Когда после Второй Мировой войны, в процессе распада колониальной системы, было введено понятие "права наций на самоопределение". Тогда еще в виде статьи в уставе ООН, а не отдельной декларации. Никто не задумывался о готовности некоторых народов им воспользоваться.
Это был июнь 1945 года. Международное сообщество пребывало в эйфории, после победы над фашизмом. Всем казалось, что пришло время всеобщего мира и процветания.
Однако уже через несколько лет стало ясно, что не все народы готовы принять независимость и правильно ею пользоваться. Часть из них просто не знала что с нею делать. Как, а главное на чем, строить свое государство.
У них отсутствовала государство-образующая идея в менталитете.
Более того, многие, кто больше всего выступал и боролся за независимость. Оказались перед вопросом "И что дальше?".
Цель объединявшая народ достигнута, а дальше что? Где найти идеологическую базу, которая, продолжая объединять народ, сподвигнет его на строительство собственной страны?
Для некоторых народов это стало неразрешимой проблемой, поэтому получив независимость, они:
- либо, распадались на части, начиная вести внутренние межэтнические или межконфессиональные войны;
- либо, предъявляли территориальные претензии к соседям, сплачиваясь тем самым на основе общего врага.
Таких примеров можно привести десятки: в Африке, на Ближнем Востоке, и даже на Южном Кавказе.
У народов, которые многие века находились под властью чужих правителей, атрофировался позитивный созидательный посыл в менталитете.
Каждый из их представителей в отдельности, готов строить и благоустраивать собственное жилище, но объединиться, чтобы строить государство в целом, они не могут. Слишком привыкли существовать на бытовом микроуровне, где все из более высоких сфер за них решают другие.
Мусаватисты и дашнаки
Мусаватистов часто сравнивают с дашнаками, хотя это абсолютные противоположности.
«Мусульманская демократическая партия Мусават» («Равенство») никогда не выступала за выход из состава Российской Империи, она боролась за равные права мусульман и европейский путь развития.
Более того, во время Первой Мировой войны призывала мусульман "довести войну с Османской империей до победного конца" (на страницах газеты «Açıq söz», где главредом был Расулзаде).
Вот первые семь основных пунктов программы "Мусават":
У "Армянской Революционной Федерации (Дашнакцутюн)" все было наоборот. Их целью была "политическая и экономическая свобода", сначала "Турецкой Армении", а потом и всех территорий населяемых армянами.
22 февраля (7 марта) 1907 года в Вене состоялся IV съезд партии, который считается одним из самых значимых. Официально съезд принял «социалистическую» программу, отличавшуюся от предыдущей также и географическим охватом. Деятельность партии по защите интересов армян теперь должна была распространяться, помимо турецкой, также и на российскую Армению.
Мусават никогда не поднимал восстаний и тем более не проводил терактов, а дашнаки только своими терактами убили десятки людей.
Из самых значимых покушений — убийство бакинского губернатора Михаила Накашидзе и генерала Максуда Алиханова-Аварского (при этом погибла жена генерал-лейтенанта Глебова), ранение главнокомандующего российской армией на Кавказе князя Голицына (которого спасла только кольчуга, которую он носил).
Попробую покороче
Даже в сложные времена отречения Николая Второго от престола, мусаватисты были против распада Империи (между прочим программа партии, скрин который я представил выше, была принята 29 октября 1917 года.)
О том, как метались дашнаки, поочередно предавая, то белых, то большевиков, с одной целью - получить свое государство писать не буду.
В конце концов, 28 мая 1918 года, армяне и азербайджанцы получили свои государственные образования. Казалось бы стройся и развивайся.
Но уже 30 мая Армянский национальный совет в Тифлисе объявил себя в «Обращении к армянскому народу» «верховной и единственной властью армянских уездов».
Территориальные претензии были ко всем соседям.
Народ, который был объединен идеей независимости, стал строить свое государство на идеологии реваншизма.
Тоже самое повторилось через 70 лет.
Как только Союзная власть ослабла, армяне начали играть в прежние игры. Собственно, они никогда и не прекращались, достаточно вспомнить теракт в Москве, просто это было загнано в подполье.
Но опять, получив независимость, Армения воспылала реваншизмом.
Более того, уже захватив значительную часть территории Азербайджана никак не шла на мирное урегулирование, потому-что других объединяющих народ идей не было.
После осени 2020 года фетиш исчез и что мы видим? Единого армянского народа нет. Каждый тянет в свою сторону, причем исключительно из личных интересов.
В Азербайджане после проигрыша в Первой Карабахской все было совсем иначе. После соглашения о режиме прекращения огня, началось строительство страны. Это была первоочередная цель.
О потерянных землях помнили, но это скорее была тихая грусть, с твердой уверенностью, что они будут возвращены.
Сейчас, после восстановления территориальной целостности, народ опять объединен идеей их восстановления. Возвращения беженцев в родные города и села. Планов громадье.
Было ли такое в Армении, когда она оккупировала почти четверть территории Азербайджана? Конечно нет. Это видно по тому, в каком состоянии была эта земля.
Ну не могут и не хотят ребята развивать свою страну. Они даже готовы завернуть экономически выгодные проекты, ради своих ненавистнических идей.
И опять ищут Большого хозяина, который будет решать все за них. Как предыдущие 10 веков.