Два имени .
В детстве Валентина Серова мама называла Тошей -Антоном . Для ближайших друзей он останется «Антоном» до конца жизни. Вот что писал Илья Репин в письме Василию Поленову: «Какой молодец Антон! Как он рисует! Талант, да и выдержка, чертовские!.. Антон да еще Врубель - вот тоже таланты. Сколько любви и чувства изящного! Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь это золотая!!!».
Две клички.
Большое место в жизни Серова занимала старинная подмосковная усадьба Абрамцево.В 1870 году ее владельцем стал промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов. В гостеприимном абрамцевском доме царила творческая атмосфера. Мамонтов привлекал талантливых людей: композиторов, артистов, писателей, художников. Часто художники работали над декорациями и костюмами для постановок созданной им «Частной оперы.»
Рядом с мастерами старшего поколения Виктором Васнецовым и Василием Поленовым в ней участвовали молодые художники Исаак Левитан и Константин Коровин. С ними сдружился и Валентин Серов. Особенно с Коровиным. Мамонтов даже дал им клички: «Коров и Серовин».
Иллюстрации.
Серов создал целую серию иллюстраций к басням Ивана Крылова. Полностью сохраняя «звериную» природу животных, он наделял их типичными человеческими чертами.
Кровавое Воскресенье.
9 января 1905 года , в Воскресенье, которое потом назовут «Кровавым», «из окон Академии художеств он был случайным зрителем страшной стрельбы в толпу на Пятой линии Васильевского острова. Атака казаков на безоружный народ произошла перед его глазами: он слышал вы-стрелы, видел убитых... С тех пор даже его милый характер круто изменился: он стал угрюм, резок, вспыльчив и нетерпим; особенно удивили всех его крайние политические убеждения, появившиеся у него как-то вдруг»,
- писал в воспоминаниях о Серое Илья Репин.
Видя из окон Академии расстрел народной толпы, Серов решительно осудил действия великого князя Владимира Александровича,который был тогда президентом Академии художеств и одновременно командующим войсками Петербургского округа, который дал приказ о расстреле участников манифестации. Далее представлен текст,который Серов и Василий Поленов составили и отослали в Академию : «В Собрание Императорской Академии Художеств.
Мрачно отозвались в сердцах наших страшные события 9 января. некоторые из нас были свидетелями, как на улицах Петербурга убивали беззащитных людей, и в памяти нашей запечатлена картина этого кровавого ужаса. Мы,художники, глубоко скорбим, что лицо, имеющее высшее руководство над этими войсками, проливавшими братскую кровь, в то же время стоит во главе Академии Художеств, назначение которой - вносить в жизнь идеи гуманности и высших идеалов».
Но это письмо даже не было зачитано на собрании Академии. Вскоре после этого Серов вышел из состава членов Академии Художеств.
«Валентин Серов» В. Розенвассер, научно-популярная серия «Новое в жизни,науке,технике», серия «Искусство», издательство «Знание», Москва, 1990 год.