Орнамент – вид искусства, представляющий собой узор, состоящий из повторяющихся геометрических и растительных элементов. Этот вид искусства появился на заре человеческой истории. Он занимал и до сих пор занимает важное место в исламской культуре, получив широкое распространение на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и в североафриканском регионе.
Орнамент обрёл популярность и развитие на территориях, где доминировал ислам, не просто так. Причиной этому послужил ряд религиозных, культурных и исторических факторов.
Во-первых, ключевую роль сыграл исламский запрет на изображение живых существ. В то время как в Коране данный вопрос едва ли затрагивается, в сунне пророка встречаются запреты на изображение людей и животных. Так, в одном из пророческих преданий говорится о том, что наихудшему наказанию в Судный день подвергнутся люди, которые создают живые изображения. В другом хадисе передается, что ангелы не входят в те дома, в которых есть изображения живых существ. Появление запрета, скорее всего, связано с попыткой пресечь возможность возврата к идолопоклонничеству и многобожию. Но общий запрет на изображение живых существ послужил мощным толчком для развития орнамента, с помощью которого мусульманские художники могли дать выход своему творчеству, не подвергаясь при этом какому-либо порицанию.
Во-вторых, ислам зародился на территории, которая находилась между двумя великими и могущественными империями тех времен - Византийской и Персидской, поэтому нельзя отрицать, что исламское искусство с момента своего появления формировалось на стыке нескольких культур. Вследствие завоевания мусульманами территорий, ранее принадлежавших Византии и Сасанидскому Ирану, художникам удалось перенять ряд базовых форм и элементов, которые были характерны для искусства покоренных народов. На их основе появлялись уже новые воплощения исламской эстетики. Например, особенности византийского орнамента - это утонченность и пышность, замысловатость и сложность. В искусстве Византии декоративные мотивы переплетались, словно сетка. Эти отличительные черты прослеживаются и в мусульманских арабесках.
В-третьих, орнамент в исламской культуре часто приобретал сакральное значение. Бог, с точки зрения мусульманской доктрины, - первопричина, начало всего сущего, единственный властитель мира. Но при этом, как было сказано, в исламе изображение Бога находится под строжайшим запретом и является великим грехом, поэтому, чтобы передать идею божественного начала в мире, его представляли в виде расположенной в центре рисунка точки или пустоты. Такой узор символично изображает отношение между Богом и его творением. При этом идея бесподобного Творца передается через пустоту или точку в центре орнамента, а расходящиеся от нее узоры символизируют сотворенный мир. По мере развития суфизма, среди мусульман появлялись такие идеи, как сулюк (путь духовного очищения), вечное познание Бога, иллюзорность мира (реален лишь Бог, Он - Истина) и т.д. Данные концепции оказали существенное влияние на развитие орнамента, который стал для суфиев «метафорическим образом мироздания». Все больше в узорах появлялись спирали, изгибы, заменяя привычные геометрические формы и строгие прямые линии. Начинает распространяться растительный орнамент. Спираль шла от края к центру, символизируя вечный путь к познанию Бога. Возможно также, что эти элементы символизировали кружения в суфийских танцах (ракс).
Можно сделать вывод, что значимость орнамента в мусульманском искусстве обусловлена рядом факторов. Совокупность вышеуказанных причин привела к разнообразию орнамента и его роли в мусульманском мире.
Литература:
Аль-Ашари. Введение в акыду. [Электронный ресурс] 2017. URL: http://darulfikr.ru/articles/vvedenie-v-akydu-urok-4/
Аль-Бухари. Сахих [Электронный ресурс] URL: https://sunnah.com/bukhari
Гарифуллин И. Сакральные смыслы исламского орнамента. [Электронный ресурс] 2015. URL: https://islam-today.ru/obsestvo/obrazovanie/sakralnye-smysly-islamskogo-ornamenta/
Муслим. Сахих [Электронный ресурс] URL: https://sunnah.com/muslim
Лаврова В. Византийский орнамент. [Электронный ресурс]. URL: http://ornament.rode.land/istoriya-ornamenta/8-vizantijskij-ornament-chast-i.html
Лаврова В. Орнамент в Арабо - мусульманском мире. [Электронный ресурс]. URL: http://ornament.rode.land/istoriya-ornamenta/6-ornament-v-arabo-musulmanskom-mire.html
Geometric Design in Islamic Art. [Электронный ресурс] URL:https://www.metmuseum.org/learn/educators/curriculum-resources/art-of-the-islamic-world/~/media/Files/Learn/For%20Educators/Publications%20for%20Educators/Islamic%20Teacher%20Resource/Unit3.pdf
Muhammad ibn Adam. Question №5611. [Электронный ресурс] 2006. URL: http://www.daruliftaa.com/node/5611?txt_QuestionID=
Возможно вам будут интересны следующие статьи: