Найти тему
Елена Мунтян

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕДОСЛЫШИТ И ПЕРЕСПРАШИВАЕТ

И песня эта будет вечной… И часто она звучит от родителей детей с нарушенным слухом, носителей слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов, когда приходят на их настройку. Конечно, это уже относительно опытные родители, которые не первый год живут в тандеме со слуховыми гаджетами. Обычно в начале пути реабилитации посещают настройки по указанному специалистом расписанию. Когда с ребенком уже формируется устный диалог и возможно заметить симптомы эти – жалуются соответственно на них. Но далеко не всегда виновата настройка, хотя бывает и так! Давайте разбираться вместе – почему же создается эффект, что ребенок недослышит и переспрашивает, когда искусственно, а когда и впрямь неполадки с настройкой слухового протеза.

Действительно с течением времени и/или после некачественной или неточной настройки пациент может недослышать и постоянно переспрашивать. Например, уважаемая Лариса в Петербурге, которая очень напомнила мне мою маму, делясь своими посленастроечными впечатлениями, сообщила, что до моего вмешательства в настройку ее аппаратов она могла разбирать речь только с опорой на артикуляцию. После же – даже сидя спиной к нам с другой Ларисой, ее подругой, могла понимать, о чем мы беседовали со второй пациенткой, хотя не видно было первой наших лиц. Со взрослыми пользователями кохлеарных имплантов проще – у них осознанный запрос к настройке, а как же быть с детьми, особенно родителями, которые часто не могут отделить часто мух от котлет?

Когда настройка не виновата. Есть несколько причин, почему и слышащие люди недослышат и переспрашивают. В силу высокой тревожности родители детей с нарушением слуха часто винят некачественную настройку слухового аппарата и/или кохлеарного импланта. А в ситуации стоит детально разобраться.

Самая банальная ситуациятяжелая акустическая обстановка. В ней и слышащий ребенок и обладатель даже 2-х кохлеарных имплантов теряется, может не среагировать на зов матери, проигнорировать любую просьбу. И в школьном классе, и в группе детского сада, и на площадке, и в кафе.. даже дома, если на фоне много бесполезного шума. И это не означает, что он плохо слышит физически.

Слуховая концентрация, избирательность внимания или просто увлеченность другим, более интересным делом, чем, к примеру, призыв мамы на кашу, когда ребенок совсем не желает ее есть. Например, мальчик увлеченно лепит куличики в песочнице, мама зовет его домой – реакции ноль. Порой родителей тут охватывает паника… Но, если бы она позвала ребенка в магазин за вкусняшкой или игрушкой, то реакция была бы иной, может быть, даже мгновенной. Так часто после настроечных манипуляций, родители, буквально сразу желая проверить качество их, начинают звать ребенка шепотом, в то время как он увлеченно играет со мной в предложенные игрушки-отвлекушки, и малыш реакции никакой не дает. Но то вовсе не значит, что не слышит. Он попросту увлечен игрой.

Наличие в обращенной фразе незнакомых слов. Даже одно незнакомое слово способно сформировать мгновенное непонимание обращенной к нему фразе и тем самым придать эффект «недослышу» и как следствия – переспроса. Никто не будет спорить, что дефицит словарного запаса той или иной степени – характерная черта наших с вами деток, потому подобные ситуации просто неизбежны.

Новая обстановка и люди незнакомые тоже способны создать тупиковую ситуацию. Испугался, отвлекся, пропустил, не среагировал и получается, что как будто недослышит и переспрашивает.

Рекомендации родителям, которым кажется, что ЭТИ симптомы в наличии:

1. Анализируйте каждую ситуацию, в которой вам так показалось. Не сложилась ли она по ряду вышеперечисленных причин.

2. Никогда не берите во внимание реакцию на имя. Помните, что СЛЫШИТ и РЕАГИРУЕТ – понятия не тождественные? Если нет, то в моей первой книге «СупердетКИ. Как слышать друг друга сквозь глухоту» огромная глава тому посвящена.

3. Посещайте настройки согласно графику, который рекомендовал специалист, особенно в первый год. Но знайте, что, если ребенок не специфичен по причине аномальных улиток, послеменингитных проявлений или с точки зрения поведения пресловутых электродов, то настраиваться раз в 2 недели и месяца бессмысленно. Позже ходите на настройки по возникновению характерных симптомов, о которых я расскажу дальше.

4. Самостоятельно тестируйте ребенка на наличие безусловного дискомфорта – побочный эффект от перестимуляции, который проявляется в специфическом сокращении (моргании) век, мышц лица или даже шеи в такт поступающему громкому звуку. С помощью половника и сковородки будет очень хорошо видно – есть или нет, главное, чтобы ребенок источника звука при этом не видел. При наличии дискомфорта о качественном слуховом восприятии не может быть и речи. Надо исправлять настройкой.

Тренируйтесь, уважаемые родители, таким образом, самостоятельно понижайте себе уровень напрасной тревожности. Ресурс надо беречь и расходовать верно.

КОГДА ВИНОВАТА НАСТРОЙКА СЛУХОВОГО ГАДЖЕТА

Все же есть ряд причин, указывающих на то, что система КИ или СА неадекватно настроена и требуется вмешательство специалиста. Давайте разбираться вместе. Основаны выводы на многочисленных отзывах взрослых опытных пользователей, у которых адекватно сформирован запрос к настройке.

Все же когда родитель просто жалуется на то, что ребенок плохо слышит или не всегда откликается на имя, я не склонна верить в то, что виновата настройка. Еще больше раздражают «записки» от сурдопедагогов, которые шлют сообщения о том, что К от Т не отличает, зато шепот берет на 7-8 метров или С и Ц при этом дифференцирует, что само по себе даже не логично. А эпопея про уДочку с уТочкой вообще в этот раз оставлю без внимания… все вышеперечисленное не имеет отношения к признакам некачественной настройки, а трактуется как придирки, оправдания или гипервнимание к «ушам». Иногда склонение к смене руки специалиста.

В процессе настройки КИ
В процессе настройки КИ

Сначала несколько слов о громкости и о том, что она быть должна адекватной и максимально громкой комфортно. Если в наличии дискомфорт, то о разборчивости говорить, когда «глушит» дискомфортной громкостью не приходится… Потому помним, что половник со сковородкой всегда помогут разобраться с наличием или отсутствием дискомфорта.

Но как быть, если тихо, ничего не слышно или слышно, но нечетко? Согласитесь, далеко не каждый ребенок в состоянии сформировать такой запрос к настройке. А некоторые, кто могут поделиться впечатлениями, иногда выдают после настроечных манипуляций информацию о том, что и не знали, что слышать можно лучше. Ну, приступим. Как же родителям понять, что требуется настройка? Да, есть признаки, которые указывают на это.

· Обратите внимание на интенсивность собственного голоса ребенка, адекватна ли она?! Если ребенок говорит на повышенных тонах или, наоборот, себя «делает» тише, значит, загадка кроется в средне-низком диапазоне частот. Надо вмешиваться. Но! Если ребенок еще не говорит, этого симптома никто не заметит…

· Если ребенку слышно тихо, то он будет постоянно стараться это компенсировать, подставляя к источнику рабочее или ведущее ухо, а также подкреплять мотивированное (подчеркну) восприятие речевой информации слухозрительно. Ну, если вообще уже на том этапе развития, что воспринимает речь.

· В ходе педагогического исследования стойко проявляется невозможность различать звуки одной частотной группы (или хуже разных), а педагог при этом проводит интенсивную работу по дифференциации… Потому что часто последняя часть предыдущего предложения попросту не учитывается. Ибо это достаточно поздний блок логопедической работы и в 3-4 года никто этим не озадачивается, а надо бы изощриться и придумать, каким образом провести с ребенком раннего возраста этот блок работы. То есть надо стойко убедиться, что навык тренировали, а он не тренируется. Что явно будет указывать на недостаточность настройки!

Ксюше «делаем» ушко
Ксюше «делаем» ушко

Отдельно мне стоит упомянуть о ранних этапах после подключения, в том числе и после второго уха. При правильном течении ребенок в рамках 3-месячного периода начинает охотно носить «ухо», инициировать любым доступным способом замену разряжающихся элементов питания, а также понимать какое именно ухо село. Если этого нет, то с настройкой что-то не так… именно с нею, а не с вкладышами и тем связано, что мешает штуковина на ухе.. а и еще исключить манипулятивное поведение, если оно имеет место быть при старте!

На основе взрослых осознанных запросов многое становится понятным и у неговорящих детей. Просят четкости, убрать эхо и даже вернуть ветер, к которому они привыкли на более ранних моделях процессоров, а их теперь автоматически убирают новые. А когда жизнь «налажена», то делятся впечатлениями о том, что стало слышно не только речь по телефону и даже аудиогида! А еще удивительным кажется, что кошка ходит не бесшумно, а мама при жевании издает какие-то звуки! И не только затикали часики.