Постоянно путаешься в литературных направлениях? Тогда эта статья для тебя!
С термином “литературное направление” мы сталкиваемся еще в средней школе, когда учимся классифицировать произведения по разным признакам: начиная от системы персонажей и заканчивая средствами художественной выразительности. На самом же деле все намного проще, ведь в основе каждого направления лежат не формальные черты, а духовные принципы, которым следуют авторы. Так во что же верили, например, романтики, и в чем они не сошлись с классицистами?
- Классицизм
Начнем с самого начала. Еще со времен Древней Греции авторы причисляли себя к разным литературным группам, но первым крупным направлением принято считать классицизм. Он зародился в конце XVII века и предполагал возвращение к античным истокам. Дело в том, что до этого в искусстве процветало “сложное” барокко и люди, уставшие от двояких смыслов, стали обращаться к простым идеалам прошлого. Именно поэтому в классицизме все лежит на поверхности:
- есть четкое разделение героев на положительных и отрицательных (да-да, без этой вашей «противоречивости характеров и диалектики души»).
- в финале порок всегда наказан, а справедливость торжествует (произведения классицизма поучают читателя, навязывая ему мораль).
- культ разума берет верх над чувствами. Герои, которые отдают предпочтение страстям, жестоко наказываются. Именно поэтому, например, Федра в одноименной поэме Расина заканчивает жизнь самоубийством.
Источник фото: https://clck.ru/365r7S
- Сентиментализм
Это направление появилось чуть позже – в конце XVIII века – и превратилось в оппозицию классицизму. Сентименталисты, напротив, на первое место ставят душевный мир и верят в то, что самый большой интерес представляют переживания простого человека. Отсюда:
- утверждается культ чувства (вспомним “Бедную Лизу” Карамзина, она отказывается от рациональности).
- вплетаются исповедальные мотивы (которые особенно ярко выражены в таком жанре поэзии, как элегия).
- особое внимание уделяется общечеловеческим ценностям (у верности, любви и дружбы появляется вес).
- авторы с радостью отказываются от воспевания великих людей и обращаются к народу.
Источник фото: https://clck.ru/365r8w
- Романтизм
Будь романтизм человеком, он бы наверняка неплохо поладил с сентиментализмом. Но, несмотря на то что романтики тоже сфокусированы на внутреннем мире героя, их произведения намного сложнее сентименталистских. Романтизм – это про отказ от посредственного мира, про терзания ярких личностей, про значимость творческого процесса. В связи с этим:
- в произведения вплетается двоемирие. Пример – полуфантастические “Петербургские повести” Гоголя, в которых то портрет оживает, то нос по Невскому проспекту расхаживает.
- исключительные герои гибнут в обыкновенных обстоятельствах. Например, Мцыри Лермонтова.
- на первый план выходит природа и ее взаимодействие с человеком.
Источник фото: https://clck.ru/365r8B
- Реализм
К реализму писатели пришли, когда начали верить в то, что достойное произведение обязательно должно быть правдивым. А произошло это в XIX веке, потому что все были заняты общественно-политическими проблемами. С реализмом все, к счастью, предельно ясно:
- авторы прибегают к типизации героев. Например, в “Обломове” Гончарова в комнате Ильи собираются все типы современного общества.
- детали быта становятся способом характеристики персонажей (поэтому Тургенев так тщательно описывает обстановку в доме у Кирсановых).
- действительность изображается в развитии. При этом психологически герои могут как эволюционировать, так и деградировать.
Источник фото: https://clck.ru/365r9R
- Модернизм
Пожалуй, самое молодое направление, сформированное в ХХ веке (дальше только актуальный для нас постмодернизм и не очень актуальный соцреализм). Приверженцы модернизма опирались на особенности восприятия отдельного человека, они буквально пытались отказаться от сознания и залезть в подсознание. В результате в этом направлении:
- активно используются новаторские приемы для выхода за рамки (одна только лесенка Маяковского чего стоит!)
- прошлое, настоящее и будущее преломляются, время сбивается, как в “Превращении” Кафки: герою кажется, что он пережил всего один миг, хотя прошло несколько месяцев
- изображаются не вещи, а идеи
Модернисты верили, что существование кратко и хрупко, поэтому пытались увековечить каждое мгновение уникальным образом.
Источник фото: https://clck.ru/365r9z
Несмотря на разность литературных направлений, все они построены на философских убеждениях. Тогда, может быть, изучать направления – это все равно что смотреть на мир с отличных друг от друга перспектив, которые в итоге сходятся в одной точке?