В полете над Атлантическим океаном у самолета Airbus A330 один за другим отказали оба двигателя. Худшего удалось избежать чудом, а инцидент вошел в историю как самое долгое планирование на реактивном самолете.
Не распознали первые признаки серьезной неисправности
24 августа 2001 года самолет Airbus A330, на борту которого находилось 306 человек, включая экипаж, направлялся из Торонто в Лиссабон. Перед вылетом в топливные баки залили почти на 5 тонн больше горючего, чем требовалось, чтобы добраться до места назначения, на случай возникновения нештатной ситуации.
Из аэропорта Торонто лайнер вылетел в 00:52, а через некоторое время диспетчер отклонил намеченный курс на 100 км южнее с целью разгрузки воздушной трассы. Спустя почти 5 часов полёта бортовой компьютер и звуковая сигнализация предупредили экипаж о низкой температуре и высоком давлении масла в правом двигателе. Экипаж предположил, что произошёл сбой в работе датчиков и обратился к технической службе, однако пилотам предложили лишь дальше наблюдать за ситуацией.
Через некоторое время пилоты снова получили сигнал компьютера, но на этот раз о неравном распределении топлива в баках. С целью выравнивания поперечной центровки самолета было принято решение перекачать часть топлива из левого крыльевого бака в правый. Есть ли в действительности утечка топлива, попыталась проверить стюардесса через иллюминатор.
Планер над Атлантическим океаном
Несмотря на то, что утечки замечено не было, экипаж принял решение приземлиться на ближайшей авиабазе. Лайнер пролетал над Атлантическим океаном, до базы оставалось более 200 км, и именно в тот момент топливо в правом баке закончилось и правый двигатель остановился. Тогда пилоты поняли, что утечка топлива всё же есть и немедленно остановили перекачку горючего из левого бака. Однако через 13 минут заглох и левый двигатель, поскольку в левом баке топливо тоже закончилось.
Так, на высоте более 10500 м из-за отказа обоих двигателей в самолете перестали функционировать главные электрогенераторы. Обесточенной оказалась и система, управляющая закрылками и воздушными тормозами. Включившаяся сразу после остановки двигателей аварийная турбина положения не спасала. Без двигателей каждые 5 километров самолет снижался на 300 метров.
«Я увидел, как стюардессы принесли спасательные жилеты. Это был дурной знак. Я понял, что происходит что-то очень серьезное», — публикует avia.pro воспоминания одного из пассажиров.
Спасло отклонение от маршрута
Приближаясь к авиабазе, командир совершил несколько поворотов по курсу, чтобы снизить скорость, но она оставалась высокой. Так, на скорости 370 км/ч самолет коснулся ВПП. Из-за примененного экстренного торможения почти все шины самолета лопнули, при этом в результате такой посадки не пострадал ни один человек.
Правда, пострадавшие появились, когда пассажиры в панике спешили покинуть лайнер уже после его остановки, но и те травмы были не серьёзнее легких ушибов. Удачной посадке поспособствовало отклонение от маршрута на несколько километров, благодаря чему самолет смог дотянуть до авиабазы в режиме пассивного полета.
Причина аварии
При расследовании причин аварии было установлено, что за несколько дней до этого рейса на самолете был заменен правый двигатель. При этом новый двигатель не был укомплектован гидравлическим насосом, и его пришлось поставить от старого двигателя. Место крепления насоса на новом двигателе не было идентично старой версии двигателя, поэтому шланги топливной и гидравлической систем стали соприкасаться. В результате их трения друг об друга топливный шланг лопнул.
О том, что шланги не подходили к новому двигателю, главный механик знал и сообщил об этом руководству авиакомпании, однако эта информация была проигнорирована. В итоге, авиакомпания была оштрафована на крупную сумму, а пилоты получили премию «За самое длинное в истории планирование».
🚫Мы много сил вкладываем в качество статей, поддержите нас лайком и подпиской если вам это нравится.
Предлагаем прочитать:
Материал создан при поддержке проекта SFERA