Найти в Дзене

Быть Энни Лейбовиц

Анна-Лу Лейбовиц, шестой ребенок офицера ВВС и учительницы танцев, не раз шутила, что была обречена стать художником. Семья часто переезжала, и окно автомобиля будто показывало ей жизнь в уже готовой рамке. После школы Лейбовиц поступила в Сан-Францисский институт искусств и решила, что будет преподавать живопись. Но все изменилось на 2-м курсе. Во время поездки в Японию Энни купила свою первую камеру и поднялась с ней на Фудзияму. Стоя там, на вершине мира, всего с парой последних кадров на пленке, она вдруг осознала, что имеет для нее настоящую ценность. Могущество и хрупкость момента, которому суждено застыть навсегда.

-2

Вернувшись в Штаты, Анна-Лу с головой погрузилась в съемки. Раскопки царя Соломона на Ближнем Востоке, митинги против войны во Вьетнаме, поездки автостопом в поиске необычных локаций. Взяв в руки камеру, Лейбовиц из застенчивой еврейской девушки превращалась в неугомонного репортера-художника, для которого не существовало закрытых дверей. Фотография оказалась ключом к миру – и к самой себе.

Джон Леннон и Катящийся Камень

1970-й стал знаковым в судьбе молодого фотографа. На берегах Сан-Франциско возник журнал Rolling Stone. Он писал о молодежной культуре, был мало кому известен, но Энн не пропускала ни одного номера. В нем был тот драйв и интерес к жизни, который давал энергию ей самой. Однажды, набравшись наглости, она пришла в редакцию и высыпала на пол кабинета в буквальном смысле чемодан своих снимков…

Уже через несколько дней на ватных от волнения ногах, с тремя фотоаппаратами наперевес она стояла перед дверями Джона Леннона. Это была ее первая официальная фотосессия.

Кумир миллионов оказался, мягко говоря удивлен. На съемку, которая готовилась почти год, вместо опытного фотографа Rolling Stone прислал нелепую смущенную девчонку. Но творческие люди чувствуют вибрации друг друга. Музыкант отнесся к Энн с большим уважением. Он проникся бы еще больше, если бы услышал, как Лейбовиц умоляла редактора отправить на съемку именно ее. Клялась, что поедет эконом-классом, будет жить в самых дешевых хостелах и работать за еду. Будто чувствовала, что фотография, с которой Леннон смотрит на нее чуть насмешливо через свои толстенные очки, станет благословением для ее удивительной творческой жизни.

Джон Леннон и Йоко Оно, 1980
Джон Леннон и Йоко Оно, 1980

Спустя 10 лет Лейбовиц сделает еще одно фото Джона Леннона. То самое, на котором он, обнаженный, прижимается в позе эмбриона к своей Йоко. Одно из самых нежных и трогательных в истории звездных съемок. И последнее в жизни легендарного музыканта. Всего через несколько часов сумасшедший фанатик нажмет на курок.

Метод Лейбовиц

Но до этой трагедии еще целая жизнь. А пока 23-летняя Энни становится главным фотографом главного неформального издания страны. Статьи и фотосессии в Rolling Stone определяют вкусы всей продвинутой публики Америки. Самые известные музыканты, спортсмены и общественные деятели конкурируют за обложку. И одну из главных ролей в этом успехе сыграла Лейбовиц. Ее снимки – всегда больше, чем удачный кадр. Они сочетают в себе жизнь и фантазию, сцену и закулисье. Ее метод – провести с героем несколько дней, став частью его мира. И когда тот перестает ее замечать – поймать объективом самую душу.

Мерил Стрип (1981).
Мерил Стрип (1981).

Звездная пыль

За более чем 10 лет Энни сняла для Rolling Stone 142 обложки. Это был невероятный, плодотворный, вдохновляющий союз. Но в какой-то момент Лейбовиц поняла, что пришло время двигаться дальше. Сотрудничество с модным глянцем Vanity Fair и Vouge добавило новых красок ее узнаваемому стилю. Теперь к атмосферности и драматургии добавились лоск и масштаб, которые всегда идут рука об руку с большими деньгами. Среди ее моделей – Майкл Джексон, Николь Кидман, Мэрил Стрип, Кейт Бланшет, Ди Каприо, семья Клинтон, Елизавета II. Колоссальные бюджеты, огромные команды, декорации, самолеты, караваны. Редакции не жалели для звездной Энн ничего, и траты всегда окупались. Одна только съемка абсолютно голой беременной Деми Мур для обложки подняла тираж Vanity Fair на 200 тысяч экземпляров. Историй от Лейбовиц ждали, как новой главы любимой книги. При всем глянцевом размахе она умудрялась сделать небожителей ближе и человечнее. Всем было интересно, что еще придумает эта странная безумная женщина.

Вупи Голдберг, 1984
Вупи Голдберг, 1984
Барак Обама, 2009
Барак Обама, 2009
Кейт Бланшетт (2004).
Кейт Бланшетт (2004).
Эллен Дедженерес, 2013
Эллен Дедженерес, 2013
Елизавета II, 2008 г.
Елизавета II, 2008 г.

И Энни придумала. В 2000-м году вместе со своей подругой Сьюзен Зонтаг она выпускает книгу «Женщины», где перемешивет фотографии великих и самых обычных земных героинь. Великолепную фотоисторию о силе, слабости, простоте и сложности каждой из нас. О ежедневном выборе и умении радоваться, несмотря ни на что. И за каждой из этих фотографий, сколько бы миллионов она не стоила, угадываются черты хрупкой застенчивой девчонки. Той, которая 50 лет назад взяла в руки камеру и заставила весь мир посмотреть в объектив.