Найти тему

Москва, МГУ, 70-е... Часть 5

Оглавление
С сайта Летопись Московского университета
С сайта Летопись Московского университета

С этим высказыванием ректора МГУ В.Садовничего не могу не согласиться, он тоже мехматянин!

Еще несколько штрихов к моей студенческой жизни, для полноты картины.

Стройотряды

Тема популярная, во многих ВУЗах. В МГУ — так особенно на физфаке, все-таки первый стройотряд был оттуда. На мехмате к стройотрядам относились без фанатизма, не физфак, однако. В мое время после первого курса необходимо было либо отработать месяц на строительстве «нового» здания, теперь - это корпус №1, либо поехать в стройотряд. На следующих курсах стройотряд — дело полностью добровольное, никакой обязаловки. Я стройотрядил только один раз. По моей оценке регулярно, т.е. каждый год за время обучения в стройотряд ездили процентов 20-25 мехматян. И им, безусловно, нравилось. Надо сказать, что не только заработок привлекал. Математики — в большинстве интроверты, работа в стройотрядах позволяла получше познакомиться и сохранить контакты на всю жизнь. Вот мои однокурсники через 50 (!) лет даже книгу издали.

Стройотряд "Пилигрим"
Стройотряд "Пилигрим"

«Бойцам» стройотрядов выдавали простенькую форму защитного цвета, на куртку пришивали различные шевроны: название ВУЗа, год, отряд, область, где работали. За несколько лет набиралась отличная коллекция. Эту форму все студенты-стройотрядовцы с гордостью носили. Правда, были и смешные, даже курьезные случаи. Как-то в подмосковной (не глухой сибирской!) деревне у нашего стройотрядовца спросили: «МГУ — это московское городское училище, так? А чему там учат?». Можете себе представить, какой это холодный душ для студента МГУ!

Пятый курс, «производственная» практика.

На последнем, пятом курсе лекций и семинаров было очень мало, отводилось время для производственной практики, за которую тоже ставили оценку, она шла в диплом. На мехмате было много предложений от разных организаций, с деньгами, половина или четверть ставки. В то время практически невозможно было студенту (под)работать по специальности до окончания ВУЗа, плюс это был способ для работодателей познакомиться с будущими выпускниками, посылать ли заявку на работника. Но можно было пройти практику и на самом мехмате: выбрать руководство студентами-первокурсниками. Это засчитывалось за производственную практику, и высоко оценивалось. Предлагали руководство, конечно, только тем пятикурсникам, у кого были стабильно высокие оценки. Предложили и мне. У меня получилось совсем хорошо: когда нас, нескольких пятикурсников, представили первокурсникам, мы, заранее договорившись между собой, предложили, чтобы «малолетки» сами выбрали себе «наставников». И как замечательно сработало в моем случае! Во время семестра, они меня по сути не беспокоили. Я им назначал еженедельные встречи — вот и все. И то не всегда все приходили. И, главное, все мои подопечные без всяких проблем сдали сессию. К слову, одновременно я еще устроился на практику в пару организаций, деньги небольшие, но и делать практически ничего не требовалось. Так что справку о прохождении практики для диплома с оценкой «отлично» я получил в трех местах. Какую-то одну отнес в деканат.

Распределение

Важное дело, определяется дальнейшая судьба. Ну, кроме тех, кого оставляли в аспирантуре. Да, им надо было сдать экзамены, но сдавали все. Так что с их судьбой на ближайшие 3 года была полная ясность. А вот у остальных — время важных решений. Конечно, многие, в особенности москвичи, заранее озаботились о будущем месте работы. Выпускников мехмата ждали во многих НИИ и ВУЗах, но в случае московских организаций (а после пяти лет веселой жизни в Москве, кто не хотел остаться?!) была проблема московской прописки. Ее не предоставляли в 99% случаев, были исключения, конечно, но уж совсем исключительные. Таким, как я с подмосковной пропиской тоже можно было устроиться, считалось, что человек может каждый день приезжать на работу с места жительства. К слову, часто так и было, люди ездили в Москву из Подмосковья, тратя на дорогу ежедневно 3-4 часа. Я выбрал такой НИИ, где в этот момент вся работа проходила на подмосковном объекте, что решало сразу несколько вопросов: с жильем, можно было жить там же рядом в гостинице (более похожем на общежитие) и не ездить каждый день из моего родного города, и с деньгами, т.к. помимо зарплаты платили еще и командировочные, а ввиду важности темы еще и премии. По факту получалось два оклада. Неплохо для вчерашнего студента!

Единственный минус — хотя я поработал в этом НИИ всего 3 года, меня не выпускали за границу еще 5 лет.

Никакой обязаловки при распределении не было, каждый мог выбрать из нескольких вариантов. Кто-то возвращался в свой родной город, мехматяне требовались везде, например, как преподаватели высшей математики в ВУЗах. Другие мои однокурсники, не москвичи, выбирали распределение в закрытые города Арзамас-16, Шевченко. Зарплаты там были высокие, да и с жильем помогали. Многие в Арзамасе-16 так и остались.

В качестве заключения.

Один интересный случай и финальные размышления «Из песни слова не выкинешь...»

В то время интернета не было, поэтому проверить какую-либо информацию было сложно.

Когда я первый раз, еще в школе, увидел в какой-то книге или журнале фразу: будем использовать «метод проф. Шуры-Буры», решил, что это иносказательно, что-то типа метод «тяп-ляп». И тут смотрю на втором курсе лекции по программированию нам будет читать профессор Шура-Бура! Кстати, замечательный лектор, безусловно знающий предмет и с юмором. До сих пор помню: «Ну, как вам объяснить, как работает память ЭВМ? Как девичья, новая информация затирает старую. Навсегда.»

А вот впечатления от студенческой жизни ничем не затерты, на всю жизнь.

Старинная студенческая песня

На этих строчках, наверное, стоит остановиться подробнее. Как мы все, будучи студентами, самозабвенно, с выражением пели и слушали: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке», «не нас калач ржаной поманит»! Что сказать? Если в 70-80-ые так или иначе в это можно было поверить (и то не всегда), то в лихие (или как некоторые говорят «прикольные») 90-ые всё обаяние этих фраз рассыпалось. Калач ржаной поманил сильно... Понятно, что есть и оправдание, в значительной степени справедливое, вспомните, что творилось во время «катастройки» и сразу после. Во многих случаях речь шла если и не напрямую о физическом выживании научных сотрудников и преподавателей (а 90% мехматян именно этим зарабатывали на жизнь), то весьма близко к этому. Например, мой друг, в тот момент преподаватель МАИ, какое-то время приторговывал разной мелочью на стихийных рынках.

На 90-ые приходится и основной отток моих сокурсников за границу. И в этом случае, ясно, что в основном евреев, у многих были родственники там, легче можно было устроиться. В некоторых случаях — знаю доподлинно от своих друзей — поехали буквально за «ржаным» калачом (не за устрицами!), чтобы убежать от полного развала науки, который творился в России. Первое время многим несладко пришлось на чужбине, хотя в конце концов все устроились.

Но конечно, были и такие, которые осмысленно уезжали, почувствовав запах «настоящих» денег. Советская математическая школа, естественно, включая программирование, всегда очень высоко котировалась на Западе, прежде всего в США, так что возможности реально заработать (дом в Калифорнии с бассейном и видом на океан, пара машин на семью и пр.) — были. Что ж не воспользоваться? Конечно, получилось не у всех, как всегда и везде, успех — дело штучное, таких случаев по моей практике единицы, может быть десятки, но не сотни. А в массе своей уехавшие живут сейчас не лучше и не хуже, чем оставшиеся в России, многие бы и вернулись, да 20-30 лет жизни прошло, осели. Хотя есть и вернувшиеся, некоторые из них были очень успешные там. Жизнь многообразна... И каждый выбрал свой путь.

И завершая тему, да, пожалуй и публикации про жизнь в МГУ, приведу свои стихи к юбилею моего мехматского друга:

-3

Мои предыдущие публикации на эту тему:

Москва, МГУ, 70-е...
Размышления по поводу и без28 апреля 2021
Москва, МГУ, 70-е... Часть 4
Размышления по поводу и без12 мая 2021