С этим высказыванием ректора МГУ В.Садовничего не могу не согласиться, он тоже мехматянин!
Еще несколько штрихов к моей студенческой жизни, для полноты картины.
Стройотряды
Тема популярная, во многих ВУЗах. В МГУ — так особенно на физфаке, все-таки первый стройотряд был оттуда. На мехмате к стройотрядам относились без фанатизма, не физфак, однако. В мое время после первого курса необходимо было либо отработать месяц на строительстве «нового» здания, теперь - это корпус №1, либо поехать в стройотряд. На следующих курсах стройотряд — дело полностью добровольное, никакой обязаловки. Я стройотрядил только один раз. По моей оценке регулярно, т.е. каждый год за время обучения в стройотряд ездили процентов 20-25 мехматян. И им, безусловно, нравилось. Надо сказать, что не только заработок привлекал. Математики — в большинстве интроверты, работа в стройотрядах позволяла получше познакомиться и сохранить контакты на всю жизнь. Вот мои однокурсники через 50 (!) лет даже книгу издали.
«Бойцам» стройотрядов выдавали простенькую форму защитного цвета, на куртку пришивали различные шевроны: название ВУЗа, год, отряд, область, где работали. За несколько лет набиралась отличная коллекция. Эту форму все студенты-стройотрядовцы с гордостью носили. Правда, были и смешные, даже курьезные случаи. Как-то в подмосковной (не глухой сибирской!) деревне у нашего стройотрядовца спросили: «МГУ — это московское городское училище, так? А чему там учат?». Можете себе представить, какой это холодный душ для студента МГУ!
Пятый курс, «производственная» практика.
На последнем, пятом курсе лекций и семинаров было очень мало, отводилось время для производственной практики, за которую тоже ставили оценку, она шла в диплом. На мехмате было много предложений от разных организаций, с деньгами, половина или четверть ставки. В то время практически невозможно было студенту (под)работать по специальности до окончания ВУЗа, плюс это был способ для работодателей познакомиться с будущими выпускниками, посылать ли заявку на работника. Но можно было пройти практику и на самом мехмате: выбрать руководство студентами-первокурсниками. Это засчитывалось за производственную практику, и высоко оценивалось. Предлагали руководство, конечно, только тем пятикурсникам, у кого были стабильно высокие оценки. Предложили и мне. У меня получилось совсем хорошо: когда нас, нескольких пятикурсников, представили первокурсникам, мы, заранее договорившись между собой, предложили, чтобы «малолетки» сами выбрали себе «наставников». И как замечательно сработало в моем случае! Во время семестра, они меня по сути не беспокоили. Я им назначал еженедельные встречи — вот и все. И то не всегда все приходили. И, главное, все мои подопечные без всяких проблем сдали сессию. К слову, одновременно я еще устроился на практику в пару организаций, деньги небольшие, но и делать практически ничего не требовалось. Так что справку о прохождении практики для диплома с оценкой «отлично» я получил в трех местах. Какую-то одну отнес в деканат.
Распределение
Важное дело, определяется дальнейшая судьба. Ну, кроме тех, кого оставляли в аспирантуре. Да, им надо было сдать экзамены, но сдавали все. Так что с их судьбой на ближайшие 3 года была полная ясность. А вот у остальных — время важных решений. Конечно, многие, в особенности москвичи, заранее озаботились о будущем месте работы. Выпускников мехмата ждали во многих НИИ и ВУЗах, но в случае московских организаций (а после пяти лет веселой жизни в Москве, кто не хотел остаться?!) была проблема московской прописки. Ее не предоставляли в 99% случаев, были исключения, конечно, но уж совсем исключительные. Таким, как я с подмосковной пропиской тоже можно было устроиться, считалось, что человек может каждый день приезжать на работу с места жительства. К слову, часто так и было, люди ездили в Москву из Подмосковья, тратя на дорогу ежедневно 3-4 часа. Я выбрал такой НИИ, где в этот момент вся работа проходила на подмосковном объекте, что решало сразу несколько вопросов: с жильем, можно было жить там же рядом в гостинице (более похожем на общежитие) и не ездить каждый день из моего родного города, и с деньгами, т.к. помимо зарплаты платили еще и командировочные, а ввиду важности темы еще и премии. По факту получалось два оклада. Неплохо для вчерашнего студента!
Единственный минус — хотя я поработал в этом НИИ всего 3 года, меня не выпускали за границу еще 5 лет.
Никакой обязаловки при распределении не было, каждый мог выбрать из нескольких вариантов. Кто-то возвращался в свой родной город, мехматяне требовались везде, например, как преподаватели высшей математики в ВУЗах. Другие мои однокурсники, не москвичи, выбирали распределение в закрытые города Арзамас-16, Шевченко. Зарплаты там были высокие, да и с жильем помогали. Многие в Арзамасе-16 так и остались.
В качестве заключения.
Один интересный случай и финальные размышления «Из песни слова не выкинешь...»
В то время интернета не было, поэтому проверить какую-либо информацию было сложно.
Когда я первый раз, еще в школе, увидел в какой-то книге или журнале фразу: будем использовать «метод проф. Шуры-Буры», решил, что это иносказательно, что-то типа метод «тяп-ляп». И тут смотрю на втором курсе лекции по программированию нам будет читать профессор Шура-Бура! Кстати, замечательный лектор, безусловно знающий предмет и с юмором. До сих пор помню: «Ну, как вам объяснить, как работает память ЭВМ? Как девичья, новая информация затирает старую. Навсегда.»
А вот впечатления от студенческой жизни ничем не затерты, на всю жизнь.
Старинная студенческая песня
На этих строчках, наверное, стоит остановиться подробнее. Как мы все, будучи студентами, самозабвенно, с выражением пели и слушали: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке», «не нас калач ржаной поманит»! Что сказать? Если в 70-80-ые так или иначе в это можно было поверить (и то не всегда), то в лихие (или как некоторые говорят «прикольные») 90-ые всё обаяние этих фраз рассыпалось. Калач ржаной поманил сильно... Понятно, что есть и оправдание, в значительной степени справедливое, вспомните, что творилось во время «катастройки» и сразу после. Во многих случаях речь шла если и не напрямую о физическом выживании научных сотрудников и преподавателей (а 90% мехматян именно этим зарабатывали на жизнь), то весьма близко к этому. Например, мой друг, в тот момент преподаватель МАИ, какое-то время приторговывал разной мелочью на стихийных рынках.
На 90-ые приходится и основной отток моих сокурсников за границу. И в этом случае, ясно, что в основном евреев, у многих были родственники там, легче можно было устроиться. В некоторых случаях — знаю доподлинно от своих друзей — поехали буквально за «ржаным» калачом (не за устрицами!), чтобы убежать от полного развала науки, который творился в России. Первое время многим несладко пришлось на чужбине, хотя в конце концов все устроились.
Но конечно, были и такие, которые осмысленно уезжали, почувствовав запах «настоящих» денег. Советская математическая школа, естественно, включая программирование, всегда очень высоко котировалась на Западе, прежде всего в США, так что возможности реально заработать (дом в Калифорнии с бассейном и видом на океан, пара машин на семью и пр.) — были. Что ж не воспользоваться? Конечно, получилось не у всех, как всегда и везде, успех — дело штучное, таких случаев по моей практике единицы, может быть десятки, но не сотни. А в массе своей уехавшие живут сейчас не лучше и не хуже, чем оставшиеся в России, многие бы и вернулись, да 20-30 лет жизни прошло, осели. Хотя есть и вернувшиеся, некоторые из них были очень успешные там. Жизнь многообразна... И каждый выбрал свой путь.
И завершая тему, да, пожалуй и публикации про жизнь в МГУ, приведу свои стихи к юбилею моего мехматского друга:
Мои предыдущие публикации на эту тему: