Найти в Дзене

Без контроля

У Максима были проблемы. Прежде всего – в контактах с людьми, что приводило к проблемам в работе, учёбе и дружбе. Максим давно смирился с этим и искренне считал, что помочь ему нельзя. Восемь лет он не покидал свою комнату и не общался ни с кем, кроме родных: только они могли принять его таким, какой он есть. Действительно, стороннему человеку сложно воспринимать странности в поведении этого молодого человека.

Представьте себе, что человек, с которым ведут диалог или же просто находятся рядом в помещении, подмигивает, зажмуривая то один, то сразу оба глаза, притопывает ногой, при этом резко поворачивая тело в сторону, неестественно вскидывает голову, пожимает плечами. У окружающих немедленно возникает желание отстраниться, либо предложить помощь, либо силой «успокоить насмешника». Да, был и такой грустный эпизод в жизни Максима. Он, конечно, ни над кем не насмехался, но и контролировать своё поведение тоже не мог. В этом особенность синдрома Туретта – при нём у больного возникают навязчивые движения, которые не поддаются контролю. Картину дополняли и странные резкие и громкие звуки, которые Максим выкрикивал после каждого подёргивания ногой – звуковые тики.

Всё началось примерно лет в 12, с простых движений типа вскидывания головы и подмигивания. Поначалу родители даже не обращали внимания, смеялись, думая, что сын таким необычным способом привлекает внимание, дурачится. Самого Максима это тоже не очень расстраивало, даже наоборот, забавляло, ведь на него стали обращать внимание, в том числе и девочки из класса. Впрочем, интерес одноклассников быстро сменился раздражением. Максиму приходилось усилием воли подавлять тики, и на короткое время ему удавалось, однако, после этого они возвращались в усиленной форме. Мальчик был подавлен, напуган, зол. Постоянный стресс только усилил симптомы. Добавились выкрики в виде громкого стона-вздоха. Тогда Максим перестал выходить из дома.

Он не понимал, почему это происходит. «Почему именно я?!» - с горечью восклицал он несколько раз и в беседе с доктором. Между тем, чётких причин возникновения синдрома Туретта нет. Исследователи склоняются к генетическому происхождению болезни: у предрасположенных людей в коре лобных отделов головного мозга и подкорковых структурах нарушаются процессы выработки нейромедиаторов, что приводит к развитию непроизвольных сокращений двигательных и голосовых мышц. Спровоцировать развитие симптомов может состояние острого стресса или органическое повреждение головного мозга при травме, патологическом течении беременности или нейроинфекции. При легком течении болезни тики могут быть практически незаметными, а со временем и вовсе исчезнуть.

При ярко выраженном течении болезни, как у Максима, контроль невозможен, что приводит к ограничениям в деятельности, а нередко и к инвалидизации. Навязчивые движения могут быть в виде неприличных жестов, например, демонстрации среднего пальца, или в виде повторения жестов собеседника, а звуковые тики – в виде выкрикивания бранных слов или повторении чужих слов.

Максим считал, что помочь ему нельзя. Тем не менее он здесь, в клинике, куда сам пришёл после восьмилетнего заточения. С отчаянием глядя в глаза доктору, спрашивает «почему я?», а затем добавляет тише и печальнее: «Может, всё-таки можно что-то сделать?» Человек всегда надеется, а там, где есть надежда, будет и победа. Пусть не полная победа на болезнью – считается, что полностью излечиться от синдром Туретта невозможно, но победа в той мере, которая позволит самостоятельно справляться с возникающими эмоциональными проблемами, социализироваться, общаться, работать, любить. Только сочетание фармакологической и психотерапии поможет Максиму улучшить свое психоэмоциональное состояние и избавиться от тиков. И он снова сможет вернуться в мир, где ему столько всего предстоит наверстать.

_________________________________

Онлайн-консультации с опытным психотерапевтом в клинике Корсаков доступны каждому.