В первой части мы говорили о первой модернизации парохода. Рассматривали котельную, двигательный отсек, электростанцию, мастерскую, усовершенствованный привод руля.
Первая часть ⬇️
В такой комплектации пароход проработал до начала 70-х годов. Вмешался прогресс: ядерная энергетика внедрялась везде и всюду. И если дизель-электроход тягаться с атомоходом ещё мог, то паровому котлу против реактора не оставалось ничего, кроме как сказать "я сдаюсь".
"Красин" покинул ледокольный флот в 1972 году. Уже тогда у него была возможность стать музейным экспонатом. Либо же отправиться на иголки. Из двух вариантов выбрали третий: отправить его снова работать во льдах.
И его снова переделали. Демонтировали два из трёх двигателей, а взамен установили два трёхфазных турбогенератора, способные обеспечивать электричеством лагерь полярников в длительных экспедициях.
Из ледокола "Красин" стал научно-исследовательским судном. Он использовался в качестве плавучей электростанции при разведке месторождений нефти и газа в морях Арктики.
Заменили некоторые приборы на более современные. А взамен старых телефонов (на фото) появились привычные нам дисковые.
Кстати, старые средства связи не демонтировали, а оставили на аварийный случай. И да, деревянный штурвал 1916 года тоже остался "на всякий пожарный".
Когда содержать 73-летний "Красин" стало совсем уж накладно, судно перевели в Ленинград и передали на баланс Международного фонда истории науки (МФИН). И пароход, и экипаж финансировались МФИНом.
Статус памятника истории давал экипажу парохода много свободного времени. Иной раз они не брезговали принять на грудь, и прокатиться по личным нуждам. МФИНу это, конечно же, не нравилось. Но хочу отметить: чтоб отправляться на "Красине" в другие города, а то и республики - надо машину обслуживать. И обслуживать хорошо.
Финансирование МФИНа прекратилось по причине... стрельбы по Дому Советов. И даже в этом случае слухи о попытках продать "Красин" на иголки были всего лишь попыткой привлечь внимание общественности к легендарному пароходу. Сработало.
В 2004 году "Красин" передали на баланс Музея мирового океана. Его стоянкой с ещё 1996 года стала набережная Шмидта в Санкт-Петербурге. Казалось бы, вот и всё, и ржаветь бы "Красину" до конца своих дней. Но взгляните ещё раз на фото из машинного отсека. Что-нибудь напоминает вам о распространённом техническом состоянии музейных экспонатов? Вопрос риторический.
Старший механик, который проводил мне экскурсию, то и дело заглядывал в неприметные лючки в полу. Тут сальник потёк - надо подкрутить. Там - смазать. И произносил с гордостью: "Надо будет - в море выйдем!"
Когда мы зашли в котельную, вокруг третьего и четвёртого котлов царил полнейший хаос. Весь пол был в мазуте, рядом валялись тряпки, инструменты, фонари - это чистили топки.
Старший механик знает в "Красине" каждую трубку. Цвет палатки и заслуги парохода интересуют его меньше, чем сохранение "действующей плавучей электростанции" в бодром здравии.
Не дословно: "В 2014 году своим ходом в залив выходили. Вчерашние студенты вели, все четыре генератора запустили. Не понимаю, зачем им четыре, обычно двух хватает. А в заливе трафик большой - ход то сбавляем, то прибавляем. Он и обесточился. Ну ничего, запустили. Пароходы-то не каждый водить умеет..."
В 2014 году судно как раз прошло капитальный ремонт в сухом доке, и проходил испытания в Финском заливе. А мелким ремонтом занимаются курсанты морских училищ во время практики. Так машинка "Красина" в шоколаде и живёт.
И вправду, не останется тех, кто пароходы водить умеет, а этого снова где-нибудь в заливе обесточат. Кто знает, может, судьба у "Красина" такая: оказываться рядом в нужный момент.
На этом всё, жмите палец вверх, подписывайтесь. А я продолжаю искать интересные локации и рассказывать о них вам (: