Блогер Егор Зырянов комментирует в своем телеграм-канале ролик Михаила Пожарского о проблемах и видах национализма:
«Само видео, если кратко, посвящено плюсам и минусам разных подходов к национальной идентичности, где наименее конфликтным оказывается с точки зрения автора тот, в котором нацбилдинг происходит посредством культурных практик и эмоциональной связи. Вроде способности считывать общие мемы, понимать других членов сообщества с полуслова – и прочие радости интегрированности в комьюнити, которое мы не выбирали – по аналогии с семьей.
Мне кажется, тут скрыт интересный момент – подобная концептуализация во многом ближе к более архаичным формам строительства коллективной идентичности, вроде средневекового корпоративизма, нежели к более привычным формам национализма, ставящем во главу угла единый общественный договор или, скажем, общую территорию. Тут можно провести аналогию с градостроительством – системы “свой-чужой” модерна прямы и понятны, будто нарезанный на строгие геометрические фигуры Париж барона Османа, в то время, как попытка разобраться, кто кому должен хранить верность в городе средневековом, больше похожа на типичный для старых европейских городов лабиринт с миллионом тупиков. Гильдии, семьи, Церковь, феодалы – чем децентрализованнее власть, тем сложнее система юрисдикций и тем тяжелее определять “своих” и “чужих” <…>.
В современном мире действительно зачастую оказывается проще найти эмоционально и культурно родственные тебе группы людей за пределами границ своего национального государства, спасибо интернету. Всевозможные фэндомы, <…> политические движухи, международные деловые эвенты и сообщества, религия, наконец. Кроме того, такие вещи как, скажем, схожий уровень потребления может объединять сильнее, чем общие географические корни. Одним из немногих инструментов общественной самоидентификации, которые остаются довольно сильно, скажем так, чувствительными к смене региона, остается язык. И мне, кстати, это кажется более весомым, чем может показаться, поскольку язык – не только способ передачи информации, но еще и мощный источник культурного бэкграунда.
И тем не менее, кажется, что в наши дни часть населения планеты вполне себе уверенно возвращается к более сложным конструктам идентичности, нежели привычное соотнесение себя с сообществом на территории национального государства. В конце-концов, культурная и эмоциональная близость – не только про общие мемы и художественную-культуру, но и про другие практики. Если вам приходиться вести бизнес и платить налоги в одной стране, жить (говорить на языке и общаться с местными) – в другой, а родились вы в третьей, то с вероятностью ваш майндсет в некотором смысле будет ближе к ганзейскому купцу 14-го века, чем к бойцу французского Сопротивления середины прошлого века».