не очень удалось: это было похоже на красную шапочку в лесу... Программка также не дала пояснений.

Поклоны. Справа "красная шапочка" и его подруга
Поклоны. Справа "красная шапочка" и его подруга

Все закончилось грустно. Спартак был повержен вместе с другими восставшими. Он был распят прямо посередине сцены в воздухе... А вся сцена была усеяна телами побежденных... Когда возлюбленная Спартака приходит оплакать его, то каждый из умерших поднял вверх руки и это было безумно трагично и волнующе... Это была долгая, душераздирающая сцена. Аж мурашки по коже!

Арам Ильич Хачатурян. Балет "Спартак" Сценография Вячеслав Окунев. 2008 год. Макет декораций. Этот вариант я увидел на сцене в реальную величину.
Арам Ильич Хачатурян. Балет "Спартак" Сценография Вячеслав Окунев. 2008 год. Макет декораций. Этот вариант я увидел на сцене в реальную величину.

Обратил внимание, что на балете в зале было много не только женщин, но и мужчин. Поистине, сила духа, чувство мужества, искренность, смелость, а не только бесшабашная храбрость, античная брутальность и горы мышц... Всё это лилось со сцены как в музыке, так и в танце. Поэтому все сидели, затаив дыхание. Мне кажется, что флюиды тестостерона так и витали в воздухе... Некоторые зрители смотрели за происходящим и слушали музыку с открытым ртом. Апофеозом, а бы даже сказал апофигеем, этого действа должен был стать тигр. 🐯🐅

Ложи
Ложи

Жаль только, что тигр не появился...

Спасибо, дорогие читатели, что дочитали до конца. Ставьте лайк, подписывайтесь, пишите комментария. Это мотивирует писать лучше и больше). Ваш Алекс Маком! До встречи.