Найти в Дзене
Визит в Карабах

Народы, которым "жмет" государственность: некоторые из них совсем рядом

Оглавление

Когда после Второй Мировой войны, в процессе распада колониальной системы, было введено понятие "права наций на самоопределение". Тогда еще в виде статьи в уставе ООН, а не отдельной декларации. Никто не задумывался о готовности некоторых народов им воспользоваться.

Это был июнь 1945 года. Международное сообщество пребывало в эйфории, после победы над фашизмом. Всем казалось, что пришло время всеобщего мира и процветания.

Однако уже через несколько лет стало ясно, что не все народы готовы принять независимость и правильно ею пользоваться. Часть из них просто не знала что с нею делать. Как, а главное на чем, строить свое государство.

У них отсутствовала государство-образующая идея в менталитете.

Более того, многие, кто больше всего выступал и боролся за независимость. Оказались перед вопросом "И что дальше?".

Цель объединявшая народ достигнута, а дальше что? Где найти идеологическую базу, которая, продолжая объединять народ, сподвигнет его на строительство собственной страны?

Для некоторых народов это стало неразрешимой проблемой, поэтому получив независимость, они:

  • либо, распадались на части, начиная вести внутренние межэтнические или межконфессиональные войны;
  • либо, предъявляли территориальные претензии к соседям, сплачиваясь тем самым на основе общего врага.

Таких примеров можно привести десятки: в Африке, на Ближнем Востоке, и даже на Южном Кавказе.

У народов, которые многие века находились под властью чужих правителей, атрофировался позитивный созидательный посыл в менталитете.

Каждый из их представителей в отдельности, готов строить и благоустраивать собственное жилище, но объединиться, чтобы строить государство в целом, они не могут. Слишком привыкли существовать на бытовом микроуровне, где все из более высоких сфер за них решают другие.

Мусаватисты и дашнаки

Мусаватистов часто сравнивают с дашнаками, хотя это абсолютные противоположности.

«Мусульманская демократическая партия Мусават» («Равенство») никогда не выступала за выход из состава Российской Империи, она боролась за равные права мусульман и европейский путь развития.
Более того, во время Первой Мировой войны призывала мусульман "довести войну с Османской империей до победного конца" (на страницах газеты «Açıq söz», где главредом был Расулзаде).

Вот первые семь основных пунктов программы "Мусават":

-2

У "Армянской Революционной Федерации (Дашнакцутюн)" все было наоборот. Их целью была "политическая и экономическая свобода", сначала "Турецкой Армении", а потом и всех территорий населяемых армянами.

22 февраля (7 марта) 1907 года в Вене состоялся IV съезд партии, который считается одним из самых значимых. Официально съезд принял «социалистическую» программу, отличавшуюся от предыдущей также и географическим охватом. Деятельность партии по защите интересов армян теперь должна была распространяться, помимо турецкой, также и на российскую Армению.


Мусават никогда не поднимал восстаний и тем более не проводил терактов, а дашнаки только своими терактами убили десятки людей.

Из самых значимых покушений — убийство бакинского губернатора Михаила Накашидзе и генерала Максуда Алиханова-Аварского (при этом погибла жена генерал-лейтенанта Глебова), ранение главнокомандующего российской армией на Кавказе князя Голицына (которого спасла только кольчуга, которую он носил).

Попробую покороче

Даже в сложные времена отречения Николая Второго от престола, мусаватисты были против распада Империи (между прочим программа партии, скрин который я представил выше, была принята 29 октября 1917 года.)

О том, как метались дашнаки, поочередно предавая, то белых, то большевиков, с одной целью - получить свое государство писать не буду.

В конце концов, 28 мая 1918 года, армяне и азербайджанцы получили свои государственные образования. Казалось бы стройся и развивайся.

Но уже 30 мая Армянский национальный совет в Тифлисе объявил себя в «Обращении к армянскому народу» «верховной и единственной властью армянских уездов».

Территориальные претензии были ко всем соседям.

-3

Народ, который был объединен идеей независимости, стал строить свое государство на идеологии реваншизма.

Тоже самое повторилось через 70 лет.

Как только Союзная власть ослабла, армяне начали играть в прежние игры. Собственно, они никогда и не прекращались, достаточно вспомнить теракт в Москве, просто это было загнано в подполье.

Но опять, получив независимость, Армения воспылала реваншизмом.

Более того, уже захватив значительную часть территории Азербайджана никак не шла на мирное урегулирование, потому-что других объединяющих народ идей не было.

После осени 2020 года фетиш исчез и что мы видим? Единого армянского народа нет. Каждый тянет в свою сторону, причем исключительно из личных интересов.

В Азербайджане после проигрыша в Первой Карабахской все было совсем иначе. После соглашения о режиме прекращения огня, началось строительство страны. Это была первоочередная цель.

О потерянных землях помнили, но это скорее была тихая грусть, с твердой уверенностью, что они будут возвращены.

Сейчас, после восстановления территориальной целостности, народ опять объединен идеей их восстановления. Возвращения беженцев в родные города и села. Планов громадье.

Было ли такое в Армении, когда она оккупировала почти четверть территории Азербайджана? Конечно нет. Это видно по тому, в каком состоянии была эта земля.

Ну не могут и не хотят ребята развивать свою страну. Они даже готовы завернуть экономически выгодные проекты, ради своих ненавистнических идей.

И опять ищут Большого хозяина, который будет решать все за них. Как предыдущие 10 веков.