Найти в Дзене
Лара Галль

Правда никого не интересует

Смотрели с Малкой Лоренц на предпоказе одно и то же кино, в одно и то же время.
Обменялись впечатлениями.
Впечатление такое что мы смотрели разные фильмы.
Но нет - один.
Просто у нас разные глаза.
Я сначала не поняла что это детектив - думала семейный хоррор: муж - звуковой агрессор, сын - слепой аутист, жена - святая женщина-переводчик, работает в берушах, чтобы не слушать мужнин саундтрек на бесконечном повторе, и зарабатывает на всю семью.

Чтобы выключить наконец в кадре агрессивное мyзлo, режиссеру приходится этого мужа умертвить.

кадр из фильма "Анатомия падения"
кадр из фильма "Анатомия падения"

Кто убийца?
Начинается следствие, потом судебное разбирательство.

Адвокат, похожий на гомеопатическую дозу АленДелона в дегенеративном изводе. Прокурор в мантии, словно стянутой с Санта-клауса - красная с белой опушкой. Подсудимая - жена. Ее очень все убеждают что она мужа убила.
Она очень старается донести что все всё не так понимают.
А все, включая адвоката, стараются донести до нее: неважно убила или нет, важно как выглядишь в глазах участников суда. Правда никого не интересует. Интересует доказуемость чего бы то ни было - таковы правила.

И вот подсудимая жена хватает воздух ртом как рыба на песке, пытаясь донести смысл, отскрести смысл от чешуи превратного толкования. Очень старается - так стараются только филологи, они знают как быстро распадаются слова на летучие элементы.
И вот этот точный филолог - один против судейской буффонады, где прокурор вытворяет со словами такие извращенные фокусы, что хочется его уже прибить.

Подсудимая жена. Кадр из фильма "Анатомия падения"
Подсудимая жена. Кадр из фильма "Анатомия падения"

Ее заставляют говорить по-французски, а она вообще-то немка, французского не знает, знает английский - на ним и с мужем французом общались.
И ее жаль неимоверно! Пока вдруг в суде не проигрывают запись их последнего разговора с мужем.

Муж ей говорит я, мол, зашиваюсь по дому, мне нужно высвободить время чтобы писать книгу.
- Ты сам себя нагрузил, сам взялся, а теперь жалуешься; вот время что ты потратил сейчас на жалобы мог бы потратить на писание книги, оптимизируй свою занятость и появится время на книгу, я же вот всё успеваю - и книги пишу, и переводами зарабатываю.

Вроде бы всё понятно: она отвечает ему спокойно и рассуждает миролюбиво, но она читерствует с контекстом настолько, насколько это делает например прокурор с ней же в зале суда.

Она не слышит мужа, словно лишена эмпатии начисто. Она ее себе словно ампутировала и слова его воспринимает как карты на которые надо сыграть другими словами-картами, чтобы отыграться.
Этот их разговор мучает зрителя узнаванием - партнеры по браку именно так и делают.
Не всегда это заканчиваются смертью одного из них как в фильме - это да.

Их разговор невыносим, как зеркало, поймавшее тебя в момент скотской неприглядности.
Нельзя так с мужем. Нельзя так с этим мужем. Нельзя демонстрировать что ты живучее, способнее к регенерации, невиноватее, этически превосходнее при всяком удобном случае.

Нельзя человеку, который перестал писать по неимоверной причине изложенной в фильме, такое говорить, когда через семь лет он отважился снова взяться за книгу. Нельзя пропустить метаморфозу такого масштаба, не заметить этот тектонический сдвиг в личности, и не то что не отпраздновать этот прорыв, а забить его палками калькуляции и советами по тайм-менеджменту.

Этот их разговор страшнее всего в своей обыденности. Страшней даже их слепого ребенка, играющего на пианино яростную музыку. Страшней возможной тюрьмы за убийство.

слепой ребенок (кадр из фильма "Анатомия падения"
слепой ребенок (кадр из фильма "Анатомия падения"

Муж ее ненавидит за силу и невиновность в том, в чем он виновен. Она его ненавидит за слабость, за то что чары его перестали действовать на нее.
Он говорит мы живем по твоим правилам, она заходится от возмущения да я приехала в эту глушь за тобой как жена, чтобы ты мог работать, какие еще мои правила.
А он не может объяснить, что она собой искривляет пространство под себя. А сама она не видит.
А слепой ребенок уходит в лес с собакой всякий раз когда они ругаются - чтобы еще и не слышать.

Это кино какого-то нового уровня честности. Анатомия брака - прозекторская совершенно. Брак умер, да здравствует брак.

И эта актриса - задохнуться просто можно какая: забываешь что ты кино смотришь, полная погруженность в историю, в героиню эту - вроде бы хорошую бабу-с-яйцами, резонную, рациональную, успешную, замужем за невротичным талантливым лузером.
И вроде сочувствуешь ей. Но что-то мешает, мешает как камушек в сандалии.

Это очень странное кино - без красивых лиц, без красивых видов, но глаз не отвести от экрана.
Экран имеет значение - смотреть надо в кинотеатре, будет катарсис. Это ж еще и детектив. И кто убийца - не понять до самого конца. Да и то.
Это кино мог бы снять Триер, будь он женщиной, и знай о себе такое, что лучше не знать.

Фильм "Анатомия падения". Победитель Каннского кинофестиваля, все дела.

Мировая премьера почти совпадает с российской, у нас в кинотеатрах с 19 октября. Это надо видеть.