Где по выходным не работает полиция и как позвонить жене без мобильника
Андрей Ивченко — специалист отдела защиты информации СПО «Арктика». А с 2018 года — и капитан яхты «Агиней», на которой, ещё будучи матросом, он исходил немало российских и зарубежных вод. Первый дальний поход случился в 2002-м, спустя два года после того, как Андрей переступил порог яхт-клуба...
За приключениями!
После армии Андрей Олегович занимался водным туризмом. Потом сделал перерыв, но понял, что надо куда-то деть энергию. Всё решил случай: на производстве познакомился с капитаном яхты «Агиней» Виктором Ивановичем Кузнецовым. Тогда он трудился ответственным сдатчиком на Севмаше, сейчас уже на пенсии. Слово за слово, и, однажды ступив на борт, Андрей решил окунуться в яхтенный спорт.
Многому научил Андрея капитан Кузнецов. Чтобы ходить под парусом, нужно выучить много правил: от техники безопасности до навыков навигации. Отучившись на курсах Архангельской парусной федерации, наш герой стал обладателем удостоверения яхтенного капитана.
— На борт меня влечёт романтика дальних странствий. В детстве я любил фантастику, мне хотелось увидеть другие страны, проверить свои силы. Сейчас в яхтенном спорте остались одни энтузиасты: кого-то отпугнули новые налоги, кто-то отошёл от дел в силу возраста. А те, кто остались в яхт-клубе, мотивированы прежде всего чувством свободы и жаждой приключений. Сейчас я каждые выходные нахожусь на яхте, чтобы за ней «ухаживать».
У каждой яхты есть имя. И неспроста: по моряцким правилам к ней принято обращаться, как к живой.
К берегам Шотландии
Первый дальний поход оказался для Андрея и самым долгим, когда яхта «Агиней» отправилась к берегам Шотландии:
— Мы отправились в путь по приглашению фирмы KBA «KALEDONIA», которая строит плавучие буровые платформы. Российская сторона купила у них верхнее строение платформы «Хаттон», которое использовали при строительстве «Приразломной». Когда шли переговоры, мы обмолвились о яхтенном спорте и нашли поддержку.
Поход был приурочен к 450-летию прибытия в Никольское устье Двины английского мореплавателя Ричарда Ченслера. Команда из четырёх человек, включая А. Ивченко, отправилась севером через Норвегию. Яхта «Агиней» прошла через Белое, Баренцево, Норвежское и Северное моря, прежде чем добраться в шотландские города Абердин и Стонхейвен.
В Архангельске состав закрыл границу и отправился в путь, уже без права приставать к российскому берегу, чтобы больше не проходить паспортный и таможенный контроль. Первой остановкой стал г. Вардё в Норвегии.
— Нужно было поставить печать о пересечении границы. Но, оказалось, что по выходным у них полиция не работает! Пришлось заночевать. Мы погуляли по городу, пофотографирововались. Кстати, офицеры долго не могли понять, зачем нам печать. Мол, шенгенская зона. А мы русские, нам нужны печати! Они советовались, звонили куда-то, в итоге поставили отметки, — улыбается капитан.
Следующая остановка — Лофотенские острова, п. Рейне. «Агиней» заходил по шторму, команда пережидала там два дня:
— Во время шторма, конечно, страшно. Один раз пережил, на следующий — будет спокойнее: уже знаешь, что тебя ждёт и как правильно реагировать. Команда работает слаженно, это придаёт уверенности.
В 2001-м были проблемы со связью: мобильных в России почти не было. Единственным в области спутниковым аппаратом располагала Архгеологодобыча, его и арендовали для похода по требованиям к снабжению судов:
— Команда должна сообщать в Архангельскую портовую службу информацию о местонахождении, состоянии лодки в строго определённое время. Что касается семей, то рассказывали обо всём первому, кому дозванивались, а этот человек передавал остальным.
Да и соединение устанавливалось непросто. Спутниковый телефон (размером с факсимильный аппарат!) был оснащён антенной, которую надо либо куда-то устанавливать, либо держать над головой. В море качка, волнение − связь не удержать. Каждый раз команда выходила на берег и разворачивала целую станцию.
— Каково было иностранцам, которые видят лодку с чужим флагом и экипаж с кучей оборудования, устанавливающий связь «с космосом»… За рубежом-то уже ходили с мобильниками, а тут мы! — улыбается Андрей.
«Ноу итальяно, рашен»
В Абердине местный порт был предназначен для крупных судов, поэтому команда причалила в гавани городка Стонхейвен на юге Шотландии за день до срока. Весь переход занял 22 дня. Рядом с лодкой остановился мужчина. На условном английском завязался диалог:
— Итальяно? — указывав на флаг, спросил собеседник.
— Ноу итальяно, рашен! — ответил экипаж.
Мужчина отошёл и вернулся уже в кителе с просьбой к капитану — разрешить зайти на борт. По Международному морскому праву иностранное судно в другой стране считается территорией другого государства.
— Мужчина оказался капитаном гавани. За 20 лет работы наша лодка стала первой из России в его практике. Потому нам разрешили причалить сразу, не дожидаясь официального дня прихода яхты. Вскоре мы отправились в город и попали на национальный праздник: кругом мужчины в килтах, звучит волынка, идут народные гуляния под музыку оркестра. Очень необычно! — повествует Андрей.
Команда пробыла в Шотландии пять дней. Экипаж свозили на производство, где был изготовлен «Хаттон». Это совсем не похоже на наши судозаводы: все основные рабочие оформлены по найму, в штате только 15 сотрудников — руководители и начальники цехов, бухгалтерия. Строительство идёт под открытым небом. Однако наливные бассейны больше, чем у нас. И там не нужно накачивать воду: за счёт естественных приливов вода поднимается на 3-4 метра.
— Были и на легендарном озере Лох-Несс, — говорит Андрей. — Несси не видели, только каменный памятник на берегу.
Путь домой
На родину возвращались уже по другому маршруту: пройдя через Северное море, первую остановку сделали в Германии на о. Гельголанд, затем в городе Нойштадт:
— Благодаря этому путешествию, Северодвинск и Нойштадт стали городами-побратимами.
Потом «Агиней» шёл через Балтику, Польшу, Калининград, Санкт-Петербург. И по внутренним водам домой: река Нева — Ладожское озеро — река Свирь — Онежское озеро — Беломоро-Балтийский канал — Белое море. Весь поход занял 52 дня!
— Было отрадно вновь услышать родную речь, увидеть родной город и много красивых девушек вокруг. Во время путешествия настороженного отношения к русским людям мы не заметили. А уж после небольшого застолья разбиваются даже языковые барьеры!
Яхтенный спорт в Европе развит, особенно в Голландии и Германии, в городах рядом с водоёмами. Там практически у всех есть лодки, а детям с малых лет прививают навыки поведения в воде. Но в дальние походы там ходить некуда, расстояния не те, да и некогда. Иностранцы нам завидуют и охают, когда узнают об отпуске в 50 дней!
После первого похода в Шотландию каждые два-три года «Агиней» отправлялся в дальние странствия. Четыре раза команда ходила в Норвегию, трижды — в Германию (напрямую и через Швецию), один раз в Нидерланды с разными культурно-историческими целями.
— Как правило, судно идёт вдоль берега, мы редко находимся далеко в открытом море, — рассказывает Андрей. — Однажды мы шли в балтийских водах, где нас настиг шторм: почти двое суток мы бултыхались и не спали. Вдруг на горизонте показался островок, мы решили причалить. Оказалось, это заповедник, который напомнил наши Ягры: те же дюны и сосенки, но деревья маленькие, растут не в длину, а в ширину.
Неподалёку от берега плескались балтийские тюлени! Никогда до этого таких не видели. Будто необитаемый остров!
Мы переждали шторм и на следующий день отправились в путь. Это удивительные открытия: хотя о. Готска-Сандён есть на карте, мы попали туда случайно.
Крайний и самый дальний поход Андрея был в 2015 году, когда «Агиней» отправился в Амстердам. С тех пор яхта бороздит просторы Белого моря.
— Я хожу в Карелию, где тоже удивительная природа. В России много красивых мест. Стараюсь не пропускать и Соловецкую регату. К слову, до 2015-го мы регулярно участвовали в соревнованиях.
Экипаж «Агинея» всегда был в первой тройке. В чём секрет успеха? Надо сходить в дальний поход. В путешествии приходит опыт, чтобы делать всё качественно и без раздумий.