Найти тему

Два имени и кличка Валентина Серова. И почему у него резко изменился характер, и он покинул Академию.

Два имени .

В детстве Валентина Серова мама называла Тошей -Антоном . Для ближайших друзей он останется «Антоном» до конца жизни. Вот что писал Илья Репин в письме Василию Поленову: «Какой молодец Антон! Как он рисует! Талант, да и выдержка, чертовские!.. Антон да еще Врубель - вот тоже таланты. Сколько любви и чувства изящного! Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь это золотая!!!».

Автопортрет В.Серова
Автопортрет В.Серова

Две клички.

Большое место в жизни Серова занимала старинная подмосковная усадьба Абрамцево.В 1870 году ее владельцем стал промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов. В гостеприимном абрамцевском доме царила творческая атмосфера. Мамонтов привлекал талантливых людей: композиторов, артистов, писателей, художников. Часто художники работали над декорациями и костюмами для постановок созданной им «Частной оперы.»

«Портрет К.Коровина» В.Серов.
«Портрет К.Коровина» В.Серов.

Рядом с мастерами старшего поколения Виктором Васнецовым и Василием Поленовым в ней участвовали молодые художники Исаак Левитан и Константин Коровин. С ними сдружился и Валентин Серов. Особенно с Коровиным. Мамонтов даже дал им клички: «Коров и Серовин».

Иллюстрации.

Серов создал целую серию иллюстраций к басням Ивана Крылова. Полностью сохраняя «звериную» природу животных, он наделял их типичными человеческими чертами.

«Волк и журавль»
«Волк и журавль»

Кровавое Воскресенье.

9 января 1905 года , в Воскресенье, которое потом назовут «Кровавым», «из окон Академии художеств он был случайным зрителем страшной стрельбы в толпу на Пятой линии Васильевского острова. Атака казаков на безоружный народ произошла перед его глазами: он слышал вы-стрелы, видел убитых... С тех пор даже его милый характер круто изменился: он стал угрюм, резок, вспыльчив и нетерпим; особенно удивили всех его крайние политические убеждения, появившиеся у него как-то вдруг»,

- писал в воспоминаниях о Серое Илья Репин.

Видя из окон Академии расстрел народной толпы, Серов решительно осудил действия великого князя Владимира Александровича,который был тогда президентом Академии художеств и одновременно командующим войсками Петербургского округа, который дал приказ о расстреле участников манифестации. Далее представлен текст,который Серов и Василий Поленов составили и отослали в Академию : «В Собрание Императорской Академии Художеств.

Мрачно отозвались в сердцах наших страшные события 9 января. некоторые из нас были свидетелями, как на улицах Петербурга убивали беззащитных людей, и в памяти нашей запечатлена картина этого кровавого ужаса. Мы,художники, глубоко скорбим, что лицо, имеющее высшее руководство над этими войсками, проливавшими братскую кровь, в то же время стоит во главе Академии Художеств, назначение которой - вносить в жизнь идеи гуманности и высших идеалов».

«После усмирения»  карикатура Серова. Серию социальных карикатур Серов нарисовал непосредственно после этих страшных событий.
«После усмирения» карикатура Серова. Серию социальных карикатур Серов нарисовал непосредственно после этих страшных событий.

Но это письмо даже не было зачитано на собрании Академии. Вскоре после этого Серов вышел из состава членов Академии Художеств.

-5

«Валентин Серов» В. Розенвассер, научно-популярная серия «Новое в жизни,науке,технике», серия «Искусство», издательство «Знание», Москва, 1990 год.